Jewish Tradition. A textbook
1. Что такое еврейская традиция?
-
Основа традиции Что такое Тора Дарование Торы Еврейский закон
-
Различия в традиции разных общин Словарь
2. Еврейский народ
-
Общины
-
Еврейские языки
-
Названия еврейского народа
-
Еврейская земля
-
Первые евреи
-
Кто еврей?
-
Евреи сегодня
-
Словарь
3. Основные периоды еврейской истории Эпоха праотцев
-
Из Египетского рабства — в Эрец-Исраэль
-
От завоевания Эрец-Исраэль до разрушения Первого Храма
-
От вавилонского пленения до прихода римлян
-
Разрушение Второго Храма и начало римского изгнания
-
Долгое изгнание
-
Новое время
-
Словарь
4. Дарование Торы. Заповеди
Зеэв Гейзель - Еврейская традиция - Учебное пособие - Что такое еврейская традиция?
Основа традиции
Еврейский народ существует уже более трех тысяч лет. Его образ жизни и философия, моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю — все это и многое другое объединяется понятием "еврейская традиция". Когда говорят о "еврейской традиции" — имеют в виду нечто существенно отличное от того, что у других народов — древних и молодых — называется "национальной традицией". Почему?
Нет никакого сомнения, что существует, скажем, французская, венгерская или корейская национальная традиция. Но невозможно ответить на вопросы: "Что является источником французской (венгерской, корейской) традиции? С какого момента отсчитывают ее начало?".
В отличие от других, еврейская традиция имеет свой конкретный источник, который называется Тора. И религиозные, и нерелигиозные евреи соглашаются с тем, что Тора — основа еврейской традиции, хотя в повседневной жизни не все одинаково ей следуют.
Когда говорят о морешет Исраэль, обычно подразумевают фундамент, на котором основана традиция; говоря о масорет — подчеркивают ее преемственность и связь между поколениями.
Когда говорят Тора, имеют в виду и письменную, и устную Тору. Еврейская традиция рассматривает их как единое целое; она относится к устной Торе с таким же уважением, как и к письменной.
Письменная Тора — главная Книга еврейства, но без устной Торы она осталась бы только книгой, но не основой учения. Мы еще вернемся к этой теме, а пока приведем пример из жизни выдающегося еврейского мудреца по имени Гилель, который жил примерно две тысячи лет назад.
Однажды пришел к нему неграмотный человек и заявил:
— Хочу учиться у тебя Торе. Но только письменной, потому что устную Тору я не принимаю.
— Хорошо, — ответил ему Гилель, — начнем с алфавита, которым записана письменная Тора. Это - буква "алеф"...
На следующий день Гилел показал ему ту же самую букву и сказал:
— Это - буква "бет"...
— Как же так, - возмутился ученик, - ведь вчера ты мне объяснял, что это - буква "алеф"?!
— Правильно, — ответил Гилель. — Это — буква "алеф"; но откуда нам это известно? Из устной традиции... Точно так же как устная Тора донесла до нас названия букв письменной Торы, она донесла до нас информацию о том, как правильно читать и понимать ее.
Когда во время молитвы читают текст из Торы, используют Свиток Торы (Сефер-Тора — лил iao). Такие свитки есть в любой синагоге; они написаны от руки по определенным правилам (включающим изготовление пергамента и чернил, правила расстановки букв и т. д.) и содержат текст письменной Торы примерно в том виде, в каком она была получена еврейским народом. Подробнее мы поговорим об этом в разделе "Синагога".
Согласно еврейской традиции, Тора была дарована еврейскому народу после его выхода из Египта. Произошло это более 3300 лет тому назад у горы Синай, на Синайском полуострове. Об этом написано в самой Торе.
Это событие — дарование Торы — центральное событие еврейской истории и занимает особое место в традиции. Подробнее мы будем говорить о нем в главе "Дарование Торы".
Как уже было сказано, Тора — основа традиции всего еврейского народа. Однако, за тысячелетия своей истории еврейские общины, проживавшие на всех континентах Земли, принимали некоторые свои, особые обычаи (на иврите ДЛ)» — минкаг), многие из которых сохранились до наших дней. Все эти обычаи, если они не противоречат калахе, — часть еврейской традиции, и нет смысла выяснять, который из них "правильнее".
Традиция с уважением относится к обычаям каждой еврейской общины. Ведь они определяли жизнь общины в течение долгого периода и позволили ей сохраниться как части еврейского народа.
Более того, существует калаха: "Обычай места — закон". Иными словами, если еврей попадает в какую-нибудь еврейскую общину, он должен уважать ее обычаи.
Комментарии
Спасибо большое.