Макграт - БОГ Докинза

Алистер Эдгар Макграт - «БОГ» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии»
Впервые я услышал о Ричарде Докинзе в 1977 году, когда прочел его книгу «Эгоистичный ген» (1976). В то время я заканчивал работу над докторской диссертацией на кафедре биохимии Оксфордского университета под чутким руководством профессора сэра Джорджа Радды, который впоследствии стал главой Совета по медицинским исследованиям. В рамках своей работы я разрабатывал новые физические методы, с помощью которых пытался выяснить, каким образом биологическим мембранам удается столь успешно выподнять свои функции.
 
Хотя должно было пройти еще несколько лет, прежде чем «Эгоистичный ген» достиг того культового статуса, которым обладает по сей день, сразу было очевидно: книга великолепна. Я восхищался писательской манерой Докинза и его способностью ясно объяснять важнейшие, а зачастую к тому же еще и очень сложные научные идеи. Это была научно-популярная литература в лучшем ее виде, поэтому неудивительно, что газета «Нью-Йорк тайме» охарактеризовала книгу как «научно-популярное произведение, которое позволяет читателю почувствовать себя гением».
 
Книга «Эгоистичный ген» во всех отношениях была отличным чтивом - цепляющим, противоречивым и информативным. Докинз обладал редкой способностью объяснять сложные вещи понятным языком, не возносясь над читателем. Однако он не просто сделал теорию эволюции более доступной для понимания. Он постарался показать ее значимость для всех аспектов жизни, фактически превратив дарвинизм из чисто научной теории в универсальную философию. По сравнению с более ранней работой Жака Моно «Случай и Необходимость» (1971), в которой аналогичные темы обсуждались в довольно скучной манере, подход Докинза по-настоящему захватывал дух. И, как и многие провокационные авторы, Докинз дал старт дискуссиям на важные и в то же время неизменно интересные темы, такие как существование Бога и смысл жизни.
 
Атеизм Докинза был очевиден уже в «Эгоистичном гене», однако он подавался в той интересной и привлекательной форме, которая могла бы послужить поводом к интересной беседе. С Докинзом мы пошли диаметрально противоположными путями: я - от атеизма к христианству, Докинз - от христианства к атеизму. В этой связи меня особенно интересовала его личная история. Фактически в то время я находился в процессе перехода от естественных наук к христианскому богословию, совмещая его изучение с работой в исследовательских лабораториях Оксфорда. Моей долгосрочной целью было изучить взаимоотношения христианской мысли с естественными науками. Принимая это во внимание, наставники убедили меня в необходимости получить научные степени в обеих дисциплинах: и в биологии, и в богословии. Это было необходимо для того, чтобы быть воспринятым всерьез и там, и там.
 

Алистер Эдгар Макграт - «БОГ» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии»

М. : ООО ТД «Никея», 2022. - 270 с.
ISBN 978-5-907457-76-8   
 

Алистер Эдгар Макграт - «БОГ» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии» - Содержание

Предисловие к русскому изданию
Благодарности
Введение
Глава 1. Дарвинизм
  • Становление научной теории
  • Естественный отбор: Чарльз Дарвин
  • Механизмы наследования: Грегор Мендель
  • Открытие гена: Томас Хант Морган
  • Роль ДНК в генетике
  • Как правильно: «дарвинизм» или «эволюционная теория»?
Глава 2. Эгоистичный ген
  • Дарвинистский взгляд на мироздание
  • Ричард Докинз Подход Докинза: Эгоистичный ген
  • Место человечества в дарвинистском мире
  • Действительно ли гены эгоистичны?
  • Что осталось от «Эгоистичного гена»?
Глава 3. Слепая вера?
  • Факты, доказательства и рационализм в науке и религии
  • Вера как слепое доверие?
  • Является ли атеизм верой?
  • Иррациональна ли христианская вера?
  • Проблема радикальных теоретических сдвиг в науке
  • Пределы научного знания
  • Тайна, безумие и бессмыслица
Глава 4. Слепой часовщик
  • Эволюция и устранение Бога?
  • Контуры дарвинистского мировоззрения
  • Все ли объясняет дарвинизм?
  • Бог как объясняюща гипотеза?
  • Устранение замысла Докинз о телеологии в природе
  • Божественный часовщик: грандиозная (но поправимая) ошибка
  • Пейли Динамические концепции творение Августин Гиппонский
  • Естественный отбор и религиозные убеждения: взгляды Дарвина
  • Реакция христианства на дарвинизм
Глава 5. Дарвинизм в культуре: изобретение мема
  • Универсальный дарвинизм: эволюция культуры
  • Знакомство с мемом
  • Мем Бога
  • Подчиняется ли культурное развитие законам дарвинизма?
  • Существуют ли мемы?
  • Некорректность аналогии между геном и мемом
  • Избыточность концепции мема
  • Бог как «вирус мозга»
  • Двигаясь дальше
Глава 6. «Бог как иллюзия»: Докинз об атеизме, науке и религии
  • «Бог как иллюзия» в культурной системе координат
  • «Война» между наукой и религией
  • Естественные науки не ведут ни к атеизму, ни к христианству
  • Наука, вера и доказательства
  • Дарвинистское объяснение веры в Бога?
  • Благоговение, удивление и религия
Выводы
Избранная библиография
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Eduard