Штайнер Рудольф - Сочинения - Философия свободы

Штайнер Р.- Сочинения
Духовно свободное ли человек существо в своем мышлении и в своей деятельности, или же он находится под гнетом чисто законоприродной железной необходимости? Мало вопросов, на которые было потрачено так много остроумия, как на этот. Идея свободы человеческой воли нашла обильное число как горячих поклонников, так и упорных противников. Существуют люди, которые в своем нравственном пафосе объявляют ограниченным умом каждого, кто способен отрицать такой очевидный факт, как свобода. Им противостоят другие, усматривающие, напротив, верх ненаучности в том, если кто-нибудь полагает, что закономерность природы прерывается в области человеческой деятельности и мышления. Одна и та же вещь часто объявляется здесь то драгоценнейшим достоянием человечества, то злейшей иллюзией. Бесконечная изощренность была употреблена для объяснения того, как уживается человеческая свобода с деятельностью природы, к которой ведь принадлежит и человек. Не меньше усилий было, с другой стороны, потрачено и на то, чтобы сделать понятным, как могла возникнуть подобная сумасбродная идея. Что мы имеем здесь дело с одним из важнейших вопросов жизни, религии, практики и науки, это чувствует каждый, если только главной чертой его характера не является противоположность основательности. И печальным признаком поверхностности современного мышления служит тот факт, что книга, желающая создать из результатов новейшего естествоиспытания «новую веру» (Давид Фридрих Штраус: «Старая и новая вера»), не содержит об этом ничего, кроме следующих слов: «В вопрос о свободе человеческой воли нам здесь незачем вдаваться. Всякая достойная этого имени философия всегда признавала мнимо-безразличную свободу выбора за пустой фантом; но нравственная оценка человеческих поступков и взглядов остается незатронутой упомянутым вопросом». Я привожу здесь это место не потому, что придаю особое значение книге, в которой оно находится, но потому, что книга эта высказывает, на мой взгляд, мнение, до которого в этом вопросе способно подняться большинство наших мыслящих современников. Что свобода не может состоять в том, чтобы исключительно по собственному усмотрению выбирать тот или иной из двух возможных поступков, это, по-видимому, знает нынче всякий, притязающий на то, что он вышел из научных пеленок. Существует всегда, скажет он нам, совершенно определенное основание, в силу которого из нескольких возможных поступков приводится в исполнение только один определенный.
 
Это кажется убедительным. И тем не менее вплоть до сегодняшнего дня главные нападки противников свободы направлены только против свободы выбора. Ведь даже Герберт Спенсер, разделяющий взгляды, которые с каждым днем приобретают все большее распространение, утверждает следующее (Герберт Спенсер, «Основы психологии», нем. изд. д-ра Б. Феттера, Штутгарт, 1882): «Я» то, что каждый может по собственному усмотрению желать или не желать чего-нибудь – положение, лежащее в основании догмы о свободной воле, – это, конечно, отрицается как анализом сознания, так и содержанием предшествующих глав». Из этой же точки зрения исходят и другие, когда они борются с понятием свободы воли. Все относящиеся сюда рассуждения в зачатке находятся уже у Спинозы. Ясные и простые доводы, приводимые им против свободы, с тех пор повторялись бесчисленное множество раз, но только по большей части облаченными в изощреннейшие теоретические учения, так что трудно различить простой ход мысли, к которому сводится все дело. В одном из своих писем, датированном октябрем или ноябрем 1674 г., Спиноза пишет: «Я называю, собственно говоря, ту вещь свободной, которая существует и действует только по необходимости своей природы, принужденной же называю я ту, существование и действование которой точным и устойчивым образом определяется чем-нибудь другим. Так, например, Бог существует, хотя и необходимо, но свободно, потому что Он существует только по необходимости Своей природы. Точно так же Бог познает Самого Себя и все прочее свободно, потому что только из необходимости Его природы следует то, что Он все познает. Вы видите, таким образом, что я полагаю свободу не в свободном принятии решения, а в свободной необходимости.
 
Но снизойдем до сотворенных вещей, которые все устойчивым и точным образом определяются к существованию и деятельности внешними причинами. Чтобы яснее понять это, представим себе вещь совершенно простую. Так, например, камень получает от внешней сообщающей ему толчок причины известное количество движения, с которым он потом, по прекращении толчка внешней причины, необходимо продолжает двигаться. Это пребывание камня в движении оттого и является вынужденным, а не необходимым, что оно определяется толчком внешней причины. То, что здесь имеет силу для камня, сохраняет значение и для всякой другой отдельной вещи, как бы она ни была сложна и ко многому пригодна, а именно, что каждая вещь по необходимости устойчивым и точным образом определяется к существованию и действованию внешней причиной.
 

Штайнер Р.- Сочинения

 «Мультимедийное издательство Стрельбицкого», 2015. – 288 с.
 

Штайнер Р.- Сочинения – Содержание

Философия свободы
  • Предисловие к новому изданию  года
  • Наука свободы
    • I. Сознательная деятельность человека
    • Ii. основное побуждение к науке
    • III. Мышление на службе у миропонимания
    • IV. Мир как восприятие
    • V. Познание мира
    • VI. Человеческая индивидуальность
    • VII. Существуют ли границы познания?
  • Действительность свободы
    • VIII. Факторы жизни
    • IX. Идея свободы
    • X. Философия свободы и монизм
    • XI. Цель мира и цель жизни (назначение человека)
    • XII. Моральная фантазия (дарвинизм и нравственность)
    • XIII. Ценность жизни (пессимизм и оптимизм)
    • XIV. Индивидуальность и род
  • Последние вопросы
  • Приложение I
  • Приложение II
Христианство как мистический факт и мистерии древности
  • Предисловие ко второму изданию
  • Точки зрения
  • Мистерии и их мудрость
  • Греческие мудрецы до Платона в свете мудрости мистерий
  • Платон как мистик
  • Мудрость мистерий и миф
  • Тайная мудрость Египта
  • Евангелия
  • Чудо воскрешения Лазаря
  • Апокалипсис Иоанна
  • Иисус и его историческая почва
  • О сущности христианства
  • Христианство и языческая мудрость
  • Августин и церковь
Хроника Акаши
  • Часть первая
    • Вступление
    • Наши атлантические предки
    • Переход четвертой коренной расы в пятую
    • Лемурийская раса
    • Разделение на два пола
    • Последние времена перед разделением полов
    • Гиперборейская и полярная эпохи
    • Начало современной Земли. Выхождение Солнца
    • Выхождение Луны
  • Часть вторая
    • Несколько необходимых побочных замечаний
    • О происхождении Земли
    • Земля и ее будущее
    • Жизнь Сатурна
    • Жизнь Солнца
    • Жизнь на Луне
    • Жизнь Земли
    • Четырехчленный человек Земли
Порог духовного мира
  • Вступительные замечания
  • О доверии, которое можно иметь к мышлению, и о сущности мыслящей души. О медитировании
  • О познании духовного мира
  • Об эфирном теле человека и об элементарном мире
  • Обзор предыдущего
  • О повторных земных жизнях и о карме; об астральном теле человека и о мире духовном. Об ариманических существах
  • Об астральном теле и о люциферических существах. О сущности эфирного тела
  • Обзор предыдущего
  • О «страже порога» и о некоторых особенностях ясновидческого сознания
  • О чувстве «я» и о способности человеческой души к любви, и об их отношениях к элементарному миру
  • О границе между миром чувств и сверхчувственными мирами
  • О существах миров духа
  • О духовных мировых существах
  • О первом зачатке физического тела человека
  • Об истинном «Я» человека
  • Обзор некоторых частей предыдущего
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vadim