Цель этой книги состоит в демонстрации того, что проблема ума и тела является не просто локальной проблемой, имеющей дело с соотношением ума, мозга и поведения живых животных организмов, но что она вторгается в наше понимание всего космоса и его истории. Физические науки и эволюционную биологию нельзя изолировать от этих рассмотрений, и я считаю, что истинное понимание сложности проблемы должно в конечном итоге изменить нашу концепцию места физических наук в описании естественного порядка.
Одна из законных задач философии состоит в том, чтобы исследовать пределы даже наиболее развитых и успешных форм современного научного знания. Возможно, как это не неприятно, нам придется признать, что мы просто находимся на том этапе истории человеческой мысли, на котором мы обнаруживаем себя, и наши преемники сделают открытия и разработают формы понимания, о которых мы и не мечтали. Люди пристрастились к надежде на окончательный вариант, но интеллектуальное смирение требует, чтобы мы сопротивлялись искушению предположить, что инструментов того рода, которыми мы сейчас располагаем, в принципе достаточно, чтобы понять Вселенную в целом. Указание на их пределы является философской задачей, кто бы ею ни занимался, а не частью внутреннего стремления к науке, хотя мы можем надеяться, что если границы будут признаны, это может в конечном итоге привести к открытию новых форм научного понимания. Ученые хорошо знают, как много они не знают, но проблема другого рода состоит не просто в том, чтобы признать пределы того, что на самом деле понимается, но и попытаться понять, что, в принципе, может и не может быть понято определенными существующими методами.
Моя мишень - всеобъемлющая, спекулятивная картина мира, которая достигается путем экстраполяции некоторых открытий биологии, химии и физики, - особое натуралистическое мировоззрение (Weltanschauung), которое постулирует иерархическую взаимосвязь между предметами этих наук и полноту в принципе объяснения всего во Вселенной благодаря их объединению. Такое мировоззрение не является необходимым условием практики любой из этих наук, и его принятие или непринятие не оказало бы никакого влияния на большинство научных исследований. Насколько я знаю, большинство практикующих ученых, возможно, не имеют никакого мнения о всеобъемлющих космологических вопросах, на которые дает ответ этот материалистический редукционизм. Детальные исследования и существенные находки ученых в целом не зависят от тех или иных ответов на такие вопросы и не влекут их. Но среди ученых и философов, которые все-таки выражают свои взгляды на естественный порядок в целом, редуктивный материализм широко считается единственной серьезной возможностью.
Нагель Томас - Ум и космос - Почему материалистическая неодарвинистская концепция природы почти наверняка ложна - Каково это - быть летучей мышью?
пер. с англ. В.В. Целищева
М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024,192 с.: ил.
ISBN 978-5-88373-832-5
Нагель Томас - Ум и космос - Почему материалистическая неодарвинистская концепция природы почти наверняка ложна - Каково это - быть летучей мышью? - Оглавление
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
УМ И КОСМОС
- ГЛАВА 1. Введение
- ГЛАВА 2. Анти-редукционизм и естественный порядок
- ГЛАВА 3. Сознание
- ГЛАВА 4. Познание
- ГЛАВА 5. Ценности
- ГЛАВА 6. Заключение
КАКОВО ЭТО-БЫТЬ ЛЕТУЧЕЙ МЫШЬЮ?
ПРИЛОЖЕНИЕ - Вызов Нагеля материалистическому редукционизму (Целищев В.В.)
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо за интересную книгу!