Тантлевский - Загадки рукописей Мертвого моря

Игорь Тантлевский - Загадки рукописей Мертвого моря - история и учение общины Кумрана
Кумранская община и ее тексты — одна из важнейших страниц эпохи в истории Палестины, предшествовавшей возникновению христианства и первым его шагам. Именно поэтому данная тематика заслуженно находится в центре внимания не только ученых, принадлежащих к светской или церковной науке, но и общественных деятелей, представителей культуры, средств массовой информации.
 
Работа И. Р. Тантлевского ценна тем, что она в доступной для широкой аудитории форме анализирует кумранскую тему объективным образом, показывая, насколько острыми и разнообразными были мессианские настроения в Иудее рубежа эр.
 

Игорь Романович Тантлевский - Загадки рукописей Мертвого моря - история и учение общины Кумрана

СПб.: Издательство РХГА, 2012.— 352 с.
ISBN 978-5-88812-488-8
 

Игорь Тантлевский - Загадки рукописей Мертвого моря - история и учение общины Кумрана - Содержание

От автора
ГЛАВА I. Кумранские рукописи. Археология Хирбет-Кумрана
ГЛАВА II. Иудейские ессеи и египетские терапевты
ГЛАВА III. История Кумранской общины
  • 1.    На заре Кумрана
  • 2.    Основатель Кумранской общины и Учитель праведности. Пророческая благодать кумранского Учителя
  • 3.   Отражение начального периода истории Кумранской общины в Апокалипсисе животных (1 Енох, глава 90)
  • 4.   Книга Даниила 11:14, Завещание Левия 17:2-18:14 и Кумранская община
  • 5.    Учитель праведности и «запечатанная Книга Торы»
  • 6.    Первые лидеры Кумранской общины: Антигон из Сохо, Цадок и Боэтус 
  • 7.    Цадокиды, боэтусеи и саддукеи
  • 8.    Цадокидский «фарисеизм»
  • 9.    «Киттии» в рукописях Мертвого моря. Князь Израиля и царь киттиев
  • 10.   Учитель праведности, священник Йехуда и Нечестивые священники в кумранских Комментариях на библейские книги. Мессианско-эсхатологическая хронология кумранитов
  • 11.   Гибель Учителя праведности. «Гробница Цадока»
  • 12.   Гражданская война в Иудее в 94/93-88 гг. до н. э. Исторический фон кумранского Комментария на Книгу пророка Наума (4QpNah)
  • 13.   Ессейско-кумранское движение во второй половине I в. до н. э. — 73/74 г. н. э. Ессеи после разрушения Второго Храма
ГЛАВА IV. Кумранские предестинационные, дуалистические и сотерологические представления
  • 1.    Предестинация
  • 2.    Дуализм
  • 3.    Сотерология. Гороскопы кумранитов
ГЛАВА V. Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины
  • 1.   Помазанники (Мессии) в Еврейской Библии и апокрифах
  • 2.   Дуальная концепция Мессий в начальный период деятельности общины
  • 3.  Кумранский мессианский дуализм при Учителе праведности
  • 4.  Идея рождения Мессии Израиля в недрах кумранского сообщества
  • 5.  Кумранский мессианизм и эсхатология по смерти Учителя праведности. Ожидание кумранитами второго пришествия своего Учителя. Кумранское учение о воскресении тел
  • 6.  Учитель праведности и «Мессия (от) Аарона и (от) Израиля»
ГЛАВА VI. Енох в Кумране
  • 1.   Енох в древнееврейской традиции
  • 2.   «Эфиопский» Енох
  • 3.   Фрагменты Книг Еноха в Кумране
ГЛАВА VII. Календарь Кумранской общины
ГЛАВА VIII. Фигура Мелхиседека в древнееврейских и раннехристианских источниках. Мелхиседек в Кумране
  • 1.    Мелхиседек в Еврейской Библии
  • 2.    Мелхиседек в сочинениях Филона Александрийского и Иосифа Флавия
  • 3.    Мелхиседек во 2 («Славянском») Енохе

Игорь Тантлевский - Загадки рукописей Мертвого моря - история и учение общины Кумрана - От автора

 
Обнаружение в 1947-1956 гг. в 11 пещерах пустынной местности Вади-Кумран фрагментов более 800 свитков, принадлежавших проживавшей здесь же с последней трети II/начала I в. до н. э. — по 63/73 г. н. э. иудейской религиозной общине, по-видимому, ессейского толка (см. гл. II), по праву считается самым крупным открытием рукописей в Новое время. Кумранская община явила миру первый известный нам из истории опыт актуального мессианизма. Принадлежавшие ей рукописи проливают новый свет на историю иудейских религиозно-политических течений, идеологию и культуру Иудеи эпохи эллинизма и раннеримского периода, позволяют лучше понять генезис ряда основополагающих доктрин первоначального христианства. Неоценимо их значение для изучения библейской текстологии — ведь обнаруженные в Кумране тексты Священного Писания старше древнейших дошедших до нас масоретских манускриптов приблизительно на тысячу лет.
 
Радикализм религиозных, идеологических и социально-политических воззрений кумранитов обусловили эзотерический характер их произведений (в том числе, очевидно, по соображениям безопасности). Так, намеки на исторические события носят в рукописях Мертвого моря иносказательный, аллегорический характер, почти все из упоминаемых здесь деятелей и все группировки фигурируют под условными обозначениями, кличками, а подчас и шифрами, абсолютные и относительные датировки отсутствуют. Идеологические представления выражаются в свитках, как правило, завуалированно, часто в аллегорической или метафорической форме, скупым, лапидарным языком. Кроме того, большую сложность для исследователей представляет то, что лишь с десяток кумранских произведений дошли до нас в более или менее полном виде (хотя и в них множество лакун); от остальных сохранились только отдельные фрагменты. Поэтому не приходится удивляться, что практически во всех исследованиях по истории Кумранской общины отсутствуют отождествления значительного числа упоминаемых в рукописях сект и лиц, и, таким образом, в целом реконструкция истории конгрегации носит фрагментарный, эпизодический характер, а многие проблемы не получают даже гипотетического разрешения.
 
2015-03-07
 

 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.3 (12 votes)
Аватар пользователя sobesednik