То, что автором этого послания является апостол Павел, и что оно обладает всеми признаками подлинности, которыми только может обладать труд такого рода и которых только может требовать самый дотошный скептик, в достаточной степени было доказано д-ром У. Пэйли, архидиаконом Карлайла, в его работе «Ногае Paulinae, или Истина библейской истории св. Павла, выявленная в сравнении посланий, носящих его имя, с Деяниями апостолов и друг с другом».
Об этом апостоле я много говорил в примечаниях к предыдущей книге, и особенно в наблюдениях в конце девятой главы, к которой и отсылаю читателя. Здесь же достаточно будет сказать, что Савл (впоследствии называемый Павлом) родился в кили-кийском городе Тарсе. Его родители были иудеями, имевшими римское гражданство (см. примечание к Деян. 22:28).
В юности его отправили в Иерусалим получить иудейское образование; там он стал учеником знаменитого раввина Гамалиила и примкнул к секте фарисеев, от которых и напитался всей гордостью, самоуверенностью и нетерпимостью. Он стал известен как один из злейших врагов христианства, но, обратившись в веру благодаря встрече с Божественным провидением и благодатью, стал одним из самых рьяных проповедников и успешных защитников того движения, которое прежде так яростно преследовал.
Хотя это послание адресовано римлянам, мы не должны полагать, что здесь имеются в виду римляне в прямом смысле этого слова; скорее, речь идет о людях, которые проживали в Риме и составляли христианскую церковь в этом городе; можно не сомневаться, что среди этих римлян были и язычники, обратившиеся в христианство; однако основную часть церкви в этом городе, похоже, составляли иудеи, римские иностранцы, а также прозелиты, обратившиеся в иудейскую религию.
Адам Кларк - Комментарии на Послание к римлянам - Главы 1 - 8
Ривне : Дятлик Н., 2016 г. - 220 с.
Перевод с английского: Константин Кузов
ISBN 978-617-515-200-3
Адам Кларк - Комментарии на Послание к римлянам - Главы 1 - 8 - Предисловие к комментариям на Послание к римлянам
Невозможно с уверенностью сказать, когда и кем Евангелие было впервые проповедано в Риме. Те, кто утверждают, что его основателем был апостол Петр, не могут представить никаких существенных доказательств своего мнения. Если бы этот апостол впервые проповедал Евангелие в этом городе, такое событие вряд ли осталось бы неотмеченным в книге Деяний апостолов, в которой труды апостола Петра, наряду с трудами апостола Павла, описываются особенно подробно и составляют большую часть этой книги. Также маловероятно и то, что автор этого послания никак не упоминает об этом обстоятельстве, если бы оно действительно имело место.
Те, кто говорит, что Церковь была основана этими двумя апостолами совместно, имеют еще меньше аргументов в свою пользу; ибо из Рим. 1:8 и далее очевидно, что апостол Павел никогда не бывал в Риме до момента написания этого послания. Скорее всего, в этой важной работе не участвовал никто из апостолов, а Евангелие впервые было проповедано там кем-то из тех людей, которые обратились в христианство в Иерусалиме в день Пятидесятницы; ибо в Деян. 2:10 мы видим, что в Иерусалиме были «пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты». Они по возвращении вполне могли рассказать о тех чудесах, свидетелями которых стали, и возвещать ту истину, благодаря которой они сами обрели спасение. О самом Риме, тогдашней мировой метрополии, особо говорится в примечании к Деян. 28:16 (прим.), к которому и предлагается обратиться читателю.
О причине написания этого послания легко можно узнать из него самого. Похоже, апостол Павел узнал об обстоятельствах жизни христиан в Риме от Акилы и Прискиллы (см. Рим. 16:3), а также от других иудеев, которые были изгнаны из Рима по указу Клавдия (упомянутом в Деян. 18:2). Узнав, что они состояли частично из язычников, обратившихся в христианство, а частично из иудеев, которые, наряду со многими оставшимися предрассудками, уверовали в Иисуса как в истинного Мессию, и что из-за притязаний обращенных из язычников на равные с иудеями привилегии возникали многие споры, а иудеи категорически отказывались удовлетворять эти притязания, если обращенные из язычников не совершат обрезание, он написал им, чтобы разобраться с этими разногласиями.
Д-р Пэйли со свойственной ему ясностью показал, что основная цель аргументированной части этого послания заключается в том, чтобы «поставить обращенного из язычников в равное положение с уверовавшим иудеем в отношении его религиозного состояния и его ранга в Божьем благоволении». Послание поддерживает эту мысль разнообразными аргументами, в частности, тем, что ни один человек ни из одной, ни из другой группы не оправдывается делами закона - или той простой причиной, что ни один человек не соблюл их; что, следовательно, возникла необходимость назначить иное средство, или условие оправдания; и в этом новом средстве иудейская особенность растворилась и пропала; что теперь обращенные из иудеев должны были считать закон мертвым, а себя обрученными другому; что то, чего закон по истине не мог совершить, поскольку был ослаблен плотью, Бог совершил, послав Своего Сына; что Бог отверг неверующих иудеев, заменив их обществом верующих в Христа, собранным безразлично из иудеев и язычников. Поэтому в послании, адресованном римским верующим, целью апостола Павла было примирить обращенных из иудеев с мнением, что язычники были допущены Богом к равенству с ними в религиозном положении, причем без обязательства соблюдать закон Моисеев.
В этом послании, хотя и адресованном римской церкви вообще, фактически иудей пишет иудеям. Учитывая это каждый раз, когда его аргумент унижает иудейские правила, он сопровождает его смягчающим замечанием. Так, утверждая в Рим. 2:28-29, что «не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти», он тут же добавляет: «Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях». Доведя в Рим. 3:28 свой аргумент до формального заключения, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона», он затем присоединяет Рим. 3:31: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем».
В седьмой главе, выдвигая в Рим. 7:6 смелое утверждение: «Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него», в следующем стихе он задает исцеляющий вопрос: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона». Далее заявляет о неэффективности иудейского закона: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Рим. 8:3), после отступления, но такого отступления, от которого нельзя было отказаться - восторженного созерцания своей христианской надежды, которое занимает заключительную часть этой главы.
В следующей главе мы видим, что он будто осознал, что сказал что-то такое, что могло их обидеть, и вновь обращается к своим иудейским братьям со словами теплоты и уважения: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». Когда в 31-м и 32-м стихах девятой главы он показывает иудеям заблуждение даже самых лучших представителей этого народа, говоря: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения», он не забывает прибавить к этому заявлению следующие примирительные выражения: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имею ревность по Богу, но не по рассуждению».
Наконец, в Рим. 10:20-21, путем применения отрывка из книги пророка Исайи, подразумевая самое неблагодарное для иудейского уха предположение - неприятие еврейского народа как избранного Богом, он спешит оговорить разумность их падения следующим интересным рассуждением: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал», и продолжает эту мысль на всем протяжении одиннадцатой главы в серии размышлений, рассчитанных на то, чтобы успокоить обращенных из иудеев, а также добиться от их братьев из язычников уважения к иудейским установлениям.
Адам Кларк - Комментарии на Послание к римлянам - Главы 9 - 16
Ривне: Дятлик Н., 2016 г. - 176 с.
ISBN 978-617-515-201-0
Адам Кларк - Комментарии на Послание к римлянам - Главы 9 - 16 - Глава 9
Павел выражает большое сожаление о неверии и упорстве евреев (ст. 1-2). Перечисляет их высокие привилегии (ст. 4-5). Указывает на способ, который избрал Бог для передачи знания об Имени Его как евреям, так и язычникам; и как Он действует (судом или милостью) с людьми на примерах в случае с Авраамом, Исааком, Исавом и фараоном (ст. 6-17). Бог показывает милость и суд по Своему изволению, и ни у кого нет права усматривать несправедливость Его судов (ст. 18-20). Он имеет такую же власть над людьми, какую имеет горшечник над глиной (ст. 21-23). Пророки предвидели как призвание язычников, так и отвержение евреев (ст. 24-29). Язычники приобрели знание Божьего пути спасения грешников, в то время как евреи не приобрели его (ст. 30-31). Причина, по которой евреи не получили спасения, провозглашенного им посредством проповеди Евангелия (ст. 32-33).
Заметки к главе 9 доктора Тейлора
Эту и десятую главу доктор Иеремия Тейлор (1613-1667) озаглавил следующим резюме:
В предыдущих главах апостол детально показал, что благодать Божья распространяется на язычников так же, как на евреев, что закон милости Божией был полностью, и сам по себе, доступен для всех верующих (евреев или язычников) в противоположность заслугам по делам или послушанию какому-либо закону. Что язычники верой получают право на благословения Божьего Завета и что евреи не имеют возможности получить эти благословения никаким другим путем. До сих пор апостол не рассматривал евреев как отверженных, разве только косвенно. Наоборот, в их ответственность входит пребывать в Церкви и не пытаться препятствовать вхождению в Церковь язычников, но позволять им быть соучастниками в милости Божьей. Таким образом, его мысль в общем такова: почему же верующие из язычников не могут быть допущены к Божьей милости, оправданы и спасены так же, как и вы?
Однако в этой главе, как и в двух последующих, апостол рассматривает принятие язычников в Царство и Завет Божьи с позиции призвания и приглашения, а также избрания и выбора. А это показывает, что он рассматривает эти две группы людей в свете, отличном от того, как он распределил их ранее: язычников он видит приглашенными в Царство Божье и избранными быть Его народом, а евреев - оставленными и отверженными. Поскольку большая часть евреев отвергла Евангелие Христово, он предполагал, что Бог собирался отринуть их, низвергнуть их государство, разрушить их храм и рассеять их по лицу земли. Таким образом, он опасался, что они будут прокляты, или отлучены от Христа, и низвергнуты до уровня языческих наций мира. И последующие события показали, что его опасения были продиктованы Духом истины.
Примечательно, что, согласно его осторожной манере письма и его тактичного и мягкого обращения со своими соотечественниками, он никогда не упоминает вопрос их отвержения - тему весьма болезненную для его размышлений - иначе, чем в желании самому быть отлученным от Христа за них, лишь бы предотвратить их отлучение от Христа (9:3). Павел не упоминает об этом до тех пор, пока не доходит до одиннадцатой главы, где он почел за нужное сказать многое в их поддержку, даже учитывая их отверженность на тот момент. Весьма очевидно, что его доводы в этой главе основываются на предположении, что большая часть еврейского народа будет изгнана из видимого Царствия Божия. Именно по этой причине в этой и двух последующих главах он рассматривает принятие любого человека в Царство и Завет Божьи, используя сравнительные понятия призвания и избрания или приглашения и выбора.
В древности Галатия была частью Фригии и соседних стран. Она берет свое название от племени галлов, которые, вторгшись несколькими армиями в Малую Азию, как сообщает Павсаний (Attic., cap. iv.), захватили эту страну и обосновались в ней. Поскольку они смешались с различными греческими родами, этот край также называли Галлогрецией (см. Иустин, кн. XXIV. 4; XXV. 2; XXVII. 3; XXVIII. 3; и Страбон, XIV). Во время правления кесаря Августа, около 727 г. от основания Рима и за 26 лет до прихода нашего Господа, она превратилась в римскую колонию, управляемую пропретором, который назначался императором.
На востоке эта страна граничит с Каппадокией, на западе - с Вифинией, на юге - с Памфилией, а с севера ограничена Эвксинским морем. Таковы ее пределы согласно Страбону, хотя некоторые считают их слишком широкими. Но поскольку различные провинции Малой Азии постоянно оказывались объектами споров и захватов, их границы и хозяева очень часто менялись. Галаты делились на три племени - тектосаги, трокмы и толистобоги. Согласно Плинию, их страна подразделялась на 195 тетрархий, а, согласно Страбону, каждая из трех вышеупомянутых частей делилась на четыре кантона, имевшие каждый своего тетрарха. Помимо этих двенадцати тетрархов в стране имелся общий совет, состоявший из 300 сенаторов. В конце концов этих тетрархов осталось трое, затем - двое, а позже - один. Последним тетрархом и царем Галатии был Аминта, который, будучи секретарем Дейотара - первого человека, обладавшего всей тетрархией, стал царем Писидии в 714 г. от основания Рима. В 718 году Марк Антоний сделал его тетрархом Галатии.
Адам Кларк - Комментарии на Послание к галатам
Ривне : Дятлик Н., 2018 г. 108 с.
ISBN 9783־ 268־ 515־ 617־
Адам Кларк - Комментарии на Послание к галатам - Содержание
Введение
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!