Суждение о том, что один из великих умов психологии двадцатого века, К. Г. Юнг, может быть признан мыслителем еврейского мистицизма, идеи которого не только отражают каббалистические источники, но и могут фактически вдохнуть в них новую жизнь, это спорная идея, которая, вероятно, будет скептически воспринята последователями как Юнга, так и каббалы. В то же самое время трудно не признать очевидный факт, что Юнг, особенно в свои поздние годы, последовательно уходил от каббалы. Его ссылки к иудаизму немногочисленны, по сравнению с христианством, гностицизмом и алхимией. Более того, интерес Юнга к каббале в целом признан лишь как один из примеров его общей заинтересованности в мировых религиях (включая даосизм, буддизм и индуизм), каждую из которых он понимал как “данные” для своей гипотезы об архетипах коллективного бессознательного. Учитывая склонность Юнга к христианской теологии, и его раннее двойственное и время от времени уничижительное представление об иудаизме, было бы трудной задачей оспорить эти доводы. В этой книге я буду утверждать, что отношение Юнга к еврейскому мистицизму сыграло важную роль в развитии аналитической психологии, роль, которую он сам, возможно, изначально стремился свести к минимуму, и которую он, в конечном счете, охватил в полной мере. Моей задачей в этой работе будет преодолеть каждое из этих потенциальных предубеждений.
Понять глубинную связь Юнга с еврейским мистицизмом можно не заходя далеко, заглянув в его автобиографию, где приведена серия видений, которые Юнг испытал после своего сердечного приступа в 1944. В “Воспоминаниях, Сновидениях, Размышлениях” он пишет, что “ничего подобного я не испытывал ни до, ни после“. Эти видения, появившиеся, когда, согласно мнению Юнга, он “находился на грани смерти”, вовлекают в себя именно еврейскую, и более того, каббалистическую тематику:
Все окружающее казалось мне зачарованным. Именно в это время сиделка готовила для меня какую-то еду, потому что только в эти минуты я мог есть, и ел с аппетитом. Поначалу она казалась мне старой еврейкой много старше, чем была на самом деле, и что она готовит мне ритуальные кошерные блюда, что голова ее повязана голубым платком. Сам же я находился так мне чудилось в Пардес-Римоним, в гранатовом саду, где происходила свадьба Тиферет и Малкут. Еще я представлял себя Раби Шимоном бен Йохаи, чей мистический брак праздновали сейчас. Это выглядело именно так, как изображали каббалисты. Невозможно передать, как это было удивительно. Я только твердил себе: “Это гранатовый сад! И здесь, сейчас празднуют соединение Малкут и Тиферет!” Какова была моя роль, я точно не знаю, но я испытывал чувство, будто я сам и есть это празднество, и замирал от блаженства.
Сенфорд Дроб - Каббалистические видения
Перевод: Ксеона (Юлия Трусова). - М.: Клуб Касталия. 2013. - 316 с.
ISBN 978-5-519-60728-5
Сенфорд Дроб - Каббалистические видения – Содержание
Предисловие
Введение
- Глава 1. Каббала и глубинная психология
- Глава 2. Каббала и Алхимия
- Глава 3. Символизм Свадьбы и Эроса
- Глава 4. Единство противоположностей в каббале и юнгианской психологии
- Глава 5. “Тень” и “Другая Сторона”
- Глава 6. Адам Кадмон и сфирот
- Глава 7. Расщепление и Воссоединение
- Глава 8. Возвышение Светочей
- Глава 9. Каббала и эволюция Психэ
- Глава 10. Карл Юнг, антисемитизм и национал-социализм
- Глава 11. Каббалистические видения Юнга
- Глава 12. Философские и теологические вопросы
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: