Священник Филипп Парфёнов родился в 1967 году в Москве. Окончил биологический факультет МГУ (1991) и Православный Свято-Тихоновский богословский институт (1996).
Рукоположен в 1997 г. Служил в Забайкальском крае (г. Чита, 1997-2001) и во Франции (Трёхсвятительский храм Московского Патриархата, 2002-2005). В настоящее время за штатом. Живёт в Москве.
***
Может, действительно уже пришли времена, о которых указывал Иисус — « Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле»
?
Священник Филипп Парфёнов. Торжество и нищета православия
М.: Волшебный фонарь, 2013. 304 с.
ISBN 978-5-903505-78-4
Священник Филипп Парфёнов. Торжество и нищета православия - Содержание
Часть первая Библейские крохотки
- Библия и иконопись
- Торг Авраама с Богом
- Уроки пророка Илии
- Пророк Иеремия: одна деталь
- «Нет ничего нового под солнцем...» «Се, творю все новое!»
- Интересные детали родословной Спасителя
- Краткий комментарий к Новому Завету
- Немного о юморе и иронии в Евангелии
- Об истине и свободе
- О поклонении в духе и истине
- «Это Я, не бойтесь»
- «Чему уподобим Царствие Божие?»
- «Царствие Божие внутрь вас есть»
- Не мы служим Богу, а Бог служит нам
- Пример милосердного самарянина: теория и практика
- О Лазаре-бомже и о бесчувственном богаче
- 10000 талантов и 100 динариев
- «Все возможно Богу...» Что это значит?
- «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»
- Пшеница и плевелы
- «Маленький принц» как иллюстрация к евангельской притче о Сеятеле
- Родовые схватки для жизни вечной
- «Верою ходим, а не видением...»
- Бог — спаситель всех людей, особенно верных
- Некоторые штрихи к портрету блудного сына... и его старшего брата
- О новом вине и ветхих мехах.
- О Савлах и Павлах в нашей жизни: некоторые размышления
- Христос вознесся, и небо сошло на землю.
- Мысли на день Пятидесятницы: о вавилонском рассеянии христиан и будущем сборе урожая
Часть вторая Богословская публицистика
- Охранительство и свобода
- Трудности катехизации перед крещением
- «Люблю Отчизну я, но странною любовью...»
- Если ересь — грех, то любой грех есть ересь
- Такое разное православие... такие разные православные
- Или: Сколько вер в РПЦ?
- Торжество и нищета православия
- О христианском равновесии
- «Не осуждайте, и не будете осуждены...»
- Анатомия властолюбия и любоначалия
- Эсхатологический этюд
- «Батюшка, это грех? Не грех?..»
- Об охотниках за благодатью
- Голубь или ворона?
- «Существует ли «частичная благодать?»
- Непротивление или сопротивление? Посильные соображения
- Этюд о богооставленности
- Бессмертие души или воскресение мертвых?
- Проблема объективации духа и его реализации
- Христианство веры и христианство воли: конфликт или сотрудничество?
- Христианская жизнь как сверхприродная. Многие ли могут её вместить?
- Кое-что о власти, своеволии и безволии
- Крест как безумие
Священник Филипп Парфёнов. Торжество и нищета православия - Предисловие
Православие может торжествовать и торжествует в нашем мире не само по себе, а Христом Воскресшим и ниспосланным Им Духом Святым. Оно восторжествовало в самом Воскресении, в Церкви Небесной, в святых, явивших в своей жизни продолжение Христовых дел, Христовой любви. И вместе с тем в земном, социологическом плане православная вера нередко являла ещё больше свою немощь и нищету. Ну ту немощь, о которой говорит ап. Павел («когда я немощен, тогда силен»), и не ту нищету, которую явил нам Христос, Который, будучи богат, обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой (см. 2 Кор. 8. 9), а чисто человеческую, греховную. Как ни странно, но историческое событие 843 г., с Великим постом изначально не связанное, но пришедшее на первую его неделю, даёт в наше время повод не столько к торжеству, сколько к покаянию.
Если новозаветную Церковь называют Новым Израилем, то вполне уместна следующая аналогия: как ветхозаветный Израиль странствовал по пустыне, заблуждался, уклонялся от Божиих повелений вплоть до отлития себе золотого тельца и других форм идолопоклонства, так и церковь земная (с маленькой буквы, и не столь даже важно, какой конфессии), странствующая на протяжении дальнейшей истории, повторяет в той или иной мере грехи и ошибки ветхозаветных израильтян. «Нет ничего нового под солнцем...». Как Израиль был «притчей во языцех» среди окружавших его нередко враждебных народов, так и православные в наше время, причём чаще всего по собственным грехам! Поэтому не случайно в покаянном каноне прп. Андрея Критского дана вереница ветхозаветных образов разных грешников с целью их внутреннего созерцания для каждого православного.
Несмотря на многие человеческие заблуждения и извращения веры, ростки истины Откровения всё же пробиваются сквозь толщу разных предубеждений и «бабьих басен», как ростки травинок через камни и асфальт. Церковное искусство в виде почитания икон восторжествовало вопреки иконоборчеству, которое, в свою очередь, было отнюдь не случайным, но спро-воцировалось теми суевериями, суетой и идолопоклонством, которые создавались вокруг икон.
«Не случайно, что в 754 г., почти весь византийский епископат, соборно, в числе 338, высказался против икон. Особого насилия в этом случае не было. Епископы могли думать, что эта мера возвысит духовность народного благочестия и избавит иерархию от борьбы с бытовыми крайностями. Позднее (около 825 г.) император Михаил Травл жаловался, что византийцы берут иконы в восприемники своих детей при крещении. Другие не берут в уста святого Тела, прежде чем не положат его на святые иконы. Священники соскабливают краски с икон и примешивают их к святой Крови. Иные предпочитают служить Литургии по домам на святых иконах вместо церковных престолов» (А.В. Карташев, «Вселенские соборы»).
На сайте Ангел хранитель вы сможете познакомиться с православными иконами, а также заказать иконы богородицы и другие иконы для своего дома. Иконописная мастерская в Киеве - это лучшая иконная мастерская, которая служит православному человеку, наставляя своими работами на путь истинный.
Но помимо конечного торжества иконопочитания, нередко остаётся умалённой и незамечаемой другая истина, с ним связанная. Во время каждого богослужения совершается каждение как икон рукотворных, висящих на стенах храма, так и икон живых, нерукотворных, то есть людей, молящихся в этом храме. Это естественно: каждый из нас несёт в себе образ (по-гречески «икона») и подобие Божие:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...» (кш eurev о Qeoq rcoif|GCO|a£v ovGpomov кат' eucova гцагтёроу кш ка0' ofioicoaiv ... -Быт. 1,26).
Любой человек — живая икона Бога, просто чаще всего замаранная, нуждающаяся в реставрации. И вот, далее этого, чаще всего условно-символического почитания, дело не идёт...
Очень точно говорил архимандрит Софроний (Сахаров): поскольку люди не видят вечного, божественного достоинства ни в своём ближнем, ни в себе самом, они так зверски злы в своих взаимоотношениях. Но Слово неизменно свидетельствует: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». И без этой любви все изрекаемые истины Православия — как «медь звенящая или кимвал звучащий». Стоит осознать не только каждому из нас, но и всем в совокупности нашу общую нищету, в которой мы чаще всего пребываем. И вместо триумфализма с возрождением анафематизмов в Неделю Православия, как предлагали уже некоторые (под эти анафематизмы, впрочем, легко попадут почти все наши прихожане вкупе с духовенством), лучше повторять уже слышанные в первые дни поста слова из книги пророка Даниила (гл. 3):
«29 Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили.
30 Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было (...)
33 И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя.
34 Но не предай нас навсегда ради имени Твоего, и не разруши завета Твоего».
«Трагизм православной истории видят всегда в торжестве внешнего зла: преследований, турецкого ига, измены интеллигенции, большевизма. Никогда — во „внутри". И пока это так, то, по моему убеждению, никакое возрождение Православия невозможно» (прот. А. Шмеман, «Дневники»).
В общем, как предлагает ап. Павел, «Испытывайте самих себе, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13. 5). В том числе, кстати, — в Церкви ли мы.
Можно найти кучу, нет, гору вполне убедительных оправданий для самих себя по отношению к внешнему нехристианскому миру из новозаветных же текстов (о «малом стаде», о том, что «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле», о том, что истина никогда и нигде не торжествует в массах, что приобщиться к ней значит взять свой крест и отречься от себя, что многие не хотят и т. д. и т. п.), но опять-таки Слово напоминает: «По плодам их узнаете их». А много ли их у нас добрых, не считая внешнего храмостроительства?..
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Большое спасибо!!!
Большое спасибо!!!