Иероним - О сохранении девственности

Блаженный Иероним - О сохранении девственности
Иероним родился в 347 г. в городе Стридоне на границе между Далмацией и Паннонией. В 379 г. Стридон был разрушен готами и навсегда исчез с лица земли. Мы не знали бы о его существовании, если бы о нем не рассказал Иероним. Родители Иеронима были богаты и дали сыну хорошее образование. Сначала он учился в Милане, а затем в Риме в школе знаменитого грамматика Элия Доната. Комментатор Вергилия и Теренция, автор учебников по грамматике, Элий Донат был самым известным учителем в Риме. В его школе основательно изучались латинские классики: из поэтов — Вергилий, Гораций, Теренций, из прозаиков— Цицерон, Саллюстий и другие. Греческий язык и философия преподавались тогда очень поверхностно. Уже в школьные годы Иероним начал интересоваться лингвистическими проблемами. В Риме Иероним познакомился с людьми, которые со временем стали его лучшими друзьями, как Паммахий, или злейшими врагами, как Руфин. О своих занятиях и чтении в эти годы он сообщает в письмах 5 и 10. В 366 г. он был крещен папой Либерием. В 370 г. Иероним отправляется в Трир, где в то время находилась императорская резиденция. Возможно, им двигало желание сделать карьеру на государственной службе. Но уже тогда он почувствовал склонность к монашеской жизни, о чем свидетельствуют его письма к друзьям. Свой идеал аскета он пытается осуществить в Аквилее, куда перебирается из Трира. Однако в конце 374 г. оставляет Италию и едет на Восток. Посетив по пути Афины, осенью 374 г. Иероним прибывает в Антиохию. 
 
Длительное путешествие, по всей видимости, отразилось на его здоровье. Вероятно, тогда имело место знаменитое видение Иеронима, о котором он поведал в письме 22 (“Письмо к Евстохии о сохранении девственности”). Оправившись от болезни, Иероним принимает окончательное решение посвятить себя отшельничеству. К такому решению его побудила встреча со святым монахом Малхом, о котором впоследствии он написал сочинение “Жизнь Малха”. В конце 374 или в самом начале 375 г. Иероним перебирается в Халкидскую пустыню в Сирии и остается там до 377 г. В 377 г. он возвращается в Антиохию и пишет сочинения “Жизнь Павла-пустынника” и “Спор между последователями Люцифера и православными”. В 379 г. он уже в Константинополе, где знакомится с видными церковными деятелями, ритором и поэтом Григорием Назианзином, таланты которого оценил очень высоко, и выдающимся богословом-мистиком Григорием Нисским. Здесь он впервые выступает как литературный переводчик: переводит с греческого на латинский “Хронику” Евсевия Кесарийского, дополнив текст сведениями, извлеченными из Светония, Евтропия и Аврелия Виктора, и доведя изложение до своего времени, то есть до 378 г. “Хроника” Иеронима имела огромный успех, вызвала множества подражаний и на протяжении всего Средневековья оставалась образцовой книгой по истории. В Константинополе Иероним принял участие в состоявшемся в мае-июле 381 г. Вселенском соборе. 
 
В жизни Иеронима происходит важное событие. На него обращает внимание папа Дамас, призывает в Рим и делает своим доверенным лицом. Дамас, избранный папой в 366 г., был уже стар, но ясности ума и энергии не утратил. Он увлекался литературой, писал стихи. Сохранилось несколько его эпитафий мученикам. Иеронима Дамас ценил за исключительную начитанность и компетентность в вопросах библейской экзегезы и поручил ему пересмотреть латинский перевод Евангелий, а затем и всей Библии. Эта работа заняла двадцать лет. Латинский перевод, выполненный Иеронимом с языка оригинала (древнееврейского), а не с греческого (“Септуагинты”), как это было сделано до него, получил название “Вульгата”. В те времена мало кто из римлян мог похвалиться знанием древнееврейского языка, и Иероним имел все основания гордиться тем, что он “муж трех языков”: латинского, греческого, древнееврейского. В XVI веке перевод Иеронима был признан каноническим и до сих пор используется Католической Церковью. 
 

Блаженный Иероним - О сохранении девственности

Перевод с латинского, статья и примечания В. С. Дурова 
Русский Христианский гуманитарный институт Санкт-Петербург 1997 
ISBN 5-88812-052-9 
 

Блаженный Иероним - О сохранении девственности - Содержание

  • Иероним. Письмо к Евстохии о сохранении девственности 
В. С. Дуров. Иероним и его “Письма” 
Литература 
Примечания (сост. В. С. Дуров) 
Сокращения
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat magistr