Алфеев - Иларион - Жизнь и учение Григория Богослова

Жизнь и учение святителя Григория Богослова - Митрополит Иларион - Алфеев
Слишком часто трактаты, посвященные великим богословам, оставляют в тени их духовное постепенное возрастание “от силы в силу», и у читателя создается ложное впечатление о том, будто они на широких, могучих крыльях возлетали на высоты богопознания.
 
На самом же деле путь каждого из них был сложен: укорененный в вопрошаниях их времени, связанный с особенными свойствами их душевного и умственного строя, он в значительной мере зависел от богоданных встреч и поисков Истины в сумерках современной им философской и богословской мысли.
 
Не сразу находили они ответы на вопросы, рождаемые их собственными глубинными переживаниями и не только поставляемые им, как и всем их современникам, в недрах христианской общины, но и настойчиво вырастающие из блуждания мысли и прозрений их современников, и своих, и» внешних».
 
Книга о. Илариона с разительной ясностью раскрывает нам внутренний путь Святого и постепенно проясняющееся видение им Истины.
 

Митрополит Иларион (Алфеев) - Жизнь и учение святителя Григория Богослова

М.: Издательский дом «Познание»: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви,
2017. — 5-е изд. — 576 с.
ISBN 978-5-9908681-8-2 (Издательский дом «Познание»)
ISBN 978-5-88017-334-1(ИМП РПЦ)
 

Митрополит Иларион (Алфеев) - Жизнь и учение святителя Григория Богослова

Предисловие митрополита Сурожского Антония
Глава I. Жизненный путь св. Григория
    1. Ранний период
    2. Священство и епископство в Назианзе
    3. Константинопольский период
    4. Последние годы
Глава II. Жизнь человека в церкви и обществе
    1. Ученость и философия
    2. Нравственные и социальные темы
    3. Брак, девство, монашество
    4. Праздник как таинство
Глава III. Догматическое богословие
    1. Богословие
    2. Учение о Боге
    3. Троица
    4. Творение
    5. Христос
Глава IV. Мистическое богословие
    1. Божественный свет
    2. Молитва и боговидение
    3. Обожение
Глава V. Литературные портреты
    1. Святые
    2. Родственники
    3. Император–отступник
    4. Человек, достигший обожения
Заключение
Библиография[1735]
    1. Сочинения св. Григория Богослова
    2. Другие источники
    3. Литература
    4. Сокращения
Сведения об авторе
 

Митрополит Иларион (Алфеев) - Жизнь и учение святителя Григория Богослова

Главные богословские течения IV века

 
Вся последующая деятельность Григория прошла в контексте борьбы с арианством и защиты учения Никейского Собора. Прежде, чем продолжить наш рассказ о церковной и богословской карьере Григория, сделаем небольшое отступление и укажем на основные богословские течения IV в., дабы читателю было легче ориентироваться в дальнейшем повествовании. Оговоримся, однако, что история этих течений чрезвычайно сложна и мы коснемся лишь немногого в пояснение к нашей основной теме.
 
Никейский Собор 325 г., вошедший в историю под именем I Вселенского, осудил арианскую ересь и признал Сына Божия" "единосущным" "Богу Отцу. Однако в течение нескольких десятилетий после окончания Собора, вплоть до созыва Константинопольского Собора 381 г. (II Вселенского), споры между православными  [82] и арианами,"никейцами" "и" "анти–никейцами" "продолжали волновать весь христианский Восток.
 
Арианство (по имени александрийского священника Ария) исходило из понятия о едином абсолютно трансцендентном Боге Отце, Который не может быть имманентным кому бы то ни было. Поэтому Сын Божий не равен и не подобен Отцу: у Него иная природа и сущность. Он также не совечен Отцу, ибо получил начало во времени:"было (время), когда Его не было".
 
Сын является одним из творений Божиих. Он был создан Отцом" "из небытия" "в качестве посредника, для того, чтобы Его руками сотворить мир. Он имеет преимущество над прочими тварями, однако не является Богом, будучи изменяемым по природе: только Отец неизменяем, и только Отец есть единый истинный Бог. Троица в арианском представлении есть некий союз трех не равных и не подобных друг другу существ. Троица не есть единый Бог: единый Бог — это Отец; а Сын и Дух — подчиненные Ему твари.[83]
 
Этому учению Никейский Собор противопоставил Символ веры, в котором основные постулаты арианства были осуждены:
 
Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, Которым все приведено в бытие. Нас ради, людей, и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося, и вочеловечившегося, и страдавшего, и воскресшего на третий день, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего судить живых и мертвых. И во Святого Духа. Говорящих же:"Было (время), когда не было (Сына)", и что Он создан из небытия, или говорящих, что Он из иной ипостаси или сущности, или что Сын Божий обращаем или изменяем, анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь.
 
Сердцевина Никейской веры заключается в терминах homoousios ("единосущный" ") и ek tēs ousias ("из сущности" "): они указывают на сущностное, онтологическое тождество между Отцом и Сыном. Поэтому защитников Никеи стали впоследствии называть омоусианами.  [84] Главным представителем этой партии в после–никейский период стал Афанасий Александрийский, по учению которого вся Троица есть единый Бог — Отец, Сын и Дух Святой, равные по Божеству и по сущности. Рождение Сына от Отца является" "предвечным" ", так же как и исхождение Духа от Отца. Отец никогда не начинал быть Отцом, но всегда им был, поэтому Сын совечен Отцу."Единосущие" "Лиц Святой Троицы — не просто равенство или подобие: это всецелое единство бытия, нерасторжимое и неизменное тождество, неслиянная неотъемлемость одного Лица от Другого.[85]
 
К середине IV в. споры между арианами и православными приобрели характер сложной" "терминологической войны" ", в ходе которой в один и тот же термин противоборствующие партии могли вкладывать разное, иногда прямо противоположное значение. Среди этих богословских партий можно выделить аномейство, омиусианство и омийство. Аномейство (от термина anomoios — "неподобен" ") носило ярко выраженный арианский характер. Омийство (от термина homoios — "подобен" ") противопоставило себя аномейству, однако от арианства далеко не ушло и на никейские позиции не встало. Напротив, омиусианство (от слова homoiousios — "подобосущный" "), противопоставившее себя аномейству более радикальным образом, в конце концов пришло к полному признанию Никейской веры.
 
 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.2 (6 votes)
Аватар пользователя esxatos