Золотая серия сайта Эсхатос
Издательский проект Quadrivium
Серия RUSSICA
Соловецкий архив - Собрание документов эпохи
СПб:. Издательский проект "Quadrivium". 2015. — 904 с.
ISBN 978-5-7164-0620-9
Составитель Сидаш Т. Г.
Редактор Кожурин К.
Статьи: Кожурин К. Я, Сидаш Т. Г.
Соловецкий архив - Собрание документов эпохи - Кирил Кожурин - «СОЛОВЕЦКОЕ СИДЕНИЕ» 1668-1676 гг
В 1668 году началась беспримерная в русской истории осада царскими войсками главной святыни Русского Севера — Соловецкого монастыря, с самого начала никоновской реформации ставшего одним из главных оплотов старой веры. «Соловецкий монастырь был четвертой по значению обителью северной Руси — первым форпостом христианства и русской культуры в суровом Поморье, в "лопи дикой", опередившим и направлявшим поток русской колонизации... Преподобные Зосима и Саватий выдержали необычайно суровую жизнь на острове, но уже Зосима, настоящий организатор монастыря, представляется нам не только аскетом, но и рачительным хозяином, определившим на века характер северной обители. Соединение молитвы и труда, религиозное освящение культурно-хозяйственного подвига отмечает Соловки и XVI и XVII веков. Богатейший хозяин и торговец русского Севера, с конца XVI века военный страж русских берегов (первоклассная крепость), Соловки и в XVII веке не перестают давать Русской Церкви святых»[1].
Мирная жизнь обители продолжалась до 1653 года, когда патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича начал церковную реформу, расколовшую русское общество на два непримиримых лагеря. Еще в 1658 году, 8 июня, состоялся Соловецкий «черный» (то есть иноческий) собор по поводу разбора присланных из Москвы новопечатных книг. Принесли книги, стали их читать и просматривать, увидели «чины нововводные», хулу на двуперстное крестное знамение, которым знаменовались святые Зосима и Саватий Соловецкие, Сергий Радонежский и Кирил Белозерский. «Видите, братия, — со слезами на глазах сказал архимандрит Илия, — последнее время: восстали новые учители и от веры православной и от отеческа-го предания нас отвращают, велят нам служить на ляцких крыжах по новым служебникам. Помолитесь, братия, чтобы нас Бог сподобил в православной вере умереть, яко же и отцы наши, и чтобы латынской службы не принимать». После тщательного изучения текстов новопечатных книг и сверки их с древними рукописями (в Соловецком монастыре была богатейшая по тому времени библиотека древних манускриптов) собор вынес решение: «Новых книг не принимать, по ним не служить и за отца архимандрита стоять... »
Новые книги были снесены в «казенную палатку», а иноки Соловецкого монастыря продолжали совершать богослужение по старым книгам. Вместе с тем в течение нескольких лет они написали царю пять челобитных, в которых умоляли его лишь об одном: разрешить им оставаться в вере своих отцов. «По преданию Никона, патриарха бывшаго, и по новоизложенным его книгам, проповедают нам ныне Никоновы ученицы (ученики. — К. К.) новую незнаемую веру, ея же веры мы и прадеды и отцы наши до сего дни не слыхали», а отеческую «нашу православную веру похулили и весь церковный чин и устав нарушили, и книги все перепечатали на свой разум, богопротивно и развращенно». «Плачемся вси со слезами, помилуй нас, нищих и сирот, повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой, государев, и все благоверные цари и великие князи скончались, и преподобные отцы Соловецкой обители: Зосима, Саватий, Герман и Филипп митрополит, и вси святии отцы угодили Богу».
Для соловецких иноков, как и для всех искренне верующих русских людей XVII столетия, измена старой вере означала измену самой Христовой Церкви и Самому Богу. А потому, подобно первым христианам, они соглашались скорее идти на пытки, мучения и верную смерть, нежели отступить от веры, в которой спасались их предки. Эту мысль четко выразили авторы составленного уже в конце XVII века «Тропаря Соловецкаго монастыря преподобно-мучеником новым, пострадавшим за Христа» (глас 4):
Земных благ возненавидели есте
И небеснаго царя Христа, Сына Божия, возлюбили есте, Многообразныя раны претерпели есте И кровию своею Соловецкий остров
вторым освящением освятили есте, И венцы от Бога яве приясте, О нас молитеся прилежно, блажении, Память всепразднъственную вам совершающим.
Тем временем в Москве Никон оставил патриарший престол (1658), и появилась робкая надежда на возвращение к старой вере. Преследования ревнителей древлего благочестия на время прекратились, протопопы Аввакум, Иван Неронов и другие были возвращены из ссылки, и в Соловецком монастыре продолжали служить по-старому. О Соловках и их стоянии в вере как будто на время забыли.
Однако надежды на восстановление древлеправославия оказались тщетными. 1 июля 1659 года скончался соловецкий игумен Илия, а в марте 1660 года в Москве поставили в архимандриты Соловецкой обители иеромонаха Варфоломея, который, прибыв в монастырь, отстранил старых советников из состава монастырского собора и ввел туда новых, угодных себе. Новый архимандрит пытался вводить в монастыре и новые порядки. Так, в 1661 году он предпринял попытку ввести в обители недавно принятое в Москве «наречное» пение вместо древнего «наонного».
Это вызвало ропот среди братии монастыря, а головщики (руководители церковных хоров) продолжали по-прежнему петь по старинным певческим книгам.
Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 161-162.
Соловецкий архив - Собрание документов эпохи - Содержание
Кожурин К. Я. «Соловецкое сидение» 1668-1676 гг
Сидаш Т. Г. От составителя и издателя
ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
1. Архимандрит Никодим. Повесть душеполезная Никодима типикариса Соловецкого о некоем брате
2. Священноинок Герасим Фирсов. Показание от божественных писаний
3. Священноинок Герасим Фирсов. О сложении перстов
4. Священноинок Геронтий. Сказка соловецких иноков, поданная архимандриту Сергию 6 октября 1666 г
5. Священноинок Геронтий. Ответ вкратце соловецкого монастыря к востязающим нас, чесо ради не оставляем истинныя своея благочестивыя веры. Имамы же о сем сказати сице
6. Священноинок Геронтий. Ответ соловецкий священноино-ка Геронтия Соловецкаго монастыря к востязующим мя, чесо ради не приемлют новых книг и яже в них предания
7. Священноинок Геронтий. Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу о вере соловецкаго келаря Азария, архимандрита Никанора и прочих, посланная по отъезде архимандрита Сергия
8. Священноинок Геронтий. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу о вере тех же иноков, более пространная
9. Священноинок Геронтий. Челобитная (четвертая) о вере соловецких иноков царю Алексею Михайловичу, поданная чрез архимандрита Иосифа
10. Священноинок Геронтий. (Пятая челобитная). Список с челобитныя, которая посылана великому государю из Соловецкаго монастыря о старом пении в лето 7176 года сентября в 22 день (с) старцем Кирилом Соловецкия же обители от всего собора
11. Священнодиакон Игнатий. Челобитная царю Алексею Михайловичу
12. Священнодиакон Игнатий. Книга о титле на кресте Христове
13. Священнодиакон Игнатий. Показание соловецкаго диякона и эклисиарха Игнатия, о новопоявившейся в России на крестах четырелитерной I Н Ц I, титле
14. Священнодиакон Игнатий. Челобитная царю Федору Алексеевичу
15. Священнодиакон Игнатий. Исповедание266
16. Аноним. Сказка, написанная в Соловецком монастыре по приезде сотника Чадуева. 1668 г. 23 Февраля
17. Аноним. Повесть о видении инока Ипатия
18. Аноним. Повесть о грозном пророчестве соловецких чудотворцев царю Алексею Михайловичу
19. Аноним. Повесть о видении неверного работника Феодора
20. Аноним. Повесть об исцелении инока Исайи
21. Аноним. Чюдо преподобных отец наших Зосима и Соватея Со-ловетских чюдотворцов во 177-м году июня в 14 день
22. Симеон Денисов, князь Мышецкий. История об отцах и страдальцах Соловецких
23. Аноним. Описание лицевое осады и раззорения монастыря Со-ловецкаго
24. Аноним. Повесть о рождении и воспитании, и о житии, и кончине Никона бывшаго Патриарха Московскаго
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ. ДО НАЧАЛА ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА (ДО 1668 Г.)
25. Соборный приговор соловецких иноков о непринятии новопечатных книг. 1658 года, июня 8
26. Челобитная соловецких священников патриарху Никону на архимандрита Илию за воспрещение служить по новоисправленным книгам
27. Соборный приговор о наречном пении, учиненный в Соловецком монастыре. 1661 г. 22 октября
28. Соборный приговор о поездке архимандрита Варфоломея в Москву по монастырским делам. 1663 г
29. Отписка соловецких старцев к архимандриту Варфоломею. 1663 г
30. Письмо келаря Савватия и казначея Боголепа к архимандриту Варфоломею о волнении, возникшем в монастыре по поводу якобы допущенных уставщиком Геронтием безпорядков при служении литургии. 1663 г. 8 февраля
31. Отписка о том же архимандриту Варфоломею уставщика Геронтия
32. Грамота архимандрита Варфоломея в Соловецкий монастырь по тому же делу. 1663 г. февраля 10
33. Допрос по тому же делу, произведенный в Соловецком монастыре 1663 г. 13 февраля
34. Отписка архимандрита Варфоломея в Москву к строителю Иосифу о монастырских делах. 1663 г. 14 февраля
35. Отписка Геронтия в Москву к строителю Иосифу об учиненных на него, Геронтия, изветах. 1663 г. февраля 15
36. Соборный приговор, составленный в Соловецком монастыре по случаю некоторых нововведений в церковной службе. 1663 г. февраля 16-го
37. Архимандрита Никанора послание к царю Алексею Михаиловичу
38. Отписка к архимандриту Варфоломею келаря Саватия с братией, и при ней челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу о сохранении прежних церковных чинов. 1666 г. февр. 14
39. Челобитная соловецких иноков царю Алексею Михайловичу на архимандрита Варфоломея. 1666 г
40. Отписка соловецкаго келаря Саватия в Москву к архимандриту Варфоломею о посланном на него, архимандрита, доносе. 1666 г. мая 28
41. Отписка старца Варсонофия к архимандриту Варфоломею о том же. 1666 г. мая 29
42. Отписка старца Вениамина к архимандриту Варфоломею о том же
43. Ответ писмяной Соловецкаго монастыря архимарита Варфоломея против челобитныя Соловецкаго монастыря старца Александра Стукалова с товарыщи, против первыя и других челобитных
44. Челобитная архимандрита Варфоломея царю Алексею Михайловичу на доносчиков, с показанием улик против каждаго изних. 1666 г
45. Челобитная царю Алексею Михаиловичу соловецкаго келаря с братией на старца Александра Стуколова, на князя Михаила Львова и других. Июль 1666 г
46. Допросныя речи соловецкаго инока Игнатия на соборе 1666 года, маия 31
47. Дело о соловецком старце Герасиме Фирсове
48. Соборное повеление о принятии новоисправленных книг и чинов, посланное в Соловецкий монастырь с архимандритом Сергием. 1666 г. июль
49. Наказ архимандриту Сергию о произведении следствия в Соловецком монастыре
50. Распоряжения относительно поездки архимандрита Сергия в Соловецкий монастырь
51. Архимандрита Сергия донесение царю о приезде в Архангельск и отплытии оттуда, 29 сентября 1666 г
52. Архимандрита Варфоломея отписка царю о пребывании архимандрита Сергия в Вологде. 11 октября 1666 г
53. Документы, относящиеся к пребыванию архимандрита Сергия в Соловецком монастыре
54. Челобитная царю соловецких старцев на действия архимандрита Сергия
55. Челобитная тех же старцев новгородскому митрополиту Питириму
56. Документы, относящиеся к поездке старца Александра Стуколова в Москву
57. Челобитная царю архимандрита Варфоломея на старца Александра Стуколова
58. Та же челобитная, несколько полнее изложенная
59. Отписка неизвестнаго старца к архимандриту Варфоломею об отъезде в Соловецкий монастырь стольника Хитрово
60. Письмо бывшаго келаря Саватия к архимандриту Варфоломею из Сумскаго Острога. 22 февраля 1667 г
61. Исповедание архимандрита Никанора представленное собору 1667 года
62. Запись о принесении Никанором и некоторыми другими расколоучителями покаяния пред собором 1667 года
63. Патриарший наказ в Соловецкий монастырь о принятии архимандрита Иосифа и подчинении соборным постановлениям. 1667 года июля 23
64. Соловецкаго архимандрита Иосифа отписка царю Алексею Михайловичу о том, как его, архимандрита, приняли в Соловецком монастыре. 1667 г
65. Соловецкаго архимандрита Иосифа отписка патриарху Иоаса-фу о том, как его, архимандрита, приняли в Соловецком монастыре сентября 1667 г
66. Допрос старцу Кирилу Чаплину о том, как приняли в соловецком монастыре архимандритов Варфоломея, Иосифа и Никанора. 1667 г. ноября 29
67. Сказка о том же соловецких служек, приехавших в Москву с старцем Кирилом
68. Царская грамота «в Соловецкий монастырь соборным и рядовым старцам, послушником, а не противником», 1667 г. 27 декабря
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ. ВРЕМЯ СОЛОВЕЦКОЙ ОСАДЫ (СИДЕНИЕ СОЛОВЕЦКОЕ) 1668-1676 ГГ.
69. Сказка архимандрита Варфоломея о приезде его в Соловецкий монастырь с архимандритом Иосифом. Февраль 1668 г
70. Царская грамота Игнатью Волохову с наставлением, как вести осаду монастыря. 1 сентября 1668 г
71. Отписка царю из Соловецкого монастыря о прибытии архимандрита Никанора. 1668 (7?) г. сентября 21
72. Грамота вселенских патриархов архимандриту Иосифу, с проклятием на соловецких мятежников. 1668 г
73. Сказка соловецких служек и трудников
74. Извет соловецких старцев, выехавших в Сумской острог
75. Допрос и очная ставка соловецкого старца Кирила
76. Извет попа Василья Семенова
77. Допрос старца Лаврентья из усолья Неноксы и черного попа Исаии в Сумском остроге
78. Допрос попа Феофилакта Разнухина и посадского Прокофья Кокотова
79. Челобитная соловецкого чернеца Матвея и очная ставка старца Иоиля в Сумском остроге
80. Сказка стрельца Григория Прудова
81. Указ стряпчему И. Волохову о старцах Матвее и Феодуле
82. Отписка И. Волохова царю Алексею Михаиловичу
83. Письмо соловецкого архимандрита Иосифа к строителю Иринарху в Москву
84. 1669 Мая 3. Царская грамота Соловецкого монастыря архимандриту Иосифу о запрещении провозить в Соловецкий монастырь съестные припасы, по случаю обнаружившегося там мятежа, и о допросе людей, приезжающих оттуда
85. Царская грамота архимандриту Иосифу о неудовольствиях его с Волоховым. 30 сентября 1669 г
86. 1669 Октября 25. Царская грамота Соловецкого монастыря архимандриту Иосифу об отпуске съестных припасов пойманным и заключенным в тюрьму Соловецким мятежникам, бывшему келарю Азарию и соумышленникам его
87. Допрос соловецкого бельца Григория Черного
88. Допрос соловецкого чернеца Савина
89. Допрос Павла Григорьева Чеуса, сапожника в Соловецком монастыре
90. Допрос соловецкого чернеца Федора
91. Допрос Ивана Сергеева, трудника Соловецкого монастыря
92. Допрос соловецкого служки Афанасия Семенова
93. Допрос соловецкого мятежника Антипа Иванова и доклад о пустынниках Пимене и Григории
94. Царская грамота Волохову об отсылке из Сумского острога в разные монастыри для строгого содержания соловецких выходцев, с указанием кого и куда. 4 октября 1670 г
95. Царская грамота архимандриту Иосифу о тех же выходцах и других одиннадцати чернцах и девяти бельцах. 5 октября 1670 г.
96. Царская грамота на Двину воеводе Нестерову по жалобе архимандрита Иосифа на беспорядки, учиненные вновь посланными под монастырь стрельцами. 10 апреля 1671 г
97. Доклад, приговор и указ по делу подьячего Ивана Захарьева
98. Грамота Питирима, митрополита Новгородского, к архимандриту Иосифу по жалобе последнего на Волохова и сообщника его чернаго попа Германа. 11 июня 1672 г
99. Грамота Питирима, митрополита Новгородского, архимандриту Иосифу по жалобе последнего на Игнатия Волохова и на выходцев Соловецкого монастыря — чернца Иасафа и Васку токаря. 11 июня 1672 г
100. Царская грамота Клементию Иевлеву об освобождении архимандрита Иосифа и старца Кирила, заключенных Волоховым, и о разбирательстве их с Волоховым. 18 июня 1672 г
101. Грамота митрополита Питирима архимандриту Иосифу по жалобе его на Волохова, что тот не удостоил погребения старца Маркела и служку Антошку. 20 июня 1672 г
102. Царские грамоты с хозяйственными распоряжениями. Сентябрь-ноябрь 1672 г
103. Грамота царя Алексея Михаиловича, увещательная, к соловецким мятежникам. 1673 г. мая 12
104. Грамота царя Алексея Михайловича Клементию Иевлеву с извещением об отсылке предыдущей грамоты и с распоряжениями относительно осады. 1673 г. мая 13
105. Царская грамота в Сумской острог старцу Иоилю о недозволении Иевлеву вмешиваться в хозяйственные монастырские дела. 13 мая 1673 г
106. Царская грамота Иевлеву о передаче дел Соловецкого монастыря Новгородскому Приказу. 29 мая 1673 г
107. Царская грамота Иевлеву с замечаниями против самовольств. 26 июля 1673 г
108. Царская грамота Иевлеву. 2 августа 1673 г
109. Царская грамота в Сумской острог старцу Иоилю. 7 августа 1673 г
110. Царская грамота в Сумской острог старцу Иоилю с известием о назначении вместо Иевлева воеводы Мещеринова, с указанием посланных при нем начальных и служивых людей и точным обозначением следующего каждому содержания. 6 сентября 1673 г
111. Роспись должностных лиц и доходов Соловецкого монастыря. 1674 г
112. Дело о смене стрельцов, осаждавших Соловецкий монастырь
113. Царская грамота в Сумской острог старцу Игнатию о назначении его на место заболевшего Иоиля в управители монастырских доходов. 13 марта 1674 г
114. Царская грамота Мещеринову по поводу жалоб на беспорядки, бывшие при Иевлеве. 5 апреля 1674 г
115. Дело по челобитью рейторского строю маиора Келена
116. Досмотр и опись пушек в Крестном монастыре
117. Дело по отпискам Ивана Мещеринова о Соловецких выходцах с запросом о том, как с ними поступать
118. Дело по челобитью стрельца Ивашки Мурзина
119. Дело о перемене начальных людей над стрельцами, осаждавшими Соловецкий монастырь
120. Дело по челобитью рейтарского строю порутчиков Гутковского и Стахорского
121. Дело по челобитью ротмистра Буша
122. Дело стрельца Ивашки Горлова
123. Дело по челобитью стрельцов о жалованье
124. Отписка Ивана Мещеринова Государю с извещением, что многие заводчики мятежа пришли в познание своей вины и покорились церкви
125. Отписка Государю Ив. Мещеринова, с извещением о том, что он научил начальных людей и стрельцов делать фитиль и с запросом о том, откуда брать лен для фитиля
126. Отписка Государю Ив. Мещеринова о недостатке пушкарей и пушках Крестнаго монастыря, которых не дает строитель без указу и грамоты
127. Отписка Ивана Мещеринова о беглых стрельцах
128. Отписка того же Мещеринова о недостатке кормщиков для поезда в Соловецкий монастырь
129. Государевы грамоты по отпискам воеводы Мещеринова
130. Отписка Государю воеводы Мещеринова о ходе осады Соловецкого монастыря
131. Сказка увещателей Колмогорского попа Кирила Андреева и подъячего Истомина о своем пребывании в Сумском остроге и Соловецком монастыре
132. Отписка Мещеринова Государю о ходе Соловецкой осады и о прибавке ратных людей, ядер, пушек стрел и других снарядов
133. Отписка его же о выборе и посылке Холмогорскаго попа Ки-рила Андреева в Сумский острог и Соловецкий монастырь для увещания раскольников
134. Отписка Мещеринова о начальных людях Келене, Буше и По-рошине, из коих последний в полк не явился
135. Отписка его же о рассылке в монастыри раскаявшихся Соловецких мятежников и о беглых из Сумского острога
136. Доклад по разным отпискам Мещеринова
137. Отписка Мещеринова Государю с роспросными пунктами Соловецкого выходца старца Пахомия
138. Отписка Государю Холмогорского воеводы Нарышкина о строителе, старцах и служебниках Анзерской пустыни, пребывающих в расколе
139. Челобитная Анзерской пустыни строителя Илариона и старцев с выражением своей вины и просьбою о присылке им новои-справленных книг
140. Отписка Государю Двинского воеводы Федора Нарышкина об Анзерских раскольниках
141. Отписка Государю Двинского воеводы Федора Нарышкина о пушках и зажигательных припасах
142. Память из Новгородского приказа в Пушкарский о присылке пушек, гранат и прочих припасов
143. Память из Новгородского Приказа в Пушкарский о присылке огнестрельного мастера Юрия Красновского для отправления его в Соловецкий монастырь
144. Память из Пушкарского Приказа в Новгородский с присылкою огнестрельных мастеров для отправления в Соловецкий монастырь
145. Сказка огнестрельных мастеров
146. Грамота Государя Двинскому воеводе об отправлении в Соловецкий монастырь стрельцов, пороха и хлебных запасов
147. Проезжая грамота огнестрельным мастерам
148. Челобитная маиора Келена, ротмистра Буша и порутчика Ста-хорского о выдаче им жалованья
149. Отписка воеводы Мещеринова царю Алексею Михайловичу о выходцах из осажденного Соловецкого монастыря, с приложением их расспросных речей. 1674 г. октября 23
150. Царская грамота воеводе Мещеринову по доносу на него о нерадивом ведении осады. 19 декабря 1674 г
151. Царская грамота ему же и подобного же содержания. 14 января 1675 г
152. Царская грамота на Двину воеводе Нарышкину о прибавке содержания соловецким стрельцам. 25 января 1675 г
153. Царская грамота старцу Игнатию по жалобе его на самоуправства служивых людей. март 1675 г
154. Царская грамота на Двину воеводе Нарышкину о посылке стрельцов на Соловецкий остров. 27 марта 1675 г
155. 1675 Апреля. Царская грамота в Сумской острог Соловецкого монастыря соборному старцу Игнатию о немедленном отпуске хлебных и всяких запасов, кормщиков и гребцов воеводе Мещерскому, посланному на Соловецкий Остров с войском против тамошних мятежников
156. Царская грамота Мещеринову по жалобам на него старца Игнатия. 12 июня 1675 г
157. Царская грамота ему же подобного же содержания. 20 июня 1675 г
158. Царская грамота Мещеринову подобного же содержания. 5 июля 1675 г
159. Царская грамота на Двину воеводе Нарышкину о продовольствии посланных на Соловки стрельцов. 3 сентября 1675 г
160. Царская грамота Мещеринову по жалобам на его самоуправства. 19 сентября 1675 г
161. Царская грамота на Двину воеводе Нарышкину о переправе стрельцов на Соловки. 7 октября 1675 г
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ. ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ СОЛОВЕЦКОЙ ОБИТЕЛИ
162. Отписка Чудова монастыря архимандриту Павлу о соловецких выходцах и других лицах, с кратким изложением их роспро-сных речей. 1676 г. февр
163. Список с наказу каков дан из Новгороцкаго Приказу столнику и воеводе князь Володимеру, княжь Андрееву сыну, Волконскому, да дьяку Алмазу Чистого. 1676 г. февр. 29
164. Наказ соловецкому архимандриту Макарию о том, как ему действовать в монастыре. 1676 г. апр
165. Отписка соловецкаго архимандрита Макария патриарху Иоакиму по выезде из Вологды. 1676 г. май
166. Отписка соловецкого архимандрита Макария патриарху Иоакиму по выезде из Холмогор. 1676 г. июнь
167. Отписка соловецкого архимандриита Макария патриарху Иоакиму по приезде в монастырь. 1676 г. июнь
168. Дело о противозаконных поступках, учиненных воеводою Мещериновым по взятии Соловецкаго монастыря. 1676 г
169. Дело воеводы Ивана Мещеринова о противозаконных его действиях при взятии Соловецкаго монастыря
170. Отписка соловецкаго архимандрита Макария патриарху Иоакиму. 1676 г. ноябрь
171. Грамота патриарха Иоакима в Соловецкий монастырь, в ответ на предыдущую отписку архимандрита Макария. 1676 г. дек. 15 дня
172. Отписка Соловецкаго архимандрита Макария патриарху Иоакиму, с жалобою на присланных из Москвы иноков. 1677
173. Грамота патриарха Иоакима в Соловецкий монастырь, ответная на предыдущую отписку. 1677 г. мар. 5 дня
174. Отписка соловецкаго архимандрита Макария патриарху Иоакиму 1667 г. генваря
175. Отписка Соловецкаго архимандрита Макария патриарху Иоакиму о принятии монастыря и получении монастырских денег, оставшихся после осады. 1677 г. мая 31 дня
176. Челобитная архимандрита Макария патриарху Иоакиму об отпуске из Соловецкаго монастыря. 1677 г. июнь
ПРИЛОЖЕНИЕ
177. Каптерев Н. Ф. Следственное дело об Арсение Греке и ссылка его в Соловецкий монастырь
178. Соловецкое сказание об Арсении Греке (дополнение к Проски-нитарию Арсения Суханова)
179. Евсевий Вологжанин. Изъявление о греках (фрагмент)
180. Соловецкие челобитные в издании о. В. Чумичевой
181. Отписка о высылке мятежников
182. Реконструкция «Дела Сильвестра»
183. Послание неизвестного по имени расколоучителя из Далматского монастыря в Тюмень «об антихристе и тайном царстве его»
Тропарь, глас 4 Соловецкаго монастыря преподобномучеником новым, пострадавшим за Христа
Кондак, Глас 2
2015-05-20
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Бесценные документы эпохи...
Бесценные документы эпохи... Масштабы поражают. Это не то, что хочешь или нет - надо иметь в своей библиотеке!