Васильев - История Византии до эпохи Крестовых походов

Александр Васильев - История Византии от основания Константинополя до эпохи Крестовых походов - 324-1081 годы
Культурный и религиозный кризис, который Римская империя переживала в IV веке, является одним из самых важных моментов, какие когда-либо переживала всемирная история. Древняя языческая культура столкнулась с христианством, которое, будучи признано Константином Великим в начале IV века, было объявлено в конце того же века Феодосием Великим религией господствующей, религией государственной. Могло казаться, что эти два столкнувшиеся элемента, исходя из совершенно противоположных точек зрения, никогда не смогут найти путей для соглашения и будут исключать друг друга. Однако действительность показала иное. Христианство и языческий эллинизм слились мало-помалу в одно целое и создали христианско-греко-восточную культуру, которая и получила название византийской культуры. Центром последней сделалась новая столица Римской империи — Константинополь.
 

Александр Васильев - История Византии от основания Константинополя до эпохи Крестовых походов - 324-1081 годы

М.: ЛомоносовЪ — 2016. — 320 с. 
История. География. Этнография)
ISBN 978-5-91678-310-0
Книга подготовлена на основе издания: Васильев А. А. Лекции по истории Византии. Том 1. Время до эпохи Крестовых походов (до 1081 года). Петроград, 1917
Иллюстрации Ирины Тибиловой
 

Александр Васильев - История Византии от основания Константинополя до эпохи Крестовых походов - 324-1081 годы - Содержание

  • Глава 1. Империя от времен Константина до Юстиниана Великого
  • Глава 2. Юстиниан Великий, его предшественник и ближайшие преемники (518—610)
  • Глава 3. Эпоха династии Ираклия (610—717)
  • Глава 4. Эпоха иконоборчества (717—867)
  • Глава 5. Эпоха Македонской династии (867—1081)
Примечания
 

Александр Васильев - История Византии от основания Константинополя до эпохи Крестовых походов - 324-1081 годы - Константин Великий и христианство

 
Главное значение в деле создания нового положения вещей в империи принадлежит Константину Великому. При нем христианство впервые стало на твердую почву официального признания; при нем прежняя языческая империя стала превращаться в империю христианскую.
Обычно обращение народов или государств в христианство происходило в истории на первых шагах их исторической жизни, их государственного бытия, когда прошлое таких народов не создало еще твердых, установившихся основ или создало некоторые основы в грубых, примитивных образах и формах. Переход в подобном случае от грубого язычества к христианству не мог порождать глубокого кризиса. Не то представлял собой V век в истории Римской империи. Империя, обладавшая многовековой мировой культурой, достигшая совершенных для своего времени форм государственности, имевшая, таким образом, за собой великое прошлое, с идеями и воззрениями которого население сжилось и сроднилось, — эта империя, претворяясь в IV веке в государство христианское, то есть вступая на путь противоречия с прошлым, а иногда и полного его отрицания, должна была пережить в высшей степени тяжелый кризис. Очевидно, древний языческий мир, по крайней мере в области религиозной, более уже не удовлетворял народных потребностей. Народились новые запросы, новые желания, которые, в силу целого ряда сложных и многообразных причин, смогло удовлетворить христианство.
 
Если с моментом подобного исключительного по своей важности кризиса связывается какое-либо историческое лицо, сыгравшее в нем выдающуюся роль, то в исторической науке по вопросу о нем, конечно, появляется целая литература, стремящаяся оценить значение этого лица в данный период времени и проникнуть в тайники его духовной жизни. Для IV века таким лицом явился Константин Великий. Константин родился в городе Наисс (в настоящий момент — Ниш). Со стороны отца, Констанция Хлора, Константин принадлежал, вероятно, к иллирийскому роду. Мать его, Елена, была христианкой. Она совершила паломничество в Палестину, где, согласно традиции, нашла Крест, на котором распяли Христа. Когда в 305 году Диоклетиан и Максимиан, согласно установленному ими положению, сложили с себя императорское звание и удалились в частную жизнь, августами сделались Гале-рий на Востоке и Констанций, отец Константина, на Западе.
 
Но в следующем году Констанций умер в Британии, и подчиненные ему войска провозгласили августом его сына Константина. В это время против Галерия вспыхнуло неудовольствие в Риме, где восставшее население и войско провозгласили императором Максенция, сына сложившего с себя императорские полномочия Максимиана. К сыну присоединился престарелый Максимиан, принявший снова императорский сан. Настала эпоха междоусобной войны, во время которой Максимиан и Галерий умерли. Наконец, Константин, соединившись с одним из новых августов Лицинием, разбил в решительной битве недалеко от Рима Максенция, который во время бегства утонул в Тибре. Оба императора-победителя, Константин и Лициний, съехались в Милане, где и обнародовали знаменитый Миланский эдикт, о котором речь будет ниже. Согласие между императорами продолжалось, однако, недолго. Между ними разгорелась борьба, которая привела к полной победе Константина. В 324 году Лициний был убит, и Константин стал единодержавным государем Римской империи.
 
Двумя событиями из времени правления Константина, имевшими первостепенное значение для всей последующей истории, являются официальное признание христианства и перенесение столицы с берегов Тибра на берега Босфора, из древнего Рима в «Новый Рим», то есть Константинополь.
 
При изучении положения христианства в эпоху Константина исследователи обращали особенное внимание на два вопроса: на «обращение» Константина и на Миланский эдикт.
 
 

Категории: 

Оцените работу сайта и поблагодарите за файл - поставьте лайк, кликнув по сердечку (первое - 1 балл, последнее - 10 баллов): 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Tov