Эта книга — только популярный очерк о великом человеке, который еще не слишком популярен у нас. Она достигнет цели, если те, кто едва ли слышал о святом Фоме Аквинском, захотят прочитать о нем другие, лучшие книги. Вынужденная краткость ведет к определенным последствиям, о которых я хочу предупредить сразу. Во-первых, я пишу в основном для тех, кто не исповедует веру Фомы; я обращаюсь к тем, кому он интересен, как интересны мне Конфуций или Магомет. Но, рассказывая о нем, неизбежно приходится рассказать и о тех, кто думал не так, как он. Если пишешь о Нельсоне для иностранцев, нужно писать о том, что знает любой англичанин, и отбросить подробности, которые англичанин хотел бы знать. Однако будет трудно обойти тот факт, что Нельсон сражался с французами.
Бессмысленно писать о святом Фоме, умалчивая о том, что он сражался с еретиками, хотя это может повредить тому, ради чего я пишу. Смею надеяться, что те, кто считает меня еретиком, не посетуют на меня, если я выражу свое мнение, тем более если я выражу мнение моего героя. Как бы то ни было, я скажу раза два, что раскол XVI века был запоздалым мятежом пессимистов XIII, когда пуританство Августина едва не победило свободу Аристотеля. Если я этого не скажу, я не смогу показать место моего героя в истории. Но рисую я фигуру на фоне пейзажа, а не пейзаж с фигурками. Во-вторых, в таком простеньком очерке я вряд ли скажу много о философе — в лучшем случае я дам понять, что у него была своя философия. Теологию его вообще изложить невозможно. Одна знакомая дама раздобыла книгу выдержек из святого Фомы и, преисполнившись надежд, углубилась в раздел под невинным названием «О простоте Бога». Потом отложила книгу, вздохнула и сказала: «Если это простота, что же такое сложность ?»
При всем почтении к ученым изданиям Фомы я не хочу, чтобы мою книгу откладывали со вздохом. Очерк жизни святого — введение в его философию, философия — введение в теологию. Мне дано немного: я помогу читателю взойти на первую ступень. В-третьих, я не спорю с теми, кто перепечатывает страницы средневековых демонологий, надеясь устрашить читателя незнакомым языком. Образованный человек должен знать, что святой Фома и все его современники, и все противники много веков спустя верили в бесов. В этом были согласны и протестанты, и католики, пока была хоть какая-то теология, и святой Фома отличался разве что своей умеренностью. Я не пишу о таких вещах не потому, что хочу их скрыть, а потому, что они не касаются того, о ком я пишу. И так очень
трудно втиснуть такую громаду в маленькую книгу.
Честертон Гилберт Кит - Фома. Франциск. Ортодоксия
сборник
перевод c английского Л. Сумм, Н. Трауберг
Москва : Издательство АСТ, 2021. 448 с.
Серия "Эксклюзивная классика"
ISBN 978-5-17-144821-9
Честертон Гилберт Кит - Фома. Франциск. Ортодоксия - Содержание
СВЯТОЙ ФОМА АКВИНСКИЙ
- Вступление
- Глава I. О двух нищих братьях
- Глава II. Беглый аббат
- Глава III. Аристотелева революция
- Глава IV. Размышление о манихеях
- Глава V. Истинная жизнь святого Фомы
- Глава VI. Предварение томизма
- Глава VII. Вечная философия
- Глава VIII. Чему учит нас святой Фома
СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ
- Глава I. Как писать о святом Франциске
- Глава II. Мир, который застал святой Франциск
- Глава III. Франциск-воитель
- Глава IV. Франциск-строитель
- Глава V. Божий скоморох
- Глава VI. Маленький нищий человечек
- Глава VII. Три ордена
- Глава VIII. Зерцало Христа
- Глава IX. Чудеса и смерть
- Глава X. Завет святого Франциска
ОРТОДОКСИЯ
- Глава I. Предисловие в защиту всего остального
- Глава II. Сумасшедший
- Глава III. Самоубийство мысли
- Глава IV. Этика эльфов
- Глава V. Флаг мироздания
- Глава VI. Парадоксы христианства
- Глава VII. Вечный мятеж
- Глава VIII. Романтика ортодоксии
- Глава IX. Власть догмы и поиски приключений
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: