Скрижали - Журнал МинДА - Ветхозаветные исследования - c номера 10

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Скрижали - Журнал МинДА - Ветхозаветные исследования
Журнал "Скрижали" - Ветхозаветные исследования - Журнал Минской духовной академии - №№ 10-13
В журнале публикуют научные статьи, посвященные изучению Ветхого Завета. Авторы статей рассматривают проблемы герменевтики, экзегетики, богословия Ветхого Завета, а также вопросы библейской археологии и современных библейских переводов.
Интернет-сайт альманаха: http://luhot.ru/
 

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования» - Выпуск 10

Сост. и гл. ред. - архимандрит Сергий (В. В. Акимов).
Минск : Ковчег, 2015. - 148 с.
ISBN 978-985-7137-41-1

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 10 – Содержание

  • Архимандрит Сергий (Акимов). От редакционной коллегии
  • Архимандрит Сергий (Акимов). Проблемные места масоретского текста Книги Екклезиаста в новом русском переводе под редакцией Μ. П. Кулакова и Μ. М. Кулакова
  • Игумен Арсений (Соколов). Комментарий к книге пророка Осии 3:1-5
  • С. Пучкова. Сокрушение сосудов горшечника как образ обновления в таинстве Крещения: традиции толкования Пс. 2:9b в Антиохии в IV-V веках
  • Б. А. Тихомиров. Человек в системе библейского мировосприятия. Опыт прочтения первых глав книги Бытие
  • Н. А. Хандога. Эсхатология святителя Викторина Петавийского в контексте толкования Шестоднева
  • А. С. Богданенков. Концепция «власти небесной» как основополагающий мотив философии истории в книге пророка Даниила
  • Приложение «Новозаветные исследования»
  • А. С. Богданенков. Sitz im Leben Матфеевой интерполяции «μηδέ σαββάτω» (Мф. 24:20)
  • Д. Б. Осипов. Новый Завет и палестинский иудаизм в исследованиях Э.П. Сандерса

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 10. – С. Пучкова. Сокрушение сосудов горшечника как образ обновления в таинстве Крещения: традиции толкования Пс. 2:9b в Антиохии в IV-V веках

 
В III-IV веках существовали также другие понимания Пс. 2:9. Например, о сокрушении сосудов, то есть язычников, уверовавших во Христа, жезлом пастырским на пользу им самим говорит Ориген и, возможно в след за ним, святой Василий Великий - о сокрушении «бренного и перстного ко благу пасомых». Образ жезла железного как Римского царства в связи пророчеством Даниила (Дан. 2:40) мы встречаем в комментарии на псалмы, предположительно принадлежащем Евсевию Кесарийскому, в огласительных беседах святого Кирилла Иерусалимского и в одном из слов святого Григория Богослова. У святого Григория также находится место, где, как у Дидима, жезл железный противопоставляется жезлу пастырскому как жезл, которым Бог наказывает, жезлу, которым Он наставляет.

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 11

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 11

Сост. и гл. ред. - архимандрит Сергий (Акимов).
Минск : Издательство Минской духовной академии, 2016.-144 с.
ISBN 9789-985-7145-09-9

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 11 – Содержание

  • Архимандрит Сергий (Акимов). От редакционной коллегии
  • Г. В. Синило. Поэтика Книги Хвалений и мировая лирическая поэзия
  • Архимандрит Сергий (Акимов). Проблемы перевода и толкования Еккл. 1:4-7
  • Игумен Арсений (Соколов). Ос 4:1-3 как «программное введение» в Ос 4-11
  • А. С. Богданенков. От конфессионального догматизма к поликонфессиональному компромиссу: идеология перевода трудных мест в Современном переводе Библии под редакцией М. П. Кулакова и М. М. Кулакова на примере Дан. 8:8, 9
  • А. А. Торканевский. Библейские основы этического учения в Первом Послании к коринфянам Климента Римского
  • А. С. Богданенков. Концепция «власти небесной» как основополагающий мотив философии истории в книге пророка Даниила
  • Иеромонах Аркадий (Лозовский). Загадка «Медного свитка» (3Q15): теории и интерпретации
  • Приложение «Рецензии»
  • Б. Бюркле. «Единство церкви в Новом Завете»
  • А. Тихомиров. Шварц Ганс. «Мартин Лютер. Введение в жизнь и труды»

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 11 – А. А. Торканевский. Библейские основы этического учения в Первом Послании к коринфянам Климента Римского

 
Во-первых, анализ Послания показывает, что это скорее назидательное, дидактическое произведение, нежели вероучительное. Хотя автор и касается вопросов церковного устройства, эсхатологии и христологии, все же нравственные увещевания преобладают над догматикой. Вопросы вероучения не разработаны настолько, как вопросы этики. Очень важно, что морально-нравственные нормы, проповедуемые Климентом, носят выраженный сотериологический оттенок. Климент выстраивает четкую модель поведения, которая может привести христианина ко спасению.
 
Во-вторых, очевидно, что принципиальные моменты этического учения Климента основаны на библейских примерах. Причем это преимущественно принципы, отраженные в Ветхом Завете. Чаще всего примером, иллюстрирующим высокие нравственные идеалы, является ветхозаветный праведник. Реже - сам Спаситель. Исходя из даты создания документа, можно заключить, что это, возможно, самый ранний неканонический христианский памятник, где приводятся новозаветные цитаты.
 
В-третьих, важнейшими этическими категориями для автора послания являются смирение и любовь. Одним из самых пагубных пороков он считает зависть. В понимании Климента люди делятся на две категории по моральному принципу - положительные и отрицательные. Среднего, промежуточного варианта для Климента не существует.
 
В целом же, Первое Послание Климента демонстрирует начальный этап развития христианской этики. Данному периоду стоит уделять особое внимание, поскольку именно в то время начинал формироваться нравственный идеал человека, каким его видели отцы и учители еще неразделенной Церкви. Это обстоятельство представляется важным и актуальным для поддержания диалога между Православной и Римско-католической Церквями. Наконец, нравственными нормами, изложенными святым Климентом, может и должен руководствоваться также современный христианин.

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 13

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 13

Сост. и гл. ред. - архимандрит Сергий (Акимов)
Минск : Издательство Минской духовной академии, 2017.-162 с.
ISSN 2519-8165 (Print)
ISSN 2519-8173 (Online)

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 13 – Содержание

  • Архимандрит Сергий (Акимов). От редакционной коллегии
  • Г. В. Синило. Книга Плача (Плач Иеремии) в контексте мировой культуры
  • Иеродиакон Аркадий (Лозовский). Богословие «Великих литургий» освящения Храма при Соломоне и Езекии (2 Пар. 5:5-7:10; 3 Цар. 8:3-66; 2 Пар. 29)
  • Игумен Арсений (Соколов). Искать Бога и не найти Его. Комментарий к Ос. 5:1-7
  • Архимандрит Сергий (Акимов). В поисках утраченного Эдема: толкование Еккл. 2:4-12
  • Иерей Александр Юрьевич Зиновкин. Календарная проблема «Астрономической Книги Еноха» и кумранской рукописи «Вседневные молитвы» (4q503): от теории к практике
  • Приложение «Новозаветные исследования»
  • Н. А. Хандога. Эсхатология святителя Викторина Петавийского (на примере толкования XXV главы Евангелия от Матфея)

Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Выпуск 13 – Н. А. Хандога. Эсхатология святителя Викторина Петавийского (на примере толкования XXV главы Евангелия от Матфея)

 
Для святителя Викторина Петавийского (ок. 230-303/304) как одного из святых отцов доникейского периода особую важность представляют две темы - начало и конец творения, то есть космология и эсхатология. Естественно, в его творениях есть раскрытие и других тем, таких как христология и сотериология, экклезиология и т.д. Однако для него как для человека глубоковерующего нужно было донести до своей паствы одну важную мысль - Бог-Творец не только присутствует в нашем мире в начале и конце творения, но и на протяжении всей истории его существования. Поэтому он пишет специальные трактаты - «О сотворении мира» (ок. 250), «Толкование на Апокалипсис» (ок. 260) и «О десяти девах» (после 260).
 
Трактат «О десяти девах» святителя Викторина Петавийского является одним из первых толкований на XXV главу Евангелия от Матфея, в которой Господь Иисус Христос сравнивает Царство Небесное с десятью девами, из которых пять были мудрыми, а пять - неразумными (см.: Мф. 25:1-13). Возможно, это часть утерянного трактата «Толкования на Евангелие от Матфея» Петавийского святителя, о котором упоминает блаженный Иероним Стридонекий (ок. 347-419/420) или небольшое сочинение (возможно, проповедь), входящее в состав «других произвидений» святителя Викторина, о котором также упоминает блаженный Иероним.
 
Как бы то ни было, в данном трактате раскрывается учение о последних судьбах мира и человечества в эсхатологической перспективе: что каждый человек в земной жизни посеет, то в «вечной жизни» и пожнет (см.: Гал. 6:7-8). Другими словами, загробная жизнь каждого зависит от мыслей, слов и поступков, совершенных ежесекундно, ежеминутно и т. д. Поэтому святитель Викторин Петавийский справедливо считает, что всех православных христиан можно разделить на две группы - благочестивые (пять мудрых дев) и неблагочестивые (пять неразумных дев).
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя magistr