Макробий - Сатурналии

Макробий Феодосий - Сатурналии
При написании Сатурналий Макробий, очевидно, брал за образец трактаты Цицерона (О старости, О дружбе, Об обязанностях, О государстве, О природе богов), Афинея (Пир мудрецов), Плутарха (Застольные беседы) и Авла Геллия (с. 130) (Аттические ночи), а также использовал традиционные сюжетные схемы. Например, он изображает идеализированный кружок аристократов прошлого, избирая ввкачестве действующих лиц ярких представителей языческой культуры и аристократической среды IV в., среди которыхх—политики и ученые.
 
Сам Макробий не застал описываемое им время, но считает его идеальным, следуя схожей практике Цицерона (О государстве и О природе богов). Скорее всего, он излагает события, которые происходили за некоторое время до смерти главного действующего лица Сатурналий — Претекстата. Если это так, то такой прием позаимствован Макробием из диалогов Платона (Федон, Теэтэт), трактатов Цицерона (Об ораторе, О старости, О государстве); Афинея (Пир мудрецов). Встречается и анахронизм, за который Макробий извиняется в начале сочинения (I, 1, 3–6), говоря, что он включает в свое повествование известных людей, которые не могли встретиться вместе в реальности. Среди таковых современник Макробия баснописец Авиен, который жил позже, чем устроитель пираа— Претекстат (ум. 384 г.). В этом Макробий зависит от Платона, описавшего беседу между Сократом, Парменидом и Тимеем.
 
Следуя модели трактатов Цицерона (О старости, О дружбе, О природе богов, О государстве), Макробий вводит в число действующих лиц Сатурналий не вымышленных персонажей, а реально живших людей. Всем действующим лицам присущи образованность, изящество речей и поступков (за исключением Евангела). Вероятно, последний намеренно включен Макробием в диалог для драматизации повествования, что также является литературной традицией. Евангел высказывает свои мнения, задает вопросы, критикует старинные порядки. Остальные гости, отвечая ему, излагают собственные взгляды, обсуждая вопросы философии, религии, литературы и науки.
 
Затруднительно выделить главную тему Сатурналий как из-за утраты многих разделов, так и из-за тематической пестроты оставшихся. В Сатурналиях достаточно серьезных рассуждений, хотя они перемежаются разного рода легковесными вставками. В качестве важных вопросов можно выделить тему солнечного монотеизма (I, 17–23), которую Макробий развивает, следуя за императором Юлианом (332–363), тему критики Вергилия (отрывки из I, III книг, сохранившиеся главы IV книги, V и VI). В целом в Сатурналиях в литературной форме запечатлены традиции и обычаи римской старины, передано классическое наследие Античности, подводится итог филологической работы предшествующих поколений. Характерной особенностью авторского стиля Макробия является то, что он не ограничивается использованием какого-нибудь одного, нужного ему источника, но компилирует отрывки из текстов множества классических авторов.
 

Макробий Феодосий - Сатурналии

Пер. с лат. и древнегреч. В.Т. Звиревича; общ. ред., сост., вступит. ст., прилож. М.С. Петровой
М.: Издательская группа «Альма Матер»; «Гаудеамус», 2024, 683 с.
Серия "Эпохи. Античность. Тексты"
ISBN 978-5-98426-227-9
 

Макробий Феодосий - Сатурналии - Содержание

Макробий Феодосий и его Сатурналии (М.С. Петрова)
  • Участники Сатурналий
  • Анахронизм мизансцены Сатурналий
  • Время описываемых ввСатурналиях событий
  • Макробий ииаристократический кружок Претекстата
  • Terminus post quem для Сатурналий
  • Диалог
  • Основные темы Сатурналий
  • О влиянии Cатурналий на средневековых авторов
От переводчика
От редактора
САТУРНАЛИИ [СОЧИНЕНИЕ] СВЕТЛЕЙШЕГО ИИСИЯТЕЛЬНЕЙШЕГО МУЖА АМВРОСИЯ ФЕОДОСИЯ МАКРОБИЯ (пер. с лат. и др.-греч. В.Т. Звиревича)
  • Книга первая. [Рассказывающая о] первом дне застолий
  • Книга вторая. [Опослеобеденной беседе ввдоме Претекстата в первый праздничный день]
  • Книга третья. [Повествующая оовтором дне застолий (в первый день Сатурналий) в доме Флавиана]
  • Книга четвертая. [Продолжение беседы об ораторском искусстве Вергилия]
  • Книга пятая
  • Книга шестая
  • Книга седьмая. [Послеобеденная беседа на третий день Сатурналий, ввдоме Симмаха]
Примечания (сост. М.С. Петрова, В.Т. Звиревич)
Приложения (М.С. Петрова)
  • О надписях, посвященных Претекстату
  • Авиенн — персонаж Сатурналий
  • Медики и риторы
  • Отношение римских авторов к заимствованию и подражанию
  • Фрагменты Гомера, Лукреция и Вергилия в изложении Макробия (в сравнении с критическими изданиями)
  • Тексты, оказавшие на Макробия влияние
  • К вопросу о влиянии Сатурналий на средневековых авторов: ирландский анонимный трактат
  • Аристотель в Сатурналиях
Указатели
  • Указатель содержания Cатурналий по книгам, главам и абзацам (В.Т. Звиревич)
  • Указатель собственных имен, названий и понятий (В.Т. Звиревич, М.С. Петрова)
  • Указатель имен древних авторов и названий их сочинений, упомянутых Макробием в Сатурналиях (М.С. Петрова)
  • Указатель манускриптов Cатурналий (М.С. Петрова)
  • Сокращения
  • Библиография
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя brat Andron