Сидоров - Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества

Алексей Иванович Сидоров - Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества
Эта небольшая книга (своего рода церковно-исторический и патрологический этюд) возникла одновременно и спонтанно, и неожиданно. Первоначальный вариант ее писался в качестве вступительной части к одному из томов моего «Курса патрологии» под названием «Возникновение и расцвет монашеской письменности» (IV — начало V века). Однако когда я взялся дорабатывать этот вариант, то увидел, что он обретает черты вполне самостоятельного целого. Именно как такое целое мы и представляем эту книгу на суд читателям.
 
Создавая ее, я ставил перед собой одну-единственную цель: самому увидеть и постараться другим показать процесс появления на свет удивительного свидетельства Божией милости к человечеству — православного монашества. Безусловно, подобная задача, если ее исполнять в полной мере, чрезмерно грандиозна и не вмещается в узкие рамки данного беглого очерка. Однако я и не стремился исполнять ее в полной мере, ставя перед собой куда более скромную цель: обозначить главные вехи в истории древнего иночества и древнецерковного аскетизма, наметить сущностные моменты этой истории и уловить ее наиболее характерные черты. Для этого я нашел целесообразным разделить всю работу на две части: «Древнехристианский аскетизм» и «Возникновение монашества», каждая из которых содержит по две-три главы (первая, помимо того, предваряется еще небольшим Прологом под названием «Дохристианский аскетизм»). Осуществляя эту работу, я вовсе не пытался сделать ее сугубо научным исследованием, предназначенным для узкого круга специалистов, а писал ее, так сказать, в жанре научно-популярной литературы, предназначая для достаточно широкого круга православных читателей. Как и в некоторых других своих работах, я старался широко, насколько это доступно было мне, использовать разработки других ученых — как русских, так и западных, которые сочетаются и с собственными изысканиями в сфере древнецерковной письменности.
 
При этом в книге довольно часто приводятся обширные цитаты из трудов этих ученых (в первую очередь из работ русских церковных историков и патрологов), если я нахожу, что мысли, которые и ко мне приходят на ум, уже были высказаны другими точно и ярко, не говоря уже о тех случаях, когда компетенция других исследователей не может быть сравнима с моими скромными познаниями в той или иной области церковно-исторической и богословской науки. Кроме того, по моему глубокому убеждению, православная наука (как и вообще всякая подлинная наука) может иметь право на существование только в том случае, если она является наукой соборной. Поэтому все свои личные мнения я старался и стараюсь сличать со взглядами других православных (а иногда и инославных, если они не встают в противоречие с соборным православным сознанием) исследователей, чтобы избежать самой страшной пагубы для любого христианина — зла «греховной самости», которая у каждого пишущего человека выражается прежде всего в гипертрофии авторского самолюбия, являющейся одной из форм греха гордыни. Если моя точка зрения на какую-либо проблему или частный вопрос отличается от устоявшейся и общепринятой, то я высказываю ее лишь в качестве гипотезы и, когда это позволяют обстоятельства и мои слабые силы, стремлюсь аргументировать ее. В случае, если та или иная гипотеза не подтвердится соборным сознанием церковной науки, я готов всегда отказаться от нее.
 

Алексей Иванович Сидоров - Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества

М.: Паломник, 2021. — 320 с.
ISBN 978-5-87468-135-7
 

Алексей Иванович Сидоров - Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества - Содержание

Предисловие автора
I. Древнехристианский аскетизм
  • Пролог. Дохристианский аскетизм
  • Глава 1. Новозаветный аскетизм
  • Глава 2. Древнехристианский аскетизм II-III веков
II. Возникновение монашества
  • Глава 1. Монашество на христианском Востоке в IV — начале V веках
  • Глава 2. Западная аскетическая традиция и влияние на нее восточного монашества (IV — начало V века)
  • Глава 3. Расцвет аскетического богословия и монашества на христианском Западе во второй половине IV — первой половине VI века
  • Заключение
Приложение I. П. С. Казанский - Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках
  • Различие в образе жизни монахов
  • Условия поступления в иночество
  • Одежда иноков
  • Жилища иноков
  • Занятия иноков
  • Вечери любви
  • Собрания
  • Рукоделие иноков
  • Пища иноков
  • Гостеприимство
  • Болезнь и смерть иноков
  • Положение монашества в Римской империи
Приложение II. А. И. Сидоров - Священное Писание в египетским монашестве IV века (на материале греческой версии творений св. Аммона)
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 7 (1 vote)
Аватар пользователя brat christifid