Скрижали

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Скрижали" - Ветхозаветные исследования - Новозаветные исследования
Журнал "Скрижали" - Ветхозаветные исследования - Новозаветные исследования
Месопотамский памятник «Разговор господина с рабом», созданный около X века до Р. X. имеет целый ряд параллелей с библейской Книгой Екклезиаста. Это обусловлено тем, что оба этих памятника принадлежат к так называемой литературе мудрых, которая имела межнациональный характер и была распространена на географическом пространстве, которое можно назвать библейским миром.
 
Сходство между рассматриваемыми памятниками касается и их диалогичного характера, и их внимания к проблемам жизни и смерти, проблеме смысла человеческой деятельности, и их общего пессимизма, их отношения к женщине, их признания непостижимости мудрости, а также наличия юмористических элементов. Объединяет их и поиск блага.
 

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 3

Сост. и гл. ред. В. В. Акимов.
Минск : Ковчег, 2012.- 142 с.
ISBN 978-985-7006-65-6

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 3 – Содержание

  • В. В. Акимов. От редакционной коллегии
  • Г. В. Синило. Загадки Экклесиаста: религиозно-философская и социально-этическая проблематика
  • В. В. Акимов. Древнеегипетские «Речения Ипувера» и библейская Книга Екклезиаста
  • В. В. Акимов. «Что есть благо?»: поиск блага в месопотамском «Разговоре господина с рабом» и библейской Книге Екклезиаста
  • Диакон А. Выдрин. Некоторые археологические свидетельства историчности повествования Летописца о царе Езекии в 2 Пар. 29-32
  • В. В. Лозовский. Церемония ординации священников и инаугурации нового первосвященника в кумранском Храмовом свитке 11Q19 (1 lQTemplea)
  • Священник М. Самков. Идеология и перевод Библии. Перевод Бубера-Розенцвейга

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 3 – В. В. Акимов «Что есть благо?»: поиск блага в месопотамском «Разговоре господина с рабом» и библейской Книге Екклезиаста

 
В отличие от библейской книги, месопотамский памятник оставляет вопрос о благе практически без ответа. Ответ, изображающий благо как бездействие и как смерть, не лишен юмора. Глубокая философская проблема представляется в нем в развлекательной, веселой форме. «Разговор» ставит проблему о благе, но не дает на него полного ответа. Он только подчеркивает ограниченность человеческой мудрости, человеческого понимания. В Книге Екклезиаста также имеется и скепсис, пессимизм, и юмор, и признание человеческой ограниченности. Но само благо в ней, в конченом счете, неотделимо от исполнения заповедей Бога, то есть от Самого Бога, без Которого весь мир и вся человеческая жизнь и деятельность становятся мимолетной, пустой, тщетной, суетной и бессмысленной.

Скрижали. Серия «Новозаветные исследования». Выпуск 4Скрижали. Серия «Новозаветные исследования». Выпуск 4

Сост. и гл. ред. В. В. Акимов.
Минск : Ковчег, 2012.- 142 с.
ISBN 978-985-7055-09-8

Скрижали. Серия «Новозаветные исследования». Выпуск 4 – Содержание

  • В. В. Акимов. От редакционной коллегии
  • Карл-Вильгельм Нибур. Приветственный адрес участникам Иеронимовских чтений от Восточноевропейской комиссии Международного общества исследователей Нового Завета
  • Протоиерей Д. Н. Савин. Ординарный профессор Η. Н. Глубоковский и его «Замечания на славяно-русский текст Евангелия Матфея, Марка, Луки и Иоанна» (история рукописи)
  • Η. Н. Глубоковский. Замечания на славяно-русский текст Евангелия Иоанна (Ин. 1)
  • Протоиерей А. В. Васин. Цитирование псалма 109 в синоптических Евангелиях в перспективе интерпретации псалма в других новозаветных книгах
  • В. В. Лозовский. 1 lQTa XV 01-5 (семь корзин с хлебами) и Мк. 8:14-21
  • Священник А. Раздоров. Изгнание торгующих из Храма по Евангелию от Иоанна: хронологическая проблема
  • Диакон С. Г. Рогальский. Особенности толкования книги Апокалипсис
  • Диакон Н. В. Шульмин. Расторжение брака в свете учения Библии и Корана
  • В. В. Акимов. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа в иконографии Востока и Запада
  • V.V. Akimov. Jesus Christ’s sufferings and death in the iconography of the East and the West

Скрижали. Серия «Новозаветные исследования». Выпуск 4 – Диакон С. Г. Рогальский. Особенности толкования книги Апокалипсис

 
Книга Откровения богата ссылками и аллюзиями на Ветхий Завет. Их насчитывается 285, это больше, чем в любом другом произведении Нового Завета. Они не случайны, но существенны для осознания смысла. Без осознания этих аллюзий, не заметив их, смысл многих, если не всех, образов почти недоступен для понимания. Если нас удивляет, что средний христианин в Асии мог понять во всем этом множестве намеков и образов, то следует вспомнить, что иудеохристианский характер большинства из этих церквей делал для них Ветхий Завет гораздо более понятным и близким, чем для большинства наших современных христиан.
 
Наряду с аллюзиями на Ветхий Завет, образы Апокалипсиса отражают мифологию современного Иоанну мира. Можно проследить, как отразились в этой книге некоторые широко известные мифы Древней Греции, как отразились, например, астрологические представления Вавилона или идея вторжения с Востока, из-за Евфрата (9:13-19; 16:12), где отражена реальная политическая опасность для Римской империи I века со стороны Парфянского царства.
Жестокая и чуждая цивилизация казалась для римлян страшной угрозой, хотя для многих подданных Рима на востоке империи парфянское вторжение казалось освобождением от римского угнетения. Так апостол Иоанн использует образы, мифы, надежды и опасения своих современников, чтобы сделать все это элементами христианского пророчества.
 
Все эти образы и символы надо понимать в специфической ситуации первых читателей книги, в их социальной, политической, культурной, религиозной ситуации. Книга Апокалипсис должна была быть понятна читателю как из иудеохристианского окружения, так и читателю из среды язычников. Поэтому поняв книгу в границах того времени, мы сможем использовать ее смысл и значение для нашего времени.
 
Образы книги Откровения требуют тщательного изучения, если современный читатель желает постичь ее богословский и жизненный смысл. Благодаря непониманию образов и того, как они передают смысл, возникло множество неправильных, произвольных и самых фантастических толкований Апокалипсиса и в древности, и у наших «просвешенных» современников.

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 5

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 5

Сост. и гл. ред. В. В. Акимов.
Минск : Ковчег, 2013.- 150 с.
ISBN 978-985-7055-31-9

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 5 – Содержание

  • В. В. Акимов. От редакционной коллегии
  • Г. В. Синило. Особенности комментаторского метода Иеронима Блаженного (на примере Комментария на Книгу Екклезиаста)
  • В. В. Акимов. Аккадский «Эпос о Гильгамеше» и библейская Книга Екклезиаста
  • Игумен Арсений (Соколов). Восстановление давидова царства: комментарий к Книге пророка Амоса, 9:11-15
  • В. В. Лозовский. Праздник древесного предложения в кумранском Храмовом свитке (11QT 23:02-24:16) и в параллельных источниках
  • Протоиерей А. В. Васин. Толкование Псалма 109 в трудах святых отцов и учителей Церкви I-III века
  • Иеродиакон Лука (Филатов). Толкование преподобного Амвросия Оптинского на «Песни восхождения»

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 5 – Иеродиакон Лука (Филатов). Толкование преподобного Амвросия Оптинского на «Песни восхождения»

 
В духовном наследии преподобного Амвросия Оптинского заметное место занимают толкования на псалмы и отдельные псаломские стихи, используемые старцем в наставлениях. Толкование преподобного Амвросия на 126-ой псалом было надиктовано Оптинским старцем для общего назидания. Яркой особенностью этого экзегетического труда является обращение к трудам великих отцов Древней Церкви и богословов Византийского периода: блаженного Феодорита Киррского, святителя Афанасия Великого, преподобного Феодора Студита, преподобного Никиты Стифата, преподобного Иоанна Лествичника. Преподобный Амвросий, конечно, не стремился к написанию академического трактата. Целью его посланий была духовная польза широкого круга адресатов. Оптинский старец предложил изъяснение всех стихов 126-го псалма, а также второго стиха 127-го псалма.

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования»

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования» - Выпуск 10

Сост. и гл. ред. - архимандрит Сергий (В. В. Акимов).
Минск : Ковчег, 2015. - 148 с.
ISBN 978-985-7137-41-1

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 10 – Содержание

  • Архимандрит Сергий (Акимов). От редакционной коллегии
  • Архимандрит Сергий (Акимов). Проблемные места масоретского текста Книги Екклезиаста в новом русском переводе под редакцией Μ. П. Кулакова и Μ. М. Кулакова
  • Игумен Арсений (Соколов). Комментарий к книге пророка Осии 3:1-5
  • С. Пучкова. Сокрушение сосудов горшечника как образ обновления в таинстве Крещения: традиции толкования Пс. 2:9b в Антиохии в IV-V веках
  • Б. А. Тихомиров. Человек в системе библейского мировосприятия. Опыт прочтения первых глав книги Бытие
  • Н. А. Хандога. Эсхатология святителя Викторина Петавийского в контексте толкования Шестоднева
  • А. С. Богданенков. Концепция «власти небесной» как основополагающий мотив философии истории в книге пророка Даниила
  • Приложение «Новозаветные исследования»
  • А. С. Богданенков. Sitz im Leben Матфеевой интерполяции «μηδέ σαββάτω» (Мф. 24:20)
  • Д. Б. Осипов. Новый Завет и палестинский иудаизм в исследованиях Э.П. Сандерса

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 10. – С. Пучкова. Сокрушение сосудов горшечника как образ обновления в таинстве Крещения: традиции толкования Пс. 2:9b в Антиохии в IV-V веках

 
В III-IV веках существовали также другие понимания Пс. 2:9. Например, о сокрушении сосудов, то есть язычников, уверовавших во Христа, жезлом пастырским на пользу им самим говорит Ориген и, возможно в след за ним, святой Василий Великий - о сокрушении «бренного и перстного ко благу пасомых». Образ жезла железного как Римского царства в связи пророчеством Даниила (Дан. 2:40) мы встречаем в комментарии на псалмы, предположительно принадлежащем Евсевию Кесарийскому, в огласительных беседах святого Кирилла Иерусалимского и в одном из слов святого Григория Богослова. У святого Григория также находится место, где, как у Дидима, жезл железный противопоставляется жезлу пастырскому как жезл, которым Бог наказывает, жезлу, которым Он наставляет.

 

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 11Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 11

Сост. и гл. ред. - архимандрит Сергий (Акимов).
Минск : Издательство Минской духовной академии, 2016.-144 с.
ISBN 9789-985-7145-09-9

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 11 – Содержание

  • Архимандрит Сергий (Акимов). От редакционной коллегии
  • Г. В. Синило. Поэтика Книги Хвалений и мировая лирическая поэзия
  • Архимандрит Сергий (Акимов). Проблемы перевода и толкования Еккл. 1:4-7
  • Игумен Арсений (Соколов). Ос 4:1-3 как «программное введение» в Ос 4-11
  • А. С. Богданенков. От конфессионального догматизма к поликонфессиональному компромиссу: идеология перевода трудных мест в Современном переводе Библии под редакцией М. П. Кулакова и М. М. Кулакова на примере Дан. 8:8, 9
  • А. А. Торканевский. Библейские основы этического учения в Первом Послании к коринфянам Климента Римского
  • А. С. Богданенков. Концепция «власти небесной» как основополагающий мотив философии истории в книге пророка Даниила
  • Иеромонах Аркадий (Лозовский). Загадка «Медного свитка» (3Q15): теории и интерпретации
  • Приложение «Рецензии»
  • Б. Бюркле. «Единство церкви в Новом Завете»
  • А. Тихомиров. Шварц Ганс. «Мартин Лютер. Введение в жизнь и труды»

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 11 – А. А. Торканевский. Библейские основы этического учения в Первом Послании к коринфянам Климента Римского

 
Во-первых, анализ Послания показывает, что это скорее назидательное, дидактическое произведение, нежели вероучительное. Хотя автор и касается вопросов церковного устройства, эсхатологии и христологии, все же нравственные увещевания преобладают над догматикой. Вопросы вероучения не разработаны настолько, как вопросы этики. Очень важно, что морально-нравственные нормы, проповедуемые Климентом, носят выраженный сотериологический оттенок. Климент выстраивает четкую модель поведения, которая может привести христианина ко спасению.
 
Во-вторых, очевидно, что принципиальные моменты этического учения Климента основаны на библейских примерах. Причем это преимущественно принципы, отраженные в Ветхом Завете. Чаще всего примером, иллюстрирующим высокие нравственные идеалы, является ветхозаветный праведник. Реже - сам Спаситель. Исходя из даты создания документа, можно заключить, что это, возможно, самый ранний неканонический христианский памятник, где приводятся новозаветные цитаты.
 
В-третьих, важнейшими этическими категориями для автора послания являются смирение и любовь. Одним из самых пагубных пороков он считает зависть. В понимании Климента люди делятся на две категории по моральному принципу - положительные и отрицательные. Среднего, промежуточного варианта для Климента не существует.
 
В целом же, Первое Послание Климента демонстрирует начальный этап развития христианской этики. Данному периоду стоит уделять особое внимание, поскольку именно в то время начинал формироваться нравственный идеал человека, каким его видели отцы и учители еще неразделенной Церкви. Это обстоятельство представляется важным и актуальным для поддержания диалога между Православной и Римско-католической Церквями. Наконец, нравственными нормами, изложенными святым Климентом, может и должен руководствоваться также современный христианин.

 

Скрижали. Серия «Новозаветные исследования». Выпуск 12Скрижали. Серия «Новозаветные исследования». Выпуск 12

Сост. и гл. ред. - архимандрит Сергий (Акимов).
Минск : Издательство Минской духовной академии, 2016. - 148 с.
ISBN 978-985-7145-10-2

Скрижали. Серия «Новозаветные исследования». Выпуск 12 – Содержание

  • Архимандрит Сергий (Акимов). От редакционной коллегии
  • Ф. С Литвинов. Светильник тела и внутренняя тьма. Критико-экзегетическое исследование Мф. 6:22-23 в контексте Q документа
  • Иерей Алексий Раздоров. Исторический экскурс в исследование вопроса о происхождении и определении антропологического понятия συνείδησις апостола Павла в западной библеистике
  • Д. Б. Осипов. Христианская гебраистика в историческом развитии
  • Н. А. Хандога. Эсхатология блаженного Иеронима Стридонского (на примере толкования ΧΧ-ΧΧΙ глав Откровения Иоанна Богослова)
  • Д. Б. Осипов. Барт Эрман - вызов христианской традиции или вызов «библицизму»?
  • Приложение 1 «Ветхозаветные исследования»
  • Архимандрит Сергий (Акимов). Проблемы толкования и перевода Еккл. 11:1-6
  • Иерей Александр Бойко. Значение противопоставления понятий לקגרון (польза) и טוב (благо) для понимания Книги Екклесиаста
  • Диакон Леонид Джалилов. Боги или люди? К истории интерпретации 81(82) псалма
  • Приложение 2 «Рецензии»
  • Архимандрит Сергий (Акимов). Митрополит Иларион (Алфеев). «Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. 1. Начало Евангелия»

Скрижали. Серия «Новозаветные исследования». Выпуск 12 – Диакон Леонид Джалилов. Боги или люди? К истории интерпретации 81(82) псалма

Таким образом, мы видим, что двойственность, заложенная в псалме 81(82), говорящем о земной справедливости на фоне сцены небесного совета, стала причиной его неоднократной радикальной переинтерпретации. Традиционной экзегезе было в целом важно исключить политеистическое прочтение псалма и перевести его в земной социальный план, для чего в псалме есть определенный потенциал. Но это происходило иногда путем достаточно сложных построений, объясняющих, как можно понять слово «боги» иносказательно и проигнорировать буквальный смысл первого стиха. Исследования XX века, поместив псалом в контекст ближневосточных мифологических текстов, показали, что за этой сценой лежат остатки древних политеистических представлений. Некоторые из этих исследований игнорировали, в свою очередь, стихи, относящиеся к социальным отношениям на земле, не вписывающиеся в эту мифологическую картину.
 
С равной убедительностью проинтерпретировать все стихи псалма в рамках одной гипотезы оказалось настолько сложно, что даже было высказано мнение о том, что «псалом обладает настолько уникальными для Псалтири чертами, что, вполне возможно, не получится придумать ни одной его интерпретации, удовлетворительно объясняющей все его содержание». При отсутствии в науке единого взгляда на изначальный смысл этого псалма можно отметить, что наметилась и третья линия исследований, признающая, что в псалме содержатся остатки политеистических представлений, но эти боги оказываются пораженными и лишенными своего божественного статуса, причем это поражение они терпят на земном социальном уровне человеческих отношений.

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 13

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 13

Сост. и гл. ред. - архимандрит Сергий (Акимов)
Минск : Издательство Минской духовной академии, 2017.-162 с.
ISSN 2519-8165 (Print)
ISSN 2519-8173 (Online)

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 13 – Содержание

  • Архимандрит Сергий (Акимов). От редакционной коллегии
  • Г. В. Синило. Книга Плача (Плач Иеремии) в контексте мировой культуры
  • Иеродиакон Аркадий (Лозовский). Богословие «Великих литургий» освящения Храма при Соломоне и Езекии (2 Пар. 5:5-7:10; 3 Цар. 8:3-66; 2 Пар. 29)
  • Игумен Арсений (Соколов). Искать Бога и не найти Его. Комментарий к Ос. 5:1-7
  • Архимандрит Сергий (Акимов). В поисках утраченного Эдема: толкование Еккл. 2:4-12
  • Иерей Александр Юрьевич Зиновкин. Календарная проблема «Астрономической Книги Еноха» и кумранской рукописи «Вседневные молитвы» (4q503): от теории к практике
  • Приложение «Новозаветные исследования»
  • Н. А. Хандога. Эсхатология святителя Викторина Петавийского (на примере толкования XXV главы Евангелия от Матфея)

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 13 – Н. А. Хандога. Эсхатология святителя Викторина Петавийского (на примере толкования XXV главы Евангелия от Матфея)

 
Для святителя Викторина Петавийского (ок. 230-303/304) как одного из святых отцов доникейского периода особую важность представляют две темы - начало и конец творения, то есть космология и эсхатология. Естественно, в его творениях есть раскрытие и других тем, таких как христология и сотериология, экклезиология и т.д. Однако для него как для человека глубоковерующего нужно было донести до своей паствы одну важную мысль - Бог-Творец не только присутствует в нашем мире в начале и конце творения, но и на протяжении всей истории его существования. Поэтому он пишет специальные трактаты - «О сотворении мира» (ок. 250), «Толкование на Апокалипсис» (ок. 260) и «О десяти девах» (после 260).
 
Трактат «О десяти девах» святителя Викторина Петавийского является одним из первых толкований на XXV главу Евангелия от Матфея, в которой Господь Иисус Христос сравнивает Царство Небесное с десятью девами, из которых пять были мудрыми, а пять - неразумными (см.: Мф. 25:1-13). Возможно, это часть утерянного трактата «Толкования на Евангелие от Матфея» Петавийского святителя, о котором упоминает блаженный Иероним Стридонекий (ок. 347-419/420) или небольшое сочинение (возможно, проповедь), входящее в состав «других произвидений» святителя Викторина, о котором также упоминает блаженный Иероним.
 
Как бы то ни было, в данном трактате раскрывается учение о последних судьбах мира и человечества в эсхатологической перспективе: что каждый человек в земной жизни посеет, то в «вечной жизни» и пожнет (см.: Гал. 6:7-8). Другими словами, загробная жизнь каждого зависит от мыслей, слов и поступков, совершенных ежесекундно, ежеминутно и т. д. Поэтому святитель Викторин Петавийский справедливо считает, что всех православных христиан можно разделить на две группы - благочестивые (пять мудрых дев) и неблагочестивые (пять неразумных дев).
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.5 (2 votes)
Аватар пользователя maestro