Полонский - Библейская динамика - 4 - Иосиф, Иеhуда и их братья

Пинхас Полонский - Праотцы в динамике - Часть 4 - Иосиф - Иеhуда и их братья
 Продолжаем публикацию комментариев Пинхаса Полонского на Тору.
 

Пинхас Полонский - Праотцы в динамике - Современный еврейский комментарий на книгу Бытия

 
Часть 4. Иосиф, Иеhуда  и их братья
Комментарий к главам 37-50 книги Бытия
 

Пинхас Полонский - Праотцы в динамике - Часть 4 - Иосиф, Иеhуда  и их братья

Издательство Маханаим, 2012
 

Пинхас Полонский - Праотцы в динамике - Часть 4 - Иосиф, Иеhуда  и их братья - Содержание

  • Глава 33. Конфликты внутри семьи Яакова
  • Глава 34. Иосиф – неопытность молодости
  • Глава 35. Конфликт Иосифа с братьями
  • Глава 36. Продажа Иосифа
  • Глава 37. Иеhуда и Тамар
  • Глава 38. Иосиф у Потифара
  • Глава 39. Возвышение Иосифа
  • Глава 40. Иосиф приводит братьев к раскаянию
  • Глава 41. Иосиф открывается братьям
  • Глава 42. Семья Яакова спускается в Египет
  • Глава 43. Реформы Иосифа в Египте
  • Глава 44. Иосиф получает статус четвертого праотца
  • Глава 45. Яаков благословляет своих сыновей
  • Глава 46. Завершение жизни и смерть Иосифа

Пинхас Полонский - Праотцы в динамике - Часть 4 - Иосиф, Иеhуда  и их братья - Глава 33. КОНФЛИКТЫ ВНУТРИ СЕМЬИ ЯАКОВА

 
33.1. В чем причина поведения Иосифа?
 
Поведение Иосифа по отношению к братьям – когда он обвиняет их в шпионаже и арестовывает, а далее подкладывает кубок Биньямину и требует оставить его в рабстве – вызывает у читателя Торы недоумение. Зачем Иосиф так поступает? Может показаться, что он издевается над братьями, специально хочет их унизить.
 
Однако такое впечатление, конечно, поверхностное и неверное. Открывшись братьям, Иосиф говорит им: «Не вы послали меня сюда, но Бог» (45:8), а после смерти отца он не только убеждает братьев, что не будет мстить им, но более того – столь сильно огорчен, что братья могли заподозрить его в этом, что даже плачет, когда они говорят ему об этом (50:15-21). Условно говоря, можно даже сказать, что Иосиф плачет обо всех тех недалеких читателях Торы и ее неумелых толкователях, которые объясняли бы его действия желанием мести или другими дурными побуждениями.
 
В чем же причина действий Иосифа? Его плач, который прорывается несколько раз (42:23; 43:30), показывает, что для Иосифа вся ситуация очень тягостна. Иосиф не плачет, когда его продают в Египет и бросают в тюрьму. Он плачет, когда вынужден действовать жестко, чтобы повлиять на братьев.
 
Ключевой точкой в понимании истории Иосифа является момент, о котором сказано «и не мог Иосиф сдержаться» (45:1) – после того как Иеhуда заступился за Биньямина. Это означает, что план его был настолько тягостным для него самого, что он не смог поступить по отношению к братьям так жестко, как задумал для того чтобы их исправление действительно было полным.
 
Еврейская традиция понимает отношения Иосифа с братьями как попытку исправить их и восстановить единство семьи, принести процветание ближним и дальним – попытку, которая не только не была доведена до конца, но и так и не была понята братьями. Для понимания этой истории нам нужно увидеть в ней динамику, развитие, в ходе которого личностные изменения происходят со всеми участниками: и Иосиф, и Иеhуда, и братья начинают видеть мир по-новому. И это изменение, которое в еврейской традиции называется «переход от Иосифа к Машиаху сыну Иосифа; и переход от Иеhуды к Машиаху сыну Иеhуды», – и будет центральной темой нашего исследования.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя esxatos