Золотая серия сайта Эсхатос
Издательский проект Quadrivium
Серия HELLENICA
В настоящее собрание вошли все сочинения императора Юлиана, включая апокрифы. Основная часть переводов выполнена по изданию W. C. Wright-а: The Works of the Emperor Julian. I—III. London, Harvard University Press: The Loeb Classic Library I — 1913, 1930, 1954, 1962. II — 1913, 1938, 1949, 1959. III — 1923, 1953, 1961. Исключение составляет часть писем, которую мы публикуем в переводах Д. Е. Фурмана, положившего в основу французское издание:Julien. Oeuvres completes. Texte etabli et traduit par I. Bidez, Р., 1924. Что касается композиции книги, то она в главном повторяет мою первую публикацию: Император Юлиан. Сочинения. СПб., 2007, т. е. имеет смысловую рубрикацию, в рамках которой дается уже рубрикация хронологическая. Все мои старые переводы были даны в нашем издании во второй редакции, которая, смею надеяться, несколько их приукрасила. Два ранних панегирика Констанцию впервые переведены на русский язык Л. И. Щеголевой. Кроме того, в книгу вошел обширный корпус приложений, о котором следует сказать особо.
Поскольку источник Юлиана в деле создания им кинических речей, т. е. четыре речи Диона Хризостома о Диогене Синопском, мы уже издавали[1] и они должны быть доступны читателю, то в этом издании мы публикуем текст, парадигматический для Юлиана как литератора: Эвагор Исократа. Далее, мы даем два «катехизиса» — языческий и христианский: произведения Саллюстия и Матерна, в высочайшем смысле характерные для эпохи. Превосходное исследование М. А. Ведешкина, посвященное «реальному христианству» в эпоху христианизации империи с приложением сборника законодательных актов, регламентирующих положение язычников в это время. Сводную таблицу с конспективным изложением законов по общему религиозному законодательству эпохи. Наконец, для всех любителей изящной словесности мы публикуем первый из известных нам русских переводов Юлиана, опубликованный в 1820 году и ставший к настоящему времени самостоятельным литературным памятником (проницательный читатель может познакомиться на этом примере не только с эволюцией восприятия текста, но и с работой царской цензуры).
[1] См.: Дион Хризостом. Кинические речи. СПб., 2012.
Император Юлиан - Полное собрание творений
СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2016. — 1088 с.
ISBN 978-5-7164-0697-1
Император Юлиан - Полное собрание творений - Содержание
От издателя
Литературные и исторические произведения
- Цезаря Юлиана похвальная речь Самодержцу Констанцию (перев. Л. И. Щеголевой)
- [Слово] Цезаря Юлиана о деяниях Самодержца и о Царстве (перев. Л. И. Щеголевой)
- Юлиана Цезаря Евсевии. Похвальное Слово Царице (перев. Т. Г. Сидаша)
- Юлиана Цезаря утешение себе в связи с отъездом блаженнейшего Саллюстия (перев. Т. Г. Сидаша)
- К Фемистию философу (перев. Т. Г. Сидаша)
- К сенату и народу афинскому (перев. Т. Г. Сидаша)
Кинические произведения
- Пир на Кронии (или Кесари) (перев. Т. Г. Сидаша)
- К невежественным киникам (перев. Т. Г. Сидаша)
- Против Ираклия киника (перев. Т. Г. Сидаша)
- Антиохийцам, или Брадоненавистник [Мисопогон] (перев. Т. Г. Сидаша)
Платонические произведения
- Против галилеян (перев. А. Б. Рановича, Т. Г. Сидаша) .
- Письмо о богопочитании (перев. Т. Г. Сидаша)
- Гимн к Матери Богов (перев. Т. Г. Сидаша)
К Царю Солнцу (перев. Т. Г. Сидаша)
Письма 358-359 гг.
- 361г.
- 362г.
- 363 г.
- Без дат
- Апокрифы (перев. Клаудио Наполи)
- Письмо, отсутствующее в английском издании
Стихи (перев. Т. Г. Сидаша)
- 1. О вине из ячменя
- 2. Об органе
- 3. Загадка об эквилибристах
- 4. [О гекзаметре]
- 5. О гиппокентавре
- 6. [Стих Юлиана Отступника]
Приложения
Приложение 1. Исократ. Эвагор (перев. Т. Г. Сидаша)
Приложение 2. Саллюстий. О богах и мире (перев. Р. Б. Кочеткова и Т. Г. Сидаша)
Приложение 3. Юлий Фирмик Матерн. Об ошибочности языческих верований (перев. А. В. Войцехович)
Приложение 4. М. А. Ведешкин. Правовой статус язычников и языческих культов в Римской империи в IV-VI вв.: законодательство и практика
1. От Миланского эдикта и до смерти Константин; (313-337 гг.)
2. Наследники Константина (337-363 гг.)
3. Иовиан и династия Валентиниана (363-384 гг.)
4. Феодосий I (379-395 гг.)
5. Западноримская империя (395-476 гг.)
6. Восточноримская империя (395-527 гг.)
7. Восточноримская империя при Юстиниане и его наследниках (527-602 гг.)
Приложение 5. Позднеримское законодательство о язычниках, храмах и жертвоприношениях (перев. М. А. Ведешкина)
- Кодекс Феодосия. Книга XVI, глава X «О язычниках, храмах и жертвоприношениях» .. III новелла императора Феодосия II «Об иудеях, самаритянах, еретиках и язычниках» (отрывки)
- Кодекс Юстиниана. Книга I, глава XI «О язычниках, жертвоприношениях и храмах»
Приложение 6. Церковь и Империя в законодательных актах (с начала IV в. до середины V в.) (перев. Ю. Г. Бутаева)
- Константин I Великий (306-337 гг.)
- Констанций II (337-361 гг.)
- Юлиан II (361-363 гг.)
- Иовиан (363-364 гг.)
- Валентиниан I (364-375 гг.)
- Валент II (375-378 гг.)
- Грациан (378-383 гг.)
- Феодосий I Великий (383-395 гг.)
- Аркадий (395-408 гг.)
- Феодосий II (408-450 гг.)
Приложение 7. Таблица сокращений библиографических источников, упоминаемых в предшествующих разделах
Приложение 8. Кесари, или императоры на торжественном обеде у царя Ромула, где и все боги (перев. А. Урусова)
Статьи
Т. Г. Сидаш. Статья к первому изданию. Император Юлиан
- I. Жизнь
- II. Философия Юлиана
- 1.Философия Ямвлиха и трактат Плотина II. 9
- 2. Ямвлих и Юлиан
- 3. Солнце и Мать
- 4. Гелиос — Аполлон
- Заключение
Т. Г. Сидаш. Послесловие ко 2-му изданию. Дело императора Юлиана
-
Введение
- 1. «Пятое евангелие» кафолического христианства
- 2. Ближневосточная идеология и социальный генезис кафолической церкви
- 3.Эллинство, римскость, имперскость
- 4.Воссоединение христианства и империи
-
Дело императора Юлиана
- 1. Самоидентификация императора Юлиана
- 2. Юлиан как языческий апологет
- 3. Юлиан как обличитель христианства
- 4. Император Юлиан как Первосвященник
- 5. Жизнь как акт иконопочитания
- Заключение
- Апология иудейства
- Апология христианства
Приложение 1. Политическая реформа Юлиана как основание политической философии Синезия
Приложение 2. Как читать спекулятивное богословие императора Юлиана?
- A.Теология Царя Солнца
- B.Теология Матери Богов
Приложение 3. Два «Имперских катехизиса» IV в
Император Юлиан - Полное собрание творений - Т. Г. Сидаш - статья к первому изданию - ИМПЕРАТОР ЮЛИАН[1]
Император Юлиан — неоплатоник, близкий к кинизму, язычник, вышедший из христианской семьи, племянник святого (Константина Великого) и муж святой (Елены)[2], блистательный полководец, разумный законодатель, недурной литератор — несколько выделялся среди людей своего времени, а потому, прежде чем говорить о его философии, следует хотя бы в двух словах сказать о его жизни.
Рожденный в декабре (или ноябре) 331 года в Константинополе, он не знал матери, умершей спустя краткое время после его рождения, а в 337 году (22 мая) лишился и всей семьи, умерщвленной едва ли не на глазах ребенка по приказу его царственного кузена (Констанция). Последующие семь лет мальчик проводит в Никомедии под надзором старого евнуха Мардония, который обучал греческой словесности еще его мать; тогда же он слушает в Константинополе христианского софиста Гесиболия и навещает в Астакии вифинское поместьице своей бабушки. Достигнув к 345 году четырнадцати лет, он переводится в Мацеллу — уединенное каппадокийское имение, ставшее местом ссылки как будущего императора, так и его сводного брата Галла, — под надзор арианского епископа Георгия, позднее растерзанного александрийцами. Здесь Юлиан посвящается в чин чтеца, а также, благодаря знакомству с превосходной архиерейской библиотекой, становится язычником. В 347 году император Констанций посещает Мацеллу, а спустя четыре года, в 351 году, провозглашает Галла цезарем, женит на своей сестре Констанции (ибо мальчики уже подросли) и делает наместником Востока. Юлиан отправляется продолжать образование в Никомедию. Еще четыре года он обучается риторике и философии в городах малой Азии (сначала в Пергаме у учеников Ямвлиха — Эдесия и Хрисанфия, а затем в Эфесе у ученика Эдесия — Максима Эфесского, от которого и принимает митраистское посвящение); в этот же период он знакомится со знаменитым ересиархом Аэцием (последний был послан Галлом проинспектировать православие Юлиана), причем это знакомство едва не переросло в дружбу.
[1] Опубликована в книге: Император Юлиан. Сочинения. СПб., 2007. Переиздавая работу, написанную 9 лет назад, я, мягко говоря, не могу быть в ней всем доволен. Однако основная ее мысль — о неоднородности неоплатонической традиции, о сломе между III и IV веками, о нереду-цируемости друг к другу учений римского и пергамского платонизма — остается по существу верной, хотя сейчас, конечно, я разворачивал бы ее по-другому, как в смысле аргументации, так и в стилистическом отношении. Мое нынешнее понимание философии Юлиана нашло выражение в статье ко второму изданию и приложениях к ней. Чтение этих текстов предполагает знакомство с корпусом мыслей, излагавшихся в статье к первому изданию. Статья ко второму изданию является по большей части дополнением, но в некоторых частях и совершенной переоценкой написанного ранее (особенно это касается солярной теологии Юлиана, т. е. его учения о воплощении Бога).
[2] См.: Бенуа-Мешен Ж. Юлиан Отступник. М., 2001. С. 135.
2016-11-15
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Это замечательная книга, по
Отличная книга, спасибо клубу