Селезнев Николай - Pax Christiana et Pax Islamica

Николай Селезнев - Pax Christiana et Pax Islamica
Ко времени установления на Востоке и в южной Европе арабского владычества христианский мир пребывал в состоянии разделения на несколько конфессиональных сообществ. Вераучительные споры и конфликты политических интересов многократно пораждали разделения в среде христиан. Наиболее масштабные последствия имели богословские споры по поводу соединения божественного и человеческого во Христе, что понималось как существо христианского ве­роучения.
 
Проходили эти столкновения на фоне стремления визан­тийских императоров утвердить свое влияние как в идеологическом, так и в политическом отношениях, что не могло не встречать естест­венного сопротивления и в конечном итоге имело следствием обо­собление этио-конфессиональных сообществ, оппозиционных по­литике византийских властей. 
 
В эпоху появления арабского Халифата, раскинувшегася от Бак­трии до Испании, споры оставались неразрешенными, и поражденные ими разделения- непреодоленными. Взору мусульманского докеаграфа христианский Восток представал как собрание множест­ва толков, из которых выделялись как наиболее влиятельные сироперсидекое христианство, греко-римская ортодоксия «ромеев» и со­общество стоявших за «единую природу» противников Халкидон­ского собора.
 

Николай Николаевич Селезнев - Pax Christiana et Pax Islamica - Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке

 
Российский государственный гуманитарный университет; Институт восточных культур и античности
М.: РГГУ, 2014. – 268 с.
Серия: «Orientalia et Classica», Вып. XLV
ISBN 978-5-7281-1594-6
 

Николай Селезнев - Pax Christiana et Pax Islamica - Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке - Содержание

 
Предисловие
Ираклий и Ишо`йав II: восточный эпизод в истории «экуменического» проекта византийского императора
Эпоха Халифата - «Послание о единстве» багдадского мелькита в составе энциклопедического «Свода» арабоязычного копта XlII  века 
Западносирийский книжник из Арфада и иерусалимский митрополит Церкви Востока. «Книга общности веры» и ее рукописная редакция на каршуни
Несторианский философ в коптской книжности: Ибн ат-Таййиб в пересказе Ибн ал-`Ассаля
Хунайн ибн Исхак. «Почтеннейший, единственнейший, знающий, достойный, мудрец, философ и врач»
Хроника или исторический роман? Царствование императора Зинона и события на Востоке по «Благословенному собранию» ал-Макина ибн ал-`Амида
Интерпретации происхождения названия «яковиты» у средневековых арабоязычных египетских авторов
Христианские сообщества на Востоке по свидетельству Леонхарта Раувольфа
Ибн Хазм о Боговоплощении и конфессиональном делении в христианстве
От франков до нубийцев: арабоязычный коптский книжник об особенностях христианских сообществ  (по рукописи Mingana Chr. Arab. 71)
Использованная литература 
Именной указатель
 

Николай Селезнев - Pax Christiana et Pax Islamica - Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке - Предисловие

 
Расцвет арабской культуры при Аббасидах (750-1258) внес изменения в сложившуюся картину идейного противостояния. Занятия философскими науками и творческое взаимодействие пред­ставителей разных общин, ставшие обыкновением на мусульман­ском Востоке, подчас приводили оппонентов к взаимопониманию. Правление династии Аййубидов (1171-1250), пришедших к вла­сти в Египте из Сирии, создавало политические предпосылки для 
притока переселенцен из сиро-палестинского региона, бежавших в Египет от войск хорезмшаха и монголов.
 
Переселенцы приносили с собой книги, способствуя тем самым взаимопроникновению идей, а вошедший в широкое употребление на Ближнем Востоке арабский язык обеспечивал возможность общения между представителями 
ранее обособившихся этио-конфессиональных сообществ. В XII-XIII  вв. египетская христианская арабоязычная община коптов пе­реживала культурный подъем.
 
 

Николай СелезневСелезнев Николай Николаевич

 
Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник.
Окончил РГГУ (Центр изучения религий), защитил (2006) кандидатскую диссертацию по истории вероучительного самоопределения основных направлений сирийского христианства.
 
 
 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.8 (10 votes)
Аватар пользователя constantinus