Тогоева - «Дева со знаменем»

Ольга Тогоева - «Дева со знаменем» - История Франции XV-XXI вв. в портретах Жанны д’Арк
Обращаясь к «портретам» героев прошлого, мне, тем не менее, хотелось написать совсем другую книгу. Историю, в которой будет присутствовать только одно «лицо» - лицо Жанны д’Арк, сквозь призму изменений которого на протяжении нескольких столетий мы попыта­емся проследить жизнь целой страны, увидеть определенные «срезы» политической культуры французского общества или же политические идеалы конкретных его представителей: от фран­цузских королей эпохи позднего Средневековья, кардинала Ришелье и Наполеона Бонапарта до партийных лидеров и государственных деятелей современной Франции. Каждый из них использовал и продолжает использовать Орлеанскую Деву в личных целях, обыгрывая те или иные существующие о ней мифы, обращаясь к ее образу как к средству борьбы с противниками или создавая о ней свои собственные легенды.
 
Как следствие, очертания самого лица Жанны д’Арк также менялись от эпохи к эпохе. И хотя о подлинной внешности французской героини мы почти ничего не знаем, портретное сходство ее прижизненных или посмертных изображений в данном случае окажется для нас не столь принципиальным. Не обязательным станет и анализ всех без исключения дошедших до наших дней миниатюр, гравюр, живописных полотен, памятных медалей, барельефов и скульп­турных групп, представляющих Деву. Их поисками и более или менее удачным описанием исследователи занимались с конца XIX в., что привело - уже в XX столетии - к публика­ции подробных каталогов, изданных по результатам многочисленных выставок, проводимых во Франции и за ее пределами. На рубеже XX-XXI вв. накопленный таким образом материал превратился наконец в предмет изучения искусствоведов, попытавшихся проанализировать иконографию Жанны д’Арк с точки зрения особенностей различных художественных школ (в том числе национальных) и направлений в искусстве.
 
Моя задача заключается, однако, в ином. Как мне представляется, роль, которую сыграла французская героиня в истории своей страны, была поистине уникальна, а потому и подходить к ней следует как к казусу, с позиций микроистории, когда одна деталь, кажущаяся на пер­вый взгляд случайной, а порой и являющаяся попросту выдуманной, может скрывать за собой явления значительно более существенные - изменения в политических настроениях общества или отдельных его представителей, личные амбиции того или иного правителя, смену религи­озного климата эпохи. С этой точки зрения мы и рассмотрим «портреты» Орлеанской Девы, и каждый из них, будем надеяться, расскажет нам нечто важное об истории Франции - начиная с ее средневекового периода и заканчивая днем сегодняшним.
 
Таким образом, каждая из глав предлагаемой вниманию читателей книги окажется посвя­щена какому-то конкретному изображению Жанны д’Арк или же серии ее изображений, созданных одним автором. Безусловно, центральное место в этом путешествии по Франции разных эпох займет XV столетие, поскольку первые «портреты» героини Столетней войны появились уже при ее жизни или спустя непродолжительное время после ее смерти. Мы побы­ваем в Париже 1429 г., где секретарь Парламента Клеман де Фокамберг, самым примерным образом записывавший в сводный регистр постановления королевского гражданского суда, по какой-то одному ему ведомой причине украсил страницы абсолютно официального документа изображением странной «девы со знаменем».
 

Ольга Тогоева - «Дева со знаменем» - История Франции XV-XXI вв. в портретах Жанны д’Арк

- «НЛО», - (Интеллектуальная история / Микроистория)
ISBN: 978-5-44-482350-5

Ольга Тогоева - «Дева со знаменем» - Содержание

Введение 
  • Глава 1 
  • Глава 2 
  • Глава 3 
  • Глава 4 
  • Глава 5 
  • Глава 6 
  • Глава 7 
  • Глава 8 
  • Глава 9 
  • Глава 10 
  • Глава 11 
  • Глава 12 
Заключение, 
Список сокращений 
Источники и литература 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vasil