Симеон Новый Богослов - Аскетические сочинения

Преподобный Симеон Новый Богослов - Преподобный Никита Стифат - Аскетические сочинения в новых переводах
Сканирование клуба
 
На всех верных мы, верные, должны смотреть как на Единого и думать, что в каждом из них есть Христос, и относиться к каждому с такой любовью, чтобы быть готовыми положить за него души свои.
 
Никак не должны мы о ком-либо говорить или думать, что он зол, но всех видеть добрыми, как я сказал.
 
Ибо если и увидишь кого-либо обуреваемого страстями, ненавидь не брата, но страсти, воюющие против него, и если увидишь одержимого похотями и приражениями,
 
еще больше пожалей его, чтобы и самому тебе не впасть в искушение как находящемуся под властью переменчивой и непостоянной материи.
 
 

Преподобный Симеон Новый Богослов - Преподобный Никита Стифат - Аскетические сочинения в новых переводах

 
Сост. и общ. ред. епископа Илариона (Алфеева). — Изд. 3-е, испр.
СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2009. — 224 с.
Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»
ISBN 978-5-903525-04-1
 

Преподобный Симеон Новый Богослов - Преподобный Никита Стифат - Аскетические сочинения в новых переводах - Содержание

 
От Составителя
 

Преподобный Симеон Новый Богослов

  • Главы богословские, умозрительные и практические
  • Стоглав богословских и практических
  • Его же другие двадцать пять глав умозрительных и богословских
  • Его же другие сто глав богословских и практических
  • Послание об исповеди

Преподобный Никита Стифат

  • Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка
 
 

Преподобный Симеон Новый Богослов - Преподобный Никита Стифат - Аскетические сочинения в новых переводах - От составителя

 
В настоящей книге под одной обложкой собраны произведения двух византийских богословов, ученика и учителя, — преподобного Симеона Нового Богослова (X-XI вв.) и преподобного Никиты Стифата (XI в.).
 
Первую часть книги составляют «Главы богословские, умозрительные и практические» преподобного Симеона Нового Богослова. Главы преподобного Симеона представляют собой сборник, состоящий из трех частей: 100 глав «практических и богословских», 25 «умозрительных и богословских», и еще 100 «практических и богословских». Сборник представляет собой свод всего святоотеческого богословия и аскетики. Важнейшие догматические, нравственные и практические вопросы изложены в Главах с предельной ясностью и краткостью. Жанр глав, объединенных в группы по сто (так называемые «сотницы»), является традиционным для монашеской письменности со времен Евагрия, Марка Подвижника и других ранних аскетических писателей. «Главы» преподобного Симеона являются наименее личным и субъективным по содержанию, наиболее традиционным по форме из всех его произведений. Тем не менее и в них ясно прослеживается новизна его богословской мысли: это особенно относится к 25 главам, помещенным в середине сборника и являющимся его духовной сердцевиной.
 
Далее публикуется «Послание об исповеди» преподобного Симеона Нового Богослова. В некоторых рукописях это послание приписывается авторству преподобного Иоанна Дамаскина, однако большинство рукописей называют его автором именно преподобного Симеона. Стиль, язык и тематика Послания безусловно свидетельствуют в пользу авторства Симеона. В этом послании преподобный Симеон Новый Богослов развивает учение о власти «вязать и решить», которая, по его мнению, принадлежит не только рукоположенным священникам, но и монахам, наделенным духовными дарованиями. Приведем отзыв архиепископа Василия (Кривошеина) по данному поводу: «Учение преподобного Симеона о власти вязать и разрешать, выраженное в Послании "Об исповеди", является развитием его взглядов, основанных на личном опыте... Утверждая возможность обращаться к лицам, не имеющим священства, для получения от них отпущения грехов, преподобный Симеон основывается..: на предании Древней Церкви, допускавшей исповедоваться у нерукоположенных монахов».
 
Как подчеркивает архиепископ Василий, это учение «никогда не было официально принято Православной Церковью и с течением веков до такой степени забылось, что многие православные священники нашего времени, когда им говорят о нем (а слышат они это в первый раз), бывают удивлены и смущены и находят его опасным. Однако оно никогда не было ни прямо, ни косвенно осуждено Церковью. Церковное общественное мнение тоже не отвергало его, особенно в монашеских кругах... Влияние взглядов преподобного Симеона на исповедь сказывается... на обычае, старинном, но обновленном в новые времена: открывать свои помыслы и душевные движения монахам, известным своей святостью, не спрашивая от них разрешения грехов, если они не иеромонахи» (Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126-127).
 
Публикуемый далее текст «Жития преподобного Симеона», написанного Никитой Стифатом, представляет особый интерес — прежде всего потому, что автором его является человек, знавший святого лично и бывший его верным учеником. Перевод «Жития» выполнен филологом-классиком и византинистом Л. А. Фрейберг. Этот перевод — труд многих лет. Перевод не претендует на научность: это прежде всего перевод на русский литературный язык. Отметим, что делала его очень пожилая женщина с совсем слабым зрением: ей приходилось пользоваться лупой, чтобы различать буквы. При подготовке к публикации перевод заново сверен с оригиналом и отредактирован.
 
Во всех публикуемых текстах цитаты из Священного Писания переведены в соответствии с тем, как они даны у авторов. В святоотеческую эпоху Писание совсем не всегда цитировали буквально: чаще цитаты давали в пересказе. При переводе на русский язык мы прежде всего заботились о верности переводимого текста оригиналу и потому не приводили цитаты в соответствие с Библией.
 
Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев)
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Andron