Пачуашвили - Миссионерское служение пророка Ионы

Пачуашвили - Миссионерское служение пророка Ионы
Смысловое значение имени пророка Ионы традиционно истолковывается древними экзегетами в двух возможных вариантах; оно переводится ими с еврейского или как «голубь», или как «болезнующий» («страждущий»). И первое, и второе понимание смысла имени «Иона» предлагает нам, например, блаженный Иероним. Так, приступая к истолкованию Книги Ионы, он говорит: «начав толкование... я молюсь о том, чтобы тот, кто служит образом Спасителя и чрез пребывание в течение трех дней и ночей во чреве китовом прообразовал Воскресение Господа, даровал нам прежнее рвение и чтобы мы удостоились наития на нас Духа Святого. Ибо если Иона значит “голубь”, а голубь означает Духа Святого, то и мы должны изъяснять “голубя” чрез нисшествие на нас Голубя». В то же самое время блаженный Иероним говорит и о том, что второе значение имени Ионы — «болезнующий» (или «страждущий», «скорбящий» — лат. dolens) особенно хорошо подходит пророку, ибо он неоднократно — на протяжении библейского рассказа о его миссии в Ниневии — духовно «поражается печалию и душа его скорбит смертельно...
 
Пророку более соответствует имя “болезнующего”, указывающее на испытанные трудности и бедствия путешествия и бури». Преподобный Максим Исповедник дает свое оригинальное (и при этом достаточно вольное) многоплановое истолкование смысла имени пророка Ионы: «пророк [Иона] может многообразно рассматриваться по смыслу [своего] имени в [духовном] созерцании и что [это многообразное] проявление [смысла имени] при толковании вполне созвучно [различным] местам того же самого Писания. Ведь [имя Иона], толкуемое как “бегство от красоты”, означает Адама и общее естество [человеческое после грехопадения]. Оно, изъясняемое как “отдохновение и исцеление Божие”, а также как “труд Божий”, обозначает» таинство спасения человеческого рода, осуществленное Христом. Может обозначать оно и «“благодать проповеди”, указывая на богатство Духа, которое содержится в этой [благодати]. Еще [Иона] называется “голубем”, “даянием Божиим” и “трудом Божиим” вследствие тех многих борений, которые [подъемлют] ставшие служителями этого истинного призвания». Сразу же обратим внимание на то, что как раз в интерпретации значения имени пророка Ионы преподобным Максимом подчеркивается миссионерский аспект дела Ионы: «благодать проповеди» — Иона как образ подлинного миссионера, а также «голубь», «даяние Божие», «труд Божий» — как явивший в своем пророческом служении подвиг и как перенесший тяготы истинного миссионерского призвания.
 

Митрополит Николай (Пачуашвили) - Миссионерское служение пророка Ионы и наследие святых отцов древней Церкви : Миссиологический и экзегетический аспекты 

Москва : Изд-во ПСТГУ, 2022. - 336 с.
ISBN 978-5-7429-1441-9
 

Митрополит Николай (Пачуашвили) - Миссионерское служение пророка Ионы и наследие святых отцов древней Церкви : Миссиологический и экзегетический аспекты  - Содержание

Введение
Глава I Личность, нравственный облик и деяния пророка Ионы как библейское основание важнейших принципов современного миссионерского служения
  • § 1. Пророк Иона: святоотеческое истолкование значения его имени, времени жизни, происхождения, обстоятельств пророческого служения до миссионерского посланничества в Ниневию
  • § 2. Проблема возможности иудейской миссионерской проповеди среди язычников во времена пророческого служения Ионы
  • § 3. Нравственный облик пророка Ионы как библейского святого и истинного миссионера по Священному Писанию и учению святых отцов
  • § 4. Основания важнейших принципов современного миссионерского служения по Книге пророка Ионы
  • Основные итоги первой главы
Глава 2 История и важнейшие особенности миссионерского служения пророка Ионы по учению древнехристианских писателей
  • § 1. Послание Богом Ионы на проповедь в Ниневию (Иона 1:1-2): значение его миссии
  • § 2. Попытка бегства Ионы «от лица Господня» (Иона 1: 3): святоотеческая интерпретация ее причин
  • § 3. Отплытие в Фарсис: Иона на корабле; первое миссионерское путешествие пророка Ионы (Иона 1: 3-16)
    • А. Иоппия и Фарсис
    • Б. Иона на корабле. Первая миссия пророка Ионы среди язычников
  • § 4. Иона во чреве кита: покаяние пророка (Иона 2:1-11)
    • А. Образ поглощения пророка Ионы китом (морским чудовищем) в святоотеческой экзегезе
    • Б. Молитва Ионы во чреве кита. Извержение пророка на берег
  • § 5. Второе миссионерское путешествие Ионы; проповедь Ионы в Ниневии и ее покаяние (Иона 3:1-10)
    • А. Вторичное послание Ионы Богом в Ниневию. Ниневия языческая и Ниневия современная
    • Б. Вторая миссия Ионы среди язычников: покаяние и обращение ниневитян
  • § 6. Диалоги Ионы с Богом; Иона и тыква; причины Божественного помилования ниневитян (Иона 4:1-11)
    • A. Огорчение Ионы. Первый диалог с Богом
    • Б. Появление и гибель тыквы: святоотеческая интерпретация
    • B. Второй диалог Ионы с Богом; причины Божественного помилования ниневитян
  • Основные итоги второй главы
Глава 3 Миссионерское служение пророка Ионы как ветхозаветный «тип» Предвечного Миссионерства Христа по учению древних церковных экзегетов
  • § 1. Предвечное Миссионерство Христа Спасителя как онтологическое основание ветхозаветного и новозаветного миссионерского служения
  • § 2. Основные принципы и особенности святоотеческого типологического метода экзегезы Священного Писания
  • § 3. Главные особенности и содержание прообразовательного истолкования древнецерковными писателями книги пророка Ионы
  • § 4. Отдельные и конкретные обстоятельства служения пророка Ионы как основа для типологических параллелей со спасительным служением Господа Иисуса Христа
    • A. Послание Ионы в Ниневию. Бегство в Фарсис. Иона на корабле. Святоотеческая типологическая экзегеза событий
    • Б. Иона во чреве китовом; молитва Ионы; освобождение Ионы — прообразы евангельской новозаветной реальности
    • B. Иона в Ниневии. Обращение язычников-ниневитян: святоотеческое типологическое понимание события
    • Г. Иона и тыква: святоотеческая типологическая интерпретация образов
  • Основные итоги третьей главы
Заключение
Приложения
  • Древнецерковные проповеди на пророка Иону Святитель Петр Хрисолог. Проповедь 37-я. О знамении Ионы пророка. На евангельское речение: Род сей лукав, он ищет знамения
  • Епископ Василий Селевкийский. Два слова на Иону
  • Слово двенадцатое. На Иону первое
  • Слово тринадцатое. На того же Иону второе
  • Святитель Кесарий Арелатский. Проповедь 143-я. О покаянии ниневитян
Библиография
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя brat Maksim