Фромм – Искусство быть

Эрих Фромм – Искусство быть. Сборник эссе
Ценности, психология и человеческое существование
 
Данная статья посвящена тому, что ценности уходят корнями в самые условия человеческого существования; таким образом, знание этих условий — то есть «человеческой ситуации» — приводит к установлению ценностей, имеющих объективную значимость для человеческого существования; за его пределами отсутствуют и ценности. Что собой представляет человеческая природа, каковы специфические условия человеческого существования, чем являются потребности, проистекающие из этих условий?
 
Человек утратил исходное единение с природой, определяющее существование животных. Обладая одновременно разумом и воображением, он осознает свое одиночество и отдельность, свое бессилие и невежество, случайность своего рождения и смерти. Он не смог бы и мгновение выносить такое состояние, если бы не сумел найти новые связи со своими товарищами-людьми, которые заменили бы старые, управляемые инстинктами. Даже если бы все его физиологические потребности были удовлетворены, он ощущал бы свое одиночество и отдельность как тюрьму, из которой он должен вырваться, чтобы сохранить рассудок. Действительно, тот, кто потерял рассудок, — это человек, совершенно не способный установить какие-либо связи с себе подобными и томящийся в темнице, даже если он и не находится за решеткой. Близость с другими живыми существами, тесная с ними связь — настоятельная потребность, от удовлетворения которой зависит здравие рассудка человека. Эта потребность лежит в основе всех феноменов, создающих гамму интимных человеческих отношений, всех страстей, называемых любовью в самом широком смысле слова.
 
Существует множество путей, по которым можно стремиться к такому союзу и находить его. Человек пытается достичь единства с миром, подчиняясь личности, группе, организации, Богу. Таким способом он преодолевает обособленность своего индивидуального существования, делаясь частью чего-то или кого-то большего, чем он сам, и идентифицируя себя с силой, которой подчиняется. Другая возможность преодоления изолированности противоположна первой: человек может попытаться соединиться с миром, обретя над ним власть, сделав других частью себя, и тем самым благодаря доминированию выйти за пределы индивидуального существования.
 
Общим элементом как подчинения, так и доминирования является симбиотическая природа принадлежности. Обе участвующие стороны лишаются своей целостности и свободы, они живут друг другом и друг для друга, удовлетворяя свою жажду близости, однако страдают при этом от отсутствия внутренней силы и способности полагаться на себя, требующих свободы и независимости; более того, им постоянно угрожает осознанная или неосознанная враждебность, неизбежно вытекающая из симбиотических отношений. Реализация страсти к подчинению (мазохистской) или к доминированию (садистской) никогда не приносит удовлетворения. Такая реализация обладает самовоспроизводящимся динамизмом, и поскольку никакая степень подчинения или доминирования (владения, славы) недостаточна для ощущения идентичности или единства, человек стремится все к большему и большему. Конечный результат таких страстей — поражение. Иначе и быть не может: хотя целью является создание единства, страсти разрушают чувство целостности. Человек, которым движет страсть, на самом деле становится зависимым от тех, кому подчиняется или кого подчиняет, а не развивает собственную личность.
 
Существует только одна страсть, которая удовлетворяет потребность человека в единстве с миром и в то же время дает ему чувство целостности и индивидуальности, — и это любовь. Любовь есть союз с кем-то или с чем-то за пределами себя при условии сохранения собственной отдельности и целостности. Это готовность отдавать и приобретать, позволяющая полностью проявиться внутренней активности человека. Чувство любви избавляет от необходимости иллюзий. Нет нужды в том, чтобы приукрашивать образ другого человека или самого себя, потому что реальность общего владения и любви позволяет выйти за рамки индивидуального существования и в то же время ощутить себя носителем активной силы, которая и порождает акт любви. Значение имеет лишь особое качество любви, а не ее объект. Любовь — это чувство солидарности с себе подобными, эротическая любовь мужчины и женщины, любовь матери к младенцу, а также любовь к себе как к человеческому существу; она являет собой мистический союз. В акте любви «Я» и «Все» делаются единым и в то же время «я» остаюсь собой — уникальным, отдельным, ограниченным смертным. Именно из полярности между отдельностью и единением любовь рождается снова и снова.
 

Эрих Фромм – Искусство быть. Сборник эссе

Москва: Издательство АСТ, 2017. — 352 с.
ISBN 978-5-17-096406-2
 

Эрих Фромм – Искусство быть. Сборник эссе – Содержание

О НЕПОВИНОВЕНИИ И ДРУГИЕ ЭССЕ
  • Предисловие
  • I. Ценности, психология и человеческое существование
  • II. Неповиновение как психологическая и моральная проблема
  • III. Приложение гуманистического психоанализа к марксистской теории
  • IV. Пророки и жрецы
  • V. Пусть человек восторжествует
  • VI. Гуманистический социализм
  • VII. Психологические аспекты гарантированного дохода
  • VIII. Доводы в пользу одностороннего разоружения
  • IX. Психологические проблемы старения
ИСКУССТВО БЫТЬ
ЧАСТЬ Ι
  • 1. Об искусстве бытия
ЧАСТЬ II
  • 2. Великий обман
  • 3. Пустой разговор
  • 4. «Без усилий, без боли
  • 5. «Антиавторитаризм
ЧАСТЬ III
  • 6. «Желать что-то одно
  • 7. Бодрствовать
  • 8. Осознавать
  • 9. Сосредоточиваться
  • 10. Медитировать
ЧАСТЬ IV
  • 11. Психоанализ и самоосознание
  • 12. Самоанализ
  • 13. Методы самоанализа
ЧАСТЬ V
  • 14. О культуре обладания
  • 15. О философии обладания
  • 16. О психологии обладания
ЧАСТЬ VI
  • 17. От обладания к благополучному существованию
Библиография
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя ilya_viktorovich