Юргенсмейер - Ужас Мой пошлю пред тобою

Марк Юргенсмейер - Ужас Мой пошлю пред тобою: религиозное насилие в глобальном масштабе

15 ноября 2015 года шайка молодых бельгийцев и французов— выходцев из Северной Африки и с Ближнего Востока— проникла в Париж. Эта ночь обернется адским кошмаром. Некоторые из них начали сеять хаос на «Стад де Франс» — стадионе, где в тот день сошлись в товарищеском матче команды из Франции и Германии и где присутствовал сам президент Франсуа Олланд. Одного из нападавших задержали еще на входе, и он подорвал свою бомбу снаружи. Остальные один за другим врывались в кафе, убивая простых французов, вышедших насладиться прекрасным вечером. Кульминацией же трагедии стал захват «Батаклана»—располагавшегося в том же районе концертного зала, где вооруженные до зубов юные головорезы начали без разбору палить в толпу и кидать ручные гранаты. Когда на место бойни прибыли полицейские, число жертв этой ночи достигло 130 убитых, включая семерых нападавших, связанных, по некоторым сведениям, с ИГИЛ, и более ZOO раненых.

Однако от этого нападения пострадали не только чьи-то жизни и вещи: оно поколебало уверенность, с какой видели мир большинство парижан и людей по всему миру, наблюдавших за ним по телевизору и в соцсетях. Как и в случае с другими терактами, окровавленные жертвы в новостях фигурировали на самом обычном фоне — в данном случае стадиона, концертного зала, уличных кафе посреди городского вечернего оживления, — так что все эти предназначенные для развлечений и обжитые места выглядели на фоне бойни как-то причудливо-неуместно. Многие видевшие эти картины сочли их символами угрозы их собственной обыденной жизни и косвенным образом почувствовали тревогу — и ужас — тех, кто испытал ее первым. В конце концов, среди раненых мог быть любой, кто когда-нибудь бывал на стадионе, в концертном зале, сидел в кафе, — то есть в развитых странах почти кто угодно. В этом смысле целью нападения был не только Париж, но и нормальная жизнь, какой знает ее большинство из нас.

В точно таком же ужасе распрощались с невинностью п сентября 2001 года американцы, когда узнали из телевизора об атаке на Всемирный торговый центр (ВТЦ). Однако же несколько серий терактов они пережили еще в годы, которые непосредственно предшествовали разрушению ВТЦ: это спровоцированная этнической ненавистью стрельба в Калифорнии и Иллинойсе; нападения на посольства в Африке; взрывы в абортариях Алабамы и Джорджии; бомбовая атака на Олимпийских играх в Атланте, подрыв военно-жилого комплекса в Дахране, что в Саудовской Аравии; трагические последствия взрыва федерального здания в Оклахома-Сити; наконец, атака на тот же ВТЦ в 1993-м, ставшая зловещим предзнаменованием того ужаса, что настиг его через восемь лет. Все эти инциденты и множество других актов насилия, которые с тех пор ассоциировались с американскими религиозными экстремистами — как мусульманскими радикалами, так и воинствующими христианами,— заставили жителей США поддержать ту же нелегкую позицию, которую уже занял весь остальной мир. Глобальное общество должно все активнее противостоять религиозному насилию, и притом на ежедневной основе.

Еще до описанных событий в Париже французам пришлось столкнуться с атакой на редакцию сатирического журнала «Шарли Эбдо» и бомбами, заложенными в метро исламскими активистами из Алжира; британцы пережили джихадистские бомбовые атаки на подземку в Лондоне, а также подрывы грузовиков и автобусов ирландскими националистами-католиками; японцев в токийском метро травила нервно-паралитическим газом индуистско-буддийская секта. В Индии жители Дели страдали от рук сикхских и кашмирских сепаратистов, взрывавших автомобили, и атак на здание парламента и отели в Мумбаи, совершенных активистами из числа мусульман; на Шри-Ланке районы Коломбо громились воинствующими тамилами и сингалами, а в Мьянме мусульманские части города опустошались негодующими буддийскими националистами. «Господня армия сопротивления» — экстремистская христианская группа во главе с Джозефом Кони — сеяла ужас в сельской Уганде; в Нигерии пролила реки крови «Боко Харам». Египтянам пришлось ужиться с атаками исламистских боевиков на кофейни и теплоходы, индонезийцы стали свидетелями взрывов в ночных клубах на Бали—дела рук активистов, присягнувших «Аль-Каиде»; из-за нападений, приписываемых сторонникам «Исламского фронта спасения», целые деревни потеряли алжирцы; израильтяне и палестинцы столкнулись с убийствами, бывшими делом рук экстремистов-евреев и мусульман. Теракты, организованные воинствующими как суннитами, так и шиитами, вошли в уклад жизни в Пакистане и Сирии.

Все эти случаи не только относятся к одному и тому же времени, но и объединены двумя поразительными чертами. Во-первых, насилие — и даже изощренная жестокость — использовалось с расчетом на то, чтобы посеять ужас. И во- вторых, все они связаны так или иначе с религией.

 

Марк Юргенсмейер - Ужас Мой пошлю пред тобою: религиозное насилие в глобальном масштабе

М.: Новое литературное обозрение, 2022.— 496 с.: ил.
ISBN 978-5-4448-1734-6

 

Марк Юргенсмейер - Ужас Мой пошлю пред тобою: религиозное насилие в глобальном масштабе - Содержание

Предисловие к русскому изданию

Предисловие и благодарности

1. Введение. Террор и Господь Бог

  • Смысл религиозного терроризма
  • Культуры насилия: взгляд изнутри

Часть первая. Культуры насилия

2. Христово воинство

  • «Поборник» христианского мира Андерс Брейвик
  • Тимоти Маквей и подрыв федерального здания в Оклахома-Сити
  • Майкл Брей и взрывы в абортариях
  • Обоснования насилия в христианстве
  • Иан Пейсли и Смута в Белфасте

3. Поруганный Сион

  • Тень Меира Кахане — Меир Эттингер
  • Иоэлъ Лернер и убийство Ицхака Рабина
  • Барух Гольдштейн и теракт в Пещере Патриархов

4. «Забытый долг» мусульман

  • Халиф ИГИЛ Абу Бакр алъ-Багдади
  • Махмуд Абухалима и взрыв во Всемирном торговом центре
  • Абдель Азиз Рантиси и «живые бомбы» ХАМАС
  • Обоснования насилия в современном исламе

5. Трезубец Шивы и меч сикхизма

  • Майя Коднани и гуджаратская бойня
  • Симранджит Сингх и соблазн Халистана
  • Обоснования насилия в индуизме и сикхизме

6. Обличья террора в буддизме

  • Ашин Виратху и защита бирманского буддизма
  • Такеши Накамура и теракт «Аум Синрике»
  • Можно ли обосновать буддийское насилие?

Часть вторая. Логика религиозного насилия

7. Театр террора

  • Насилие как перформанс
  • Подготовка сцены
  • «Время убивать»
  • Работа с аудиторией 

8. Космическая война

  • Грандиозные сценарии
  • Символическая война
  • Когда символы убивают

9. Мученики и демоны

  • Приносимые в жертву
  • Изобретение врагов
  • Вражеская Америка
  • Демонизация и стадии усиления

10. Воинская мощь

  • Усиление для мужчин-маргиналов
  • Зачем парни кидают бомбы
  • Битва за Царствие Божие

11. Чего хочет Бог

  • Усиление религии
  • Постмодерный террор
  • Как совладать с насилием
  • Исцеление политики религией

Список интервью и корреспонденции

Избранная библиография

Указатель имен

 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.5 (2 votes)
Аватар пользователя brat Nicaeec