Майзульс - Воображаемый враг

Михаил Майзульс - Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии
В 1543 г португальцы первыми из европейцев достигли Японии. Поскольку их корабли прибывали на архипелаг с юга, японцы стали называть их «южными варварами» (нанбан). На первых порах пришельцев приняли с интересом. Монахи - иезуиты начали проповедовать и обратили многих местных в христианство. Однако в первой половине XVII в. власти из страха перед иноземной крамолой, разрушением устоев и колонизацией со стороны европейцев решили закрыть страну, миссионеров изгнали, а христианство объявили вне закона. До середины XIX в. все контакты с западным миром, кроме редкой торговли с голландцами, были пресечены. 
 
Вслед за самими европейцами в Японии появилось множество изображений, представлявших их облик, одежды и нравы. «Южные варвары» одновременно манили и пугали. Описывая внешность иноземцев, разные тексты подчеркивали их уродство и родство с нечистью. Известный японист Александр Мещеряков цитирует анонимную «Повесть о христианах», написанную в XVII в. Ее автор, рассказывая о прибытии первых европейцев на острова, отмечал, что они колоссального роста, у них большие глаза, длинные когти на руках и ногах, зубы длиннее, чем у лошади, волосы мышиного цвета, а под одеждой наверняка хвосты. Особое изумление у японцев вызывали огромные, как у «лешего» тэнгу, носы европейцев. На японских изображениях того времени иноземцы сразу же отличаются от местных не только экзотическими костюмами (высокие шляпы, широченные штаны и т. д.), но и орлиными «клювами».
 
Тело чужака - потемки. В нем много странного, и то, что в жизни удивляет или пугает, воображение нередко утрирует и сводит к нескольким отталкивающим характеристикам. Черты чужаков переносят на враждебные силы, опасных духов и злых богов. Потому в житиях раннехристианских пустынников из Египта, Палестины и Сирии демонов так часто описывали как «эфиопов». В представлении коптов, греков и сирийцев черный цвет кожи их соседей с юга олицетворял духовное помрачение, тьму, царствующую в душе. На бессчетных средневековых изображениях бесы черны как смоль, а римлян и иудеев, истязавших Христа, нередко представляли с черной кожей и негроид ными чертами лица. Расовая инаковость стала стигмой, знаком порока. 
 
В Средние века европейские художники использовали великое множество приемов и знаков, призванных отделить христиан от иноверцев, праведников от грешников, своих от чужих. С их помощью маркировали иудеев, язычников, мусульман, еретиков, реже - преступников, прокаженных, проституток и других чужаков или маргиналов, которых считали нечистыми и опасными. Некоторые из этих знаков использовались не только на изображениях, но и в реальном мире - на улицах средневековых городов.
 

Михаил Майзульс - Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии

М.: Альпина нон - фикшн, 2022. - 436 с.
ISBN 978-5-00139-433-4
 

Михаил Майзульс - Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии - Содержание

Введение. Другой. Чужой. Враг
Часть I. Материальные знаки 
  • Judenhut·. главный (анти)еврейский знак 
  • Герб дьявола и эмблематика зла 
  • Скорпион и орел: кто убил Христа? 
  • Знаки ереси и знаки позора 
Часть II. Телесные знаки 
  • Страсти: Тело Христа и тела палачей 
  • Стигма на теле: анатомия и иноверие 
  • Черный: главный цвет инаковости 
  • Жесты палачей: насилие и осмеяние 
  • Как узнать предателя? Тело Иуды 
Заключение 
Библиография 
Примечания 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Eduard