Какие ассоциации обычно у непосвященного (во всех смыслах этого слова) читателя вызывает термин «эзотерика»? Тайные общества, творящие свои загадочные ритуалы вдали от посторонних глаз... Сидящие на краю обрыва в индийской глуши в позе лотоса просветленные... Бесчеловечные черные мессы, совершающиеся под покровом ночи в свете полной луны...
Подобных картин богатое воображение может представить немало. Не будет ошибкой предположить, что источником таких ассоциаций для любого современного человека является культура: яркие картины на экране телевизора, монитора или в зале кинотеатра; ничуть не хуже, если не лучше, будящие воображение бумажные или электронные издания; музыка, создающая фон, но и таящая в себе скрытые отсылки к тому, что нас интересует и увлекает.
В любом случае именно культура является главным поставщиком наших знаний об эзотерике. И уже здесь кроется парадоксальное противоречие. Можно с большой долей уверенности предположить, что для многих на интуитивном уровне эзотерика определяется как знание, доступное лишь посвященным, но вместе с тем все, что мы знаем о ней, поступает к нам из источников, рассчитанных на массы. Если попробовать разрешить кажущееся противоречие, то обнаружится, что общее впечатление, создаваемое современными медиа, не перечеркивает тайной сущности эзотерики. Какую бы колоритную картинку нам ни предлагали, если это действо осознается как эзотерическое, то в нем всегда будет сохраняться остаток неведомого тайного знания, определяющего смысл происходящего.
Возможно, неточно здесь говорить лишь о знании, этот остаток может содержаться и в интуитивно схватываемом внутреннем опыте. Если посмотреть на вопрос культурологически, то становится понятно, что именно вокруг диалектики скрытого/открытого и строится символический капитал эзотерики как общественного феномена. Не знай мы об эзотерике ничего, она бы не вызывала никакого интереса, но если бы знали все, эффект выходил бы тот же, ведь в таком случае она бы уже не была эзотерикой. Кстати, такую специфику давно уловили маркетологи и творцы современной культуры, следящие за конъюнктурой: недаром книга с незатейливым названием «Тайна» продана более чем тридцатимиллионным тиражом и переведена на полсотни мировых языков, и это при отсутствии хоть сколько-нибудь оригинального содержания. Итак, мы подошли к главной проблеме исследования: как изучить проявление в культуре того, что по определению изучению поддаваться не должно, ведь понять — означает вывести на свет, разложить по полочкам, объяснить, а если предмет устроен таким образом, что полное понимание убивает саму его суть, как в таком случае его исследовать?
Но все вовсе не так плохо и не настолько сложно, как может показаться. Эзотерика — более понятный и объяснимый исторический феномен, чем это принято считать, и скоро, надеемся, нам удастся это доказать, но прежде всего, опираясь на установленную выше пару скрытое/открытое, посмотрим, как обычно изучается проявление эзотерики в культуре.
Носачев Павел - Очарование тайны - Эзотеризм и массовая культура
Павел Георгиевич Носачев. — Μ.: Новое литературное обозрение, 2024. — 456 с. (Серия «Studia religiosa»)
ISBN 978-5-4448-2234-0
Носачев Павел - Очарование тайны - Эзотеризм и массовая культура - Содержание
Предисловие
Введение
- Очарование тайны
- Как это изучают?
- Что такое эзотерика?
- Эзотеризм и секуляризация.
- Эзотеризм и культура: исследовательские концепции
Часть I. Эзотеризм и литература
Глава I. Введение
- Заметки к истории литературы об эзотерическом
- Розенкрейцерский миф в литературе Нового времени: эскиз
- Рождение оккультизма
- Ужас, странная литература и черная фантастика
Глава 2. Британские маги:
- Артур Мейчен и Элджернон Блэквуд
- Литература и магия
-
Артур Мейчен
- Жизнь
- Эзотеризм
- Литература
-
Элджернон Блэквуд
- Жизнь
- Эзотеризм
- Литература
- Благоговение и ужас
Глава 3. Континентальные мастера:Густав Майринк и Стефан Грабинский
-
Густав Майринк
- Жизнь
- Эзотеризм
- Литература
-
Стефан Грабинский
- Жизнь
- Эзотеризм и литература
Глава 4. Сатанизм для интеллигенции
- Сатанизм до сатанизма
- Романтическая составляющая
- Эзотерическая составляющая
- Сатанизм как миф
Глава 5. Г.Ф. Лавкрафт: невероятный материализм
- Загадка Лавкрафта
- Эзотеризм
- Теософия
- Рецепция
Глава 6. Реза Негарестани: вечность пахнет нефтью?
- «Взлом» эзотеризма
- Лавкрафт XXI
Часть II. Эзотеризм и кино
Глава I. Введение
- Эзотерическое кино
- Сюрреализм
Глава 2. Майя Дерен: белая тьма
- Жизнь
- Эзотеризм
- Ритуал
- Эранос
- Магия
- Фильмы
Глава 3. Кеннет Энгер: свет из иных миров
- Энгер-режиссер
- Энгер-маг
- Киноязык Кеннета Энгера как система
Глава 4. Дэвид Линч: он полон секретов
- Дэвид Линч сквозь призму исследовательской оптики
- Художественные истоки эстетики загадочного
- Эзотеризм и киноязык
- Мир после «Твин Пикса»
Глава 5. Сверхъестественная современность
- Пара слов о сюжете
- Оккультный мир-механизм
- Теология духовной войны
- Монотеизм и проблема зла
Часть III. Эзотеризм и музыка
Глава I. Введение
- Эзотеризм, музыка, современность
- Эзотеризм и популярная музыка: краткая история
Глава 2. Брендово-игровой тип
- Готика
- БГ
- Каббала любовников
Глава 3. Религиозно-мировоззренческий тип
- История языческой музыки
- Язычество: между архетипами и праздниками
- Отечественные вариации
Глава 4. Креативный тип
- Оргия праведников
- Dead can Dance
- Current
Заключение
Источники
Избранная дискография
Избранная фильмография
Использованная литература
Указатель имен
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: