Стив Эшби, Элисон Леонард. «Викинги»
Книга разделена на три исторических периода – «До- и ранняя викингская эпоха (ок. 550 – 899 гг.)», «Средняя викингская эпоха ((ок. 900 – 999 гг.)» и «Поздняя и поствикингская эпоха» (ок. 1000 – 1500 гг.)». Таким образом, издание повествует о своих героев исторически возможно более полно, охватывая как их предысторию, так и следующие за собственно эпохой викингов её отзвуки в истории Северной Европы.
Любопытно и то, что авторы относятся к теме по-научному критически, что для непросвещенного обывателя может быть непривычным.
Так, они заявляют, что «во многом эпоха викингов – лишь удобная выдумка, искусственный концепт». Да, «в широком смысле под ней понимается период с конца VIII до середины XI века, однако точную дату её начала и завершения определить невозможно». Так же обстоит дело и с географической локализацией – хотя в основном речь идёт о современной Скандинавии и Северной Европе, культурное влияние или как минимум экспедиции викингов простирались гораздо дальше – от восточного побережья Северной Америки до Руси и Средиземнорья.
Однако куда больше в книге разнообразных украшений – прежде всего модных в раннюю эпоху викингов фибул, которыми состоятельные скандинавки закалывали лямки туник. Под стать достатку и статусу фибулы были прекрасными образчиками ювелирного искусства раннего средневековья. Их изготавливали преимущественно из медных сплавов и железа, инкрустируя драгоценными металлами и камнями, украшали зооморфными и геометрическими орнаментами. Другие популярные украшения – кулоны в виде мифологических персонажей. Валькирии, воины, боги или просто люди. Амулеты в виде молота Тора – ещё один распространённый мотив среди находок, есть и множество других талисманов. Нередко встречаются кольца и ожерелья из разноцветных бусин, монет и полудрагоценных камней, серебряные серьги и ожерелья. Разнообразные серебряные браслеты зачастую служили викингам в буквальном смысле подручной, а точнее наручной валютой. В ювелирных украшениях бросается в глаза одна интересная деталь – несмотря на зачастую мелкие размеры изделия, иногда по нескольку сантиметров, умельцы умудрялись украшать его искусными узорами, рисункам и антропоморфными и звероподобными образами. Можно упомянуть как характерный пример скульптурку высотой всего 2 см. Она изготовлена из серебра с чернением и позолотой, и центральную фигуру, изображающую предположительно Одина на троне, сопровождают волчьи головы и вороны. Или позолоченное украшение в виде головы животного длиной 3,3 сантиметра!
Посвященная средней, то есть основной викингской эпохе глава открывается краткой справкой о городах и торговле скандинавов. Авторы приводят следующую аналогию: «Если ранняя эпоха викингов была чем-то вроде Дикого Запада в условиях раннего Средневековья, то из семян, зароненных в следующие сто лет, выросло средневековое европейское общество». Однако, несмотря на усиление торговли, интенсивные путешествия и стремительный рост городов, авторы не рискуют называть этот период устойчивым и стабильным. На всём его протяжении шла бесконечная борьба за власть и передел земельной собственности, как в Англии, так и в самой Скандинавии. При том экономика Скандинавии росла благодаря английскому серебру, или «выкупным деньгам», а также интенсивной торговле с востоком и экспансией на Запад.
Кухонная и прочая обиходная утварь и посуда представлена по большей части множеством сосудов – медные ковши, стеклянные, керамические и металлические кувшины, сосуды и кубки из драгоценных металлов. Резные узорчатые ложки из дерева и кости были обычным столовым прибором в эпоху викингов. А вот вместо привычной нам керамической посуды скандинавы вырезали сосуды и столовые приборы из «мыльного камня» – талькоперита. Интересен деревянный (дубовый) лоток для слива молочной сыворотки, датируемый концом X – XII веком. Есть и еловая бочка более двух метров высотой, вероятно, для перевозки вина и знаменитое «ведро Будды», получившее своё название благодаря изображению на креплении ручки. «Вполне простительно связать стилизованную сидящую фигурку, украшенную разновидностями свастики, с Южной Азией, однако этот орнаментальный стиль наиболее близок ирландскому искусству», развеивают легендарный ореол авторы.
Завершу обзор религиозными артефактами, в разнообразии представленными в книге. Помимо упомянутых молотов Тора, христианских реликвариев и языческих и христианских мотивов в орнаментах изделий, существует и немало других оригинальных произведений искусства. В первую очередь это многочисленные рунические камни, в многообразии и поныне существующих в скандинавских землях и многажды и подробно описанные. Это различные фигурки богов, мифологических персонажей и героев – обычно Одина, Тора, Фрейра и валькирий. Многие из них, принадлежа к синкретической эпохе переходного, от язычества к христианству периода, неоднозначны. Такова фигурка Тора из медного сплава высотой 7 см. и датируемая 1000 годом. «Фигурку считают олицетворением Тора – скандинавского бога грома и молний, владельца легендарного молота Мьёльнира. Однако она с той же вероятностью может быть держащим крест Христом во славе – стиль работы характерен для периода, последовавшего за принятием христианства. Фигурка представляет собой отличный пример синкретизма, в значительной степени присущего искусству древних скандинавов», сообщает описание. Другой исключительный пример такого синкретизма – прорезной топор (бродекс), украшенный крестом! Авторы поясняют: «Возможно, топоры использовали в бою – облегчённая конструкция лучше бы подошла для этих целей, но не стоит отметать версию об их символическом или ритуальном назначении. Сочетание христианской и военной иконографии может показаться необычным, но не стоит забывать, что обращение в новую веру не всегда достигалось мирными средствами. И топор, и крест в итоге символизировали силу и влияние».
Собственно христианские артефакты тоже примечательны как своей оригинальностью, так и искусностью мастеров. Таково керамическое пасхальное яйцо X – XI веков из Швеции, по мнению авторов, привезённое из Киевской Руси. Оригинален крест с руническими надписями поствикинской эпохи (XIII – XIV в.). Прекрасно миниатюрное распятие серебряное распятие, украшенное изысканной филигранью и датируемое X веком из Швеции, по своему неплох и более незатейливый и совсем миниатюрный, 1 см в ширину, кулон в виде креста из гагата. Серебряное кадило рубежа тысячелетий – любопытный образчик англосаксонского церковного искусства. Высотой менее 10 сантиметров, изделие не только украшено искусной резьбой, но и несёт на себе автограф мастера. И напоследок упомяну один из самых оригинальных и загадочных артефактов – «посох колдуна» из Швеции. Датируемый IX – XI веками, посох «украшен чугунными звериными головами, один из его концов венчает характерная плетёная конструкция. Подобные железные жезлы интерпретируются по-разному: как ритуальные или магические инструменты, вертела или даже ручные прялки. Возможно, они играли некую роль в сейде – форме шаманской магии, практиковавшейся в древней Скандинавии», предполагают авторы.
Уверен, что эта небольшая, но весьма содержательная книжечка будет интересна самому разному читателю, от учёных и современных язычников до ролевиков и детей.
Гедеон Янг, журналист, публицист, рецензент
Категории статьи:
Оцените статью: от 1 балла до 10 баллов: