В книге «Страх жизни» Александр Лоуэн всем так четко и понятно описывает то, что в учебниках по психоанализу называется страхом кастрации. Эта книга посвящена эдипову комплексу, а значит, центральному моменту в жизни человека для формирования его характера, который впоследствии станет судьбой и будет предопределять совершение нами тех или иных выборов.
Судьба в значении рока — это как раз и есть то, что запрограммировано в наших характерах, которые сформировались в детстве и закрепились навсегда благодаря блокам в наших телах. И до тех пор, пока наши тела зажаты, ригидны, то есть полуживы, мы обречены на повторение роковых ситуаций в наших жизнях. Такие тела и есть отражение страха жизни, и не только отражение, но и ловушка, поскольку, пока мое тело не дает мне возможности дышать полной грудью, моя психика не может сдаваться переживаниям удовольствия и горя, страха и гнева, по уши влюбляться и глубоко любить.
В этой книге Лоуэн не только описывает проблему всех тех, кто вынужден был разрешить эдипов конфликт ценой отказа от большой доли своей сексуальной энергии, но и подробно, приводя многочисленные примеры работы со своими пациентами, показывает пути и способы изменения ситуации. Как, используя психоаналитическое толкование и биоэнергетические техники мы можем судьбу, где главенствует рок (fate) превратить в судьбу, которая в наших руках (destiny).
***
Независимо от того, насколько успешно мы действуем, как люди мы оказываемся несостоятельны. Уверен, в глубине души большинство ощущает себя неудачниками. Где-то в глубине души мы смутно чувствуем боль, тоску и муку. Но мы полны решимости преодолеть наши слабости, пересилить страхи и совладать с тревогой. Именно поэтому книги по саморазвитию из серии «Как добиться...» так популярны. К сожалению, эти усилия обречены на неудачу. Быть человеком — это не то, что можно сделать. Это невьтолнимая задача. Для этого нужно остановить бешеный ритм нашей деятельности, сделать вдох и прислушаться к своим чувствам. На этом пути мы сможем ощутить нашу боль, но, если у нас хватит мужества ее принять, мы почувствуем и удовольствие. Если сможем встретиться с нашей внутренней пустотой, мы обретем и полноту жизни. Если сможем прорваться через отчаяние, мы откроем для себя радость. В этом терапевтическом процессе может потребоваться помощь.
Неужели современному человеку судьбой суждено быть невротиком, испытывать страх перед жизнью? Мой ответ — да, если под современным человеком понимать представителя культуры, где главенствующие ценности — власть и прогресс. Поскольку эти ценности характерны для западной культуры XX века, из этого следует, что каждый, выросший в этой культуре, является невротиком.
Невротик находится в конфликте с самим собой. Одна его часть пытается превозмочь другую. Эго стремится подчинить себе тело, логический разум — управлять чувствами, а воля — перебороть тревоги и страхи. И хотя этот конфликт по большей части происходит на бессознательном уровне, это истощает внутреннюю энергию человека и лишает его душевного покоя.
Невроз — это внутренний конфликт. Невротический характер может принимать множество разных форм, но всех их объединяет внутренняя борьба между тем, кем человек является, и кем, по его представлениям, он должен быть. Любой невротик втянут в эту борьбу.
Как же возникает состояние внутреннего конфликта? Почему современному человеку суждено страдать от него? В каждом конкретном случае невроз формируется в атмосфере определенной семьи. Но ситуация в семье отражает ситуацию в культуре, поскольку на семью оказывают влияние силы, действующие в обществе, частью которого является семья. Чтобы понять состояние современного человека и понять его судьбу, необходимо исследовать источники конфликтов в культуре.
Некоторые противоречия в нашей культуре общеизвестны. Скажем, мы говорим о мире, но готовимся к войне. Боремся за сохранение окружающей среды, но эксплуатируем природные ресурсы Земли ради экономической выгоды. Мы все стремимся к власти и прогрессу, а хотим при этом удовольствия, душевного покоя и стабильности. Мы не задумываемся, что власть и удовольствие — противоположные ценности и что часто одно исключает другое. Власть неизбежно приводит к борьбе за обладание ею, что нередко обращает отца против сына и брата против брата. Эта сила разобщает общество. Прогресс означает постоянную замену старого новым. При этом считается, что новое всегда лучше старого. Хотя это может быть справедливо в технических областях, это очень опасное убеждение. Если следовать этой логике, можно прийти к заключению, что сын всегда лучше отца или что традиция это всего лишь мертвый груз прошлого. Существуют культуры, где уважение к прошлому и традиции важнее, чем стремление к переменам. В таких культурах конфликты минимальны, а неврозы редки.
Лоуэн Александр - Страх жизни. Мудрость поражения
М: ИП Сарматова А.А., 2024. — 272 с. ил.
ISBN 978-5-6049412-2-5
Лоуэн Александр - Страх жизни. Мудрость поражения - Содержание
К читателю
Введение
1. Невротический характер
- Эдипальная проблема
- Миф об Эдипе
- Эдипов комплекс
2. Судьба и характер
- Как действует судьба
- Сущность судьбы
- Судьба в любви
3. Бытие и судьба
- Бытие как аутентичность
- Бытие как сексуальность
- Бытие как недеяние
4. Страх бытия
- Страх жизни и страх смерти
- Страх секса
- Страх безумия
5. Терапия для бытия
- Спираль роста
- Прорыв и распад
- Страх кастрации
6. Героическое отношение к жизни
- Регресс и прогресс
- Отчаяние, смерть и перерождение
7. Эдипальный конфликт становится частью современной жизни
- Восхождение эго к доминированию
- Иерархия власти и борьба за власть
- Прогресс создает конфликт
8. Мудрость поражения
- Загадка Сфинкс
- Примирение противоречий
- Мудрость Сфинкс
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: