Недоспасова - Русское юродство XI-XVI веков

Недоспасова - Русское юродство XI-XVI веков
Приступая к исследованию столь типичного для русской Церкви и в то же время загадочного явления, как юродство Христа ради, прежде всего необходимо объяснить причины, побудившие взяться за такую тему. Изучение истории Церкви, особенно в таком верующем обществе, каким была некогда Святая Русь, открывает нам путь к пониманию не только внутрицерковной политики, но и духовной жизни, и мировоззрения целого общества.
 
Феноменальное по величине число юродивых Христа ради в России (по сравнению с другими христианскими странами) ясно показывает, что этот вид подвижничества именно здесь нашел благодатную почву; по выражению Г.П Федотова, «юродивый так же необходим для Русской Церкви, как секуляризованное его отражение, – Иван-дурак, – для русской сказки». Тем не менее, монументальных трудов по исследованию юродства Христа ради вообще и русского юродства в частности до сих пор не выходило. Мы попытались хоть частично восполнить этот пробел и в своей работе рассмотрели сущность подвига юродства и его многоступенность, на примере житий византийских юродивых блаж. Симеона Эмесского и блаж. Андрея Цареградского мы указали на наличие разных позиций в восприятии подвига юродства и выделили основные его составляющие, используя преимущество этих двух источников – личное знакомство составителей житий с блаженными.
 

Недоспасова Татьяна Андреевна - Русское юродство XI-XVI веков

Литрес-Самиздат, 1997. - 84 с.
 

Недоспасова Татьяна Андреевна - Русское юродство XI-XVI веков - Содержание

  • Русское юродство XI-XVI веков Введение
  • Смысл подвига юродства по учению Церкви
    • Предварительные замечания
    • Три вида юродства
    • Юродство всех христиан
    • Юродство подвижников
    • Юродство самих Христа ради юродивых
  • Источники и историография
    • Источники
    • Исследования
  • Византийское юродство
    • Истоки юродства

  • Юродство на Руси
    • Преп. Исаакий Печерский
    • Прокопий Устюжский
    • Святой Максим Московский
    • Святый Исидор Ростовский
    • Святой Василий Блаженный, Московский
    • Святой Николай Псковский Салос
    • Святой Иоанн Московский
    • Русское юродство в глазах иностранцев
    • Феномен юродства Христа ради в религиозном мире
    • Лжеюродство
    • Историческая география русского юродства
    • Особенности житий юродивых
    • Значение юродства на Руси
  • Библиография
  • Уроки из житий святых юродивых

Недоспасова Татьяна Андреевна - Русское юродство XI-XVI веков - Отрывок из книги

 
Основным источником для истории юродства, как и для истории любого другого вида подвижничества, официально прославленного и чествуемого Церковью, являются жития святых. Используя их как исторический источник, мы должны учитывать, что жития не являются точными биографиями, и их составители не преследовали цели дать точные хронологические рамки или перечислить всех родственников прославляемого святого и все правящие тогда княжеские роды. Основной целью житийной литературы являлась задача «извлечь из описываемой деятельности практические уроки жизни, представить в биографических чертах нравственные парадигмы». Жития святых читались в церкви (на утрени, или после шестой песни канона, или разбивались на несколько чтений после кафизм), таким образом дополняя службу святому назидательным повествованием о подвигах его. Итак, жития являются частью литургического творчества. Несмотря на то, что они не всегда точны в передаче биографических черт жизни святого, они точнее других источников передают сам смысл подвига в том виде, каким он представлялся для современников и, в свою очередь, формируют воззрения верующих последующих поколений на подвиг.
 
Рассматривая жития русских юродивых, мы сразу можем заметить, что большинство из них составлено много спустя после преставления святых, и часто биографические факты агиограф передает в самых общих чертах, но из-за этого жития не утрачивают свою значимость, поскольку чем меньше в житии биографических сведений, тем, соответственно, больше в нем будет общих мест и тех фраз, какие, по мнению составителя, более всего характерны для типа юродивого. Мы будем рассматривать житие юродивого именно как многослойный источник, представляющий нам, во-первых, самого юродивого в его историческом окружении, во-вторых, воззрение на юродивого, существовавшее при составлении жития, и, в-третьих, последующие изменения этого воззрения, отразившиеся в позднейших редакциях жития. Необходимо также учесть наличие в житиях литературных заимствований, которые хоть и являются признаком несамостоятельности источника, но все же не лишают источник некоторой значимости, поскольку свидетельствуют о том, что представление о подвиге в этот промежуток времени не изменилось.
 
Византийские жития, рассмотренные нами, представлены житием св. Симеона Эмесского и св. Андрея Цареградского. Эти два источника представляют большую ценность для исследования подвига юродства, поскольку составлены современниками святых, непосредственно их знавшими, и, таким образом, они дают возможность проследить поведение юродивых, смысл их подвига глазами очевидца. Кроме житий, нами использовано свидетельство о св. Симеоне Евагрия, хоть и краткое, но раскрывающее одну из важных черт подвига юродства.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 7.5 (2 votes)
Аватар пользователя denpon