Ясперс - Философия - Книга первая

Карл Ясперс - Философия - Книга первая - Философское ориентирование в мире
В современном философствовании, как и от века, речь идет 
о бытии. Оно кружит около полюса, которого никогда прямо не кос
нется. Это - вновь и вновь начинаемая попытка: в кружении все-
таки попасть на полюс. Поэтому философствование всегда налицо
 в своей целости - или его нет вовсе. Оно старается достичь макси
мума прямоты; то, что абсолютно не вмещается в форму и знание,
 против воли остается косвенным.
 
Смысл философствования есть одна-единственная и, как тако
вая, несказанная (unaussagbarer) мысль: само сознание бытия;
 в предлагаемом труде эта мысль должна быть доступна исходя из
 любой главы; каждая глава должна быть целым в миниатюре (im
Kleinen das Ganze sein), но каждая оставляет в темноте то, что про
ясняется только через все остальные главы.
 
Философствованию присуща своеобразная последовательность 
в некотором не изначально логическом движении вперед, однако,
 не осознавая способов мышления и имеющего законную силу зна
ния. Оно необходимо увязло бы в противоречиях. В существенных
 эпизодах работы я указываю на присущую предлагаемому здесь
 опыту мышления философскую логику, однако я оставляю ее, в ее
 методическом развитии, до другой книги. Логика может определять 
специфически философское мышление, но не может оправдать его.
 
 

Карл Ясперс - Философия - Книга первая — Философское ориентирование в мире

Перевод А.К. Судакова
Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. — 384 с.
ISBN 978-5-88373-274-3 
 

Карл Ясперс - Философия - Книга первая — Философское ориентирование в мире - Содержание

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Мир
  • Мир как субъективное существование и как объективная действительность
  • Мир как данный и как произведенный Мироздание и картина мира
  • Мир и трансценденция
ГЛАВА ВТОРАЯ. Границы ориентирования в мире
  • Относительность убедительного (des Zwingenden)
  • Непреодоленная нескончаемость
  • Недостижимость единства картины мира
  • Границы целесообразной деятельности в мире
  • Смысл науки
  • Трансцендирование по ту сторону мира(Transzendieren uber die Welt)
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Систематика наук
  • Наиболее первоначальные разделения наук
  • Принципы подразделения действительности
  • Сферы духа Подразделение наук о действительности
  • Иерархия наук.
  • Знание понимает себя в своей истории
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Замыкающееся ориентирование в мире(позитивизм и идеализм)
  • Позитивизм
  • Против позитивизма
  • Идеализм Позитивизм и идеализм в сопоставлении
  • Общее между ними
  • Их границы
  • Их философская ценность
ГЛАВА ПЯТАЯ. Исток философии
  • Миросозерцание
  • Вера и неверие
  • Единое и множественность сфер духовного существования...
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Форма существования философии
  • Ситуативно необходимый для экзистенциив существовании характер философии
  • Философия и система
  • Философия и ее история
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Философия в самоотличении
  • Философия и религия
  • Философия и наука
  • Философия и искусство
Библиография русских переводовработ К.Ясперса
Библиография работ К. Ясперса 
 

Карл Ясперс - Философия - Книга первая — Философское ориентирование в мире - Часть первая - Искание бытия

 
Бытие, как постигнутое, становится тут же определенным быти
ем. Поэтому в ответ на вопрос, что есть бытие, нам представляются
 различные виды бытия (vielerlei Sein): эмпирически действительное
в пространстве и времени, мертвое и живое, вещи и лица, орудия и
 чужой материал, мысли, имеющие силу о действительном, убедительные конструкции идеальных предметов, таких, как предметы
математики, содержания фантазии, одним словом: предметность
 вообще. Преднайденное мною в ситуации бытие есть для меня 
объект.

Иначе есмь я. Я не предстою себе так, как я предстою вещам;
 я - вопрошающий, которому эти объективные способы бытия преподносят себя как ответы, и который знает себя как вопрошающе
го. Как бы я ни поторапливался сделать себя объектом, всегда на
личен также и я, для которого я становлюсь объектом; всегда оста
ется некоторое бытие-Я.

Бытие как бытие-объектом и бытие как бытие-Я - вот сущ
ностно наиболее различные способы бытия, напрашивающиеся
 прежде всего при вопросе о бытии. Правда, среди объектов есть и 
лица, которые, как сущие для себя, суть Я, как и я могу стать объек
том для них, и я тоже, таким, как я существую, могу стать объектом
для себя. Но в бытии-Я остается одна точка, где Я как объект и Я 
как субъект, несмотря на раскол, суть одно.

Бытие вещей ничего о себе не знает; я, мыслящий субъект,
знаю об этом бытии. Если я мыслю это бытие, как оно есть незави
симо от своего бытия предметом для некоторого субъекта, т.е. как
оно есть не как явление для другого, то я называю его бытием в
себе. Но это в-себе-бытие недоступно для меня, ибо в первом же
 приступе я делаю его предметом, а тем самым - явлением и быти
ем для меня. Бытие, которое бы было для себя самого, в котором 
бытие и знаемость соединены, - такое бытие известно мне только
во мне самом. Я, как бытие, в корне отличен от всякого бытия ве
щей, потому что я могу сказать «я есмь». Но если я сделаю себя 
самого, как эмпирическое существование, объектом, то я, как таковой объект, не есмь то, что есть «Я» само по себе. Что я есмь сам
по себе - этого я не знаю, поскольку я бываю объектом для себя.
Для этого мне нужно было бы осознать себя таким способом, кото
рый не есть познающее знание. В-себе-бытие других вещей и в та
ком случае осталось бы абсолютно чуждым для меня.

Если я разлагаю бытие на бытие-объектом, в-себе-бытие и бы
тие-для-себя-самого, то в них мне предстоят не три существующих
 друг рядом с другом рода бытия, но неразрывные друг с другом полюса бытия, в котором я нахожу себя. Я могу быть склонен счи
тать один из этих трех полюсов подлинным бытием. Тогда я ли
бо конструирую себе некое в-себе-бытие, как единственное бытие - 
не замечая, что я уже делаю его объектом для себя; или я конст
руирую бытие как этот объект для меня - при этом превращении
всякого бытия в явление не замечая, что это бытие как объект
должно быть явлением чего-то и явлением для чего-то; или я кон
струирую для-себя-бытие, делая окончательной действительностью
 Я как субъект - не замечая, что я всегда есмь лишь в ситуации
и предстою предметам, как сознание, направленное в поиске на
-себе-бытие. Бытие как бытие-объектом бывает дано мне в нескон
чаемом многообразии и в бесконечном богатстве; оно означает мир
познаваемого.
 
Бытие как бытие-Я столь же непосредственно досто
верно, сколь непостижимо, и познается оно лишь постольку, по
скольку оно, становясь объектом в качестве эмпирического сущест
вования, уже не есть более подлинное Я. Бытие как в-себе-бытие
для познания недоступно и как логически необходимое пограничное 
понятие есть оспоривание всего того, что я знаю как объект; ибо,
если бы некоторое бытие-объектом должно было быть принято за
подлинное бытие в смысле абсолюта, оно сразу же релятивирует
его, низводя до значения явления.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя esxatos