Зеньковский - Собрание сочинений - Том 1

Василий Зеньковский - Собрание сочинений - Том 1
Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) был ученым с многосторонними интересами и неиссякаемой всю жизнь жаждой познания. Он сам писал: «Я ненасытимо люблю мир идеи, люблю изучать разные отрасли знания; моя последняя специальность — философия — это как бы большая узловая станция, где скрещивается много разных путей». Однако прежде чем рассмотреть философские взгляды и идеи Зеньковского, сначала следует уяснить основные этапы его жизненного и творческого пути.
 
Зеньковский поражает многообразием своих интересов. Он учился на естественно-математическом факультете Киевского университета, затем занимался психологией и философией в семинаре Г.И. Челпанова, окончил историко-филологический факультет Киевского университета и защитил магистерскую диссертацию в Московском университете. В эмиграции Зеньковский от психологии обратился к проблемам педагогики. На период 1923-1926 гг. приходится наибольшее количество публикаций Зеньковского по педагогике и психологии.
 
Новый этап для Зеньковского начался в связи с его переездом в Париж (1926) и ознаменован растущим интересом к богословию и религиозно-философским проблемам, на что указывает большинство публикаций ученого в парижском журнале «Путь». В конце жизни ведущими в исследованиях Зеньковского стали темы — русская философия и литература, православная антропология (книги «История русской философии» (1948-1950), «Образ человека в Восточной церкви: Основы православной антропологии» (1951), «Н.В. Гоголь» (1961) и др.).
 
Подведением итогов в занятиях философией можно считать фундаментальный труд Зеньковского «Основы христианской философии» (1961-1964). Зеньковский прошел несколько этапов научного, интеллектуального пути, и необходимо исследовать их идейную взаимосвязь или внутреннюю диалектику.
 
 

Василий Васильевич Зеньковский - Собрание сочинений - Том 1 - О русской философии и литературе - Статьи, очерки и рецензии - 1912-1961

 
Сост., подгот. текста, вступ. ст., и примеч. О.Т. Ермишина
М.: Русский путь, 2008. — 448 е.; ил.
ISBN 978-5-85887-307-5 (т. 1)
ISBN 978-5-85887-277-1
 

Василий Зеньковский - Собрание сочинений - Том 1 - О русской философии и литературе - Статьи, очерки и рецензии - 1912-1961 - Содержание

 
О. Т. Ермишин. Путь к идейному синтезу и единству (О жизни и трудах В.В. Зеньковского)
От составителя

Статьи, очерки и рецензии (1912-1961)

  • Проблема бессмертия у Л .Н. Толстого
  • Проблема творчества (По поводу книги Н.А. Бердяева«Смысл творчества. Опыт оправдания человека»)
  • По поводу книги И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою»
  • <Рецензия на книгу:> Н. О. Лосский. Ценность и бытие. <Париж> YMCA-Press, 1931
  • <Рецензия на книгу:> Н. О. Лососий. Типы мировоззрений. Введение в метафизику. <Париж,> 1931
  • О значении воображения в духовной жизни (По поводу книги Б.П. Вышеславцева «Этика преображенного эроса». Париж, 1931)
  • Проблема красоты в миросозерцании Достоевского
  • <Рецензия на книгу:> Прот. С. Булгаков. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. I. Стр. 463. Париж. YMCA-Press, 1933
  • Памяти проф. Г.И. Челпанова
  •  <Рецензия на книгу:> Прот. С. Булгаков. Утешитель. О Богочеловечестве. Ч. II. YMCA-Press. Париж, 1936
  • Памяти А.С. Пушкина
  • Памяти Л.И. Шестова
  • С.И. Гессен как философ
  • Идея христианского реализма (По поводу книги С.Л. Франка «Свет во тьме»)
  • Учение СЛ. Франка о человеке
  • Б.П. Вышеславцев как философ
  • Кто фальсифицирует историю русской философии?
  • Черты утопизма в истории русской мысли
  • Идея всеединства в философии Владимира Соловьева
  • Эстетические воззрения Вл. Соловьева
  • О мнимом материализме русской науки и философии
  • Миросозерцание И.С. Тургенева. К 75-летию со дня смерти
  • Памяти Н.В. Гоголя. К 150-летию со дня рождения
  • К юбилею АЛ. Чехова
  • Л. Толстой как мыслитель (К диалектике его идейных исканий)
  • Философские мотивы в русской поэзии

Приложение Преодоление платонизма и проблема софийности мира

Примечания
 

Василий Зеньковский - Собрание сочинений - Том 1 - О русской философии и литературе - Статьи, очерки и рецензии - 1912-1961 - Учение С.Л. Франка о человеке

 
Одной из самых замечательных черт в философском творчестве С.Л. Франка является единство его построений. Это не значит, что в его философском творчестве не было развития или что у него нет если не противоречий, то несогласованностей. Диалектика в философском развитии Франка или, лучше сказать, в развитии его философских взглядов очень ясно выступает при сравнении, напр<имер>, таких книг, как «Непостижимое», с одной стороны, и «Свет во тьме», с другой стороны.
 
В учении о зле мы найдем у С.Л. Франка несколько вариантов в его понимании зла, тоже достаточно ярко свидетельствующих о его колебаниях в одну или другую крайность в разработке темы зла. И все же внутреннее единство, внутренняя цельность в системе С. Л. остается изумительной; создается невольное впечатление, что основные его идеи уже тогда заключали в себе in mice все то, что нашло впоследствии свое полное выражение в отдельных его работах.
 
Для меня эта внутренняя цельность в движении мысли у Франка выступала с особой ясностью тогда, когда я заинтересовался его учением. Я давно знал его первую работу по философской антропологии («Душа человека»), очень ценил ее, но она почему-то стояла в моем сознании отдельно от его первой книги по философии («Предмет знания») — как бы вне связи со всей его системой.
 
Заинтересовавшись в последние годы учением Франка о человеке (особенно в связи с его последней, увы, до сих пор не напечатанной книгой «Реальность и человек»), я вернулся к изучению ранней работы Франка «Душа человека» и был поражен глубоким единством основной концепции у Франка. Я не являюсь сторонником этой концепции, но с тем большей силой хотел бы я подчеркнуть внутреннюю законченность этой концепции, ее внутреннюю цельность.
 
 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя Rocit