Вейль Симона - Тетради 1933-1942 - Формы неявной любви к Богу

Симона Вейль - Тетради 1933-1942 - В 3 томах
Популярность Симоны Вейль в Европе и Америке 1950-1960-х гг., которая достигла своего пика к мятежному 1968 году, а затем заметно пошла на спад, была иной, нежели обычно бывает популярность философов и писателей; в ней видели прежде всего... икону.
Ошеломленная невыносимой реальностью двух мировых войн, переходами от разочарования к разочарованию, еле опомнившаяся цивилизация искала альтернативы и канонизированной духовности и морали христианских церковных институций, и светским образам рыцарей прогресса и филантропии, на которые была щедра идеология второй половины XIX века.
 
«Чума» и «Миф о Сизифе» Альбера Камю выдвинули образ нового героя человеческой трагедии, героя абсолютного поступка во мраке безнадежности и абсурда. Образ Симоны Вейль как нельзя лучше пришелся ко времени, совмещая все три названных типа: святого в традиционном христианском смысле, светского подвижника-борца и персонажа в чисто экзистенциалистском вкусе. Возможно, именно третий подход к ее личности был, при всей условности, наиболее верным: в ней действительно жил кьеркегоровский «рыцарь веры», бросающийся в безнадежный прыжок над пропастью. Однако показательно, что слово «святость» применительно к Симоне прозвучало из уст таких людей, сформированных еще XIX веком, — как Андре Жид, Франсуа Мориак, Томас С. Элиот, Габриэль Марсель, чья зрелость выпала на первую мировую войну, а старость — на вторую, кому просто необходимо было, уходя из жизни, видеть луч надежды на человечество. С подачи этих уважаемых людей, хотя, конечно, помимо их намерения, образ Симоны немедленно был подвергнут стилизации. Появилась икона воплощенной самоотверженности, абсолютной отдачи себя служению миру и ближним...
 

Симона Вейль - Тетради 1933-1942 - Том 1: 1933 - октябрь 1941

СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2016 г. - 560 с.
ISBN 978-5-89059-269-9 (общ.)
ISBN 978-5-89059-270-5
 

Симона Вейль - Тетради 1933-1942 - Том 1: 1933 - октябрь 1941 – Содержание

Список используемых сокращений  
Условные обозначения 
Петр Епифанов. Два предисловия
  • Предисловие читателя  
  • Предисловие переводчика  
Олег Панкратьев. Симона Вейль и опыт Богоотсутствия
 
Тетради I-IV
  • Тетрадь I (K1). Париж, 1933-1935 и 1937-1938(?)  
  • Испанский дневник. Август-сентябрь 1936  
  • Неизданная тетрадь I (Ki1). Марсель, середина сентября 1940 — январь 1941  
  • Неизданная тетрадь II (Ki2). Марсель, осень-зима 1940/1941  
  • Тетрадь II (К2). Марсель, январь — начало сентября 1941
  • Тетрадь III (КЗ). Марсель, январь — начало сентября 1941
  • Тетрадь IV (К4). Верхние Альпы, Сен-Марсель-д'Ардеш, Поэ, Сен-Жюльен-де-Пейрола. Август — октябрь 1941
Примечания

Симона Вейль - Тетради 1933-1942 - Том 1: 1933 - октябрь 1941 - Олег Панкратьев. Симона Вейль и опыт Богоотсутствия

 
Центральной темой размышлений Симоны Вейль является опыт богоотсутствия, чрезвычайно важный для религиозной мысли и, особенно, теологии XX века. Знаменитая метафора Ницше «Бог мертв» была услышана именно верующими, чья вера прошла через собственную смерть внутри секулярной культуры, или то горнило сомнений, о котором говорил Достоевский. Именно здесь предсмертный вопль Христа «Боже мой, Боже мой! Зачем ты меня оставил?» получил свое особое звучание, столь важное для понимания проблемы атеизма — проблемы, чаще всего ускользающей от самих атеистов. Глубоко впитав в себя слова Ницше, христианская мысль идет путем, противоположным тому, которым шел Фейербах в «Сущности христианства». Уже не атеисты пытаются понять христианство лучше самих христиан, а христиане начинают понимать атеизм глубже самих атеистов. Этим путем, причем, одной из первых, идет и Симона Вейль: «Все проблемы, которые встают перед неверующими, должны ставить перед собой христиане — и вторые даже больше».
 
Атеизм становится проблемой для современных христиан именно потому, что его основу составляет опыт Богоотсутствия: «Тот, в ком нет Бога, не может прочувствовать его отсутствия». Бог умирает в том, в ком живет. Габриэль Марсель справедливо связывает слова Ницше «Бог мертв» с чистотой его детской веры. Проблема атеизма — это религиозно-философская проблема. Для секулярного атеистического сознания, начисто оторванного от своих религиозных корней, теряет смысл не только разговор о смерти Бога, но и сам атеизм. Согласное с гегелевской диалектикой пророчество о том, что отмирание веры в Бога неминуемо приведет и к отмиранию атеизма (отрицание отрицания), имеет и свою обратную сторону, указывающую на их сущностную связь. Атеизм живет отрицанием Бога, в котором он жизненно заинтересован, ярким свидетельством чему явилось так называемое онтологическое доказательство атеизма у Бакунина: «Если Бог существует, то у человека нет свободы, он — раб. Но если человек может и должен быть свободен, то значит Бога нет». Когда атеист произносит «Бога нет», он, сам того не ведая, исходит из знания о Том, Кого нет, то есть Бога — в противном случае, его отрицание не имеет смысла. Как говорит современный христианский философ Константин Иванов: «Нельзя спорить с атеизмом прямолинейно и формально, заявляя на атеистическое „Бога нет" „христианское", по сути общерелигиозное, „Бог есть". 

Симона Вейль - Тетради 1933-1942 - Том 2: октябрь 1941 - февраль 1942

СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2016 г. — 616 с.
ISBN 978-5-89059-271-2

 Симона Вейль - Тетради 1933-1942 - Том 2: октябрь 1941 - февраль 1942 - Содержание

 
Список используемых сокращений  
Условные обозначения  
 
Тетради V-VII
  • Тетрадь V (К5). Сен-Марсель д'Ардеш — Марсель, 24 октября — конец ноября (?) 1941  
  • Тетрадь VI (К6). Марсель, начало (?) декабря 1941 — конец (?) января 1942
  • Тетрадь VII (К7). Марсель, конец января — около 20 февраля 1942  
  • Комментарии к пифагорейским текстам  
  • Спасенная Венеция. Трагедия в трех действиях 1940-1943  
 
Примечания  
Указатель личных имен

Симона Вейль - Тетради 1933-1942 - Том 3: февраль-июнь 1942

СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019 г. — 608 с.
ISBN 978-5-89059-360-3
 

Вейль Симона. Тетради 1933-1942: Том 3: февраль-июнь 1942 - Содержание

 
Список используемых сокращений  
Условные обозначения  
 
Тетради VIII-XII  
  • Тетрадь VIII (К8). Марсель, середина февраля — около 2 марта 1942  
  • Тетрадь IX (К9). Марсель — Каркассон, начало марта — 29 марта 1942
  • Тетрадь Х(К10). Каркассон — Марсель, около 30 марта — около 15 апреля 1942  
  • Тетрадь XI (К11). Марсель, 15 апреля — 26 апреля 1942  
  • Тетрадь XII (К12). Марсель — Касабланка, около 26 апреля — 7 июня 1942  
 
Приложения  
  • В чем состоит окситанское вдохновение  
  • Разрозненные мысли о любви к Богу  
  • Христианство и жизнь сельских тружеников  
 
Примечания  
Именной указатель

Вейль - Тетради - Том 4
Напомним предысторию. Оба родителя и все родственники Симоны, с которыми ей приходилось общаться в детстве и юности, родились вне Франции. Ее мать - чье влияние на детей было, кажется, намного более сильным, чем отцовское, - до двадцати с лишним лет не имела ни малейшей связи с французскими культурными корнями: происходя из семьи галицийских евреев, она родилась в Ростове-на-Дону, а детство и юность провела в Бельгии, передав Симоне своеобразный акцент, довольно ощутимый у дочери в пору ее детства и юности. В ранних произведениях понятия «родина» и «патриотизм» у Симоны ассоциируются лишь с войной. «Мне было десять лет, когда был подписан Версальский договор, - писала она в 1938 году Жоржу Бернаносу. - До тех пор я была патриоткой, со всем воодушевлением, на которое способны дети во время войны. Желание унизить побежденного врага, которое в то время (да и в последующие годы) лезло отовсюду, в совершенно отвратительной манере,
раз и навсегда излечило меня от этого наивного патриотизма. Унижения, которые причиняет кому-либо моя страна, для меня еще тяжелее, чем те, которым могла бы подвергнуться она сама». Пережив этот примитивный род патриотизма в своем военном детстве, Симона в сознательном возрасте старалась держаться от него сколь возможно дальше.
 
В двадцатые и тридцатые годы семья Вейль немало путешествовала, в том числе и за границу. Самостоятельно Симоне довелось посетить Германию, Швейцарию, Италию, Испанию, Португалию. Увлеченно, даже ненасытно, с большой любовью она повсюду всматривалась в местные культурные особенности и характеры, принималась учить язык той страны, где бывала, подчас сильно урезая себя в бытовых расходах ради покупки иностранных книг. При этом Симона повсюду ощущала себя дома: ее окружала родная европейская культура, к высоким проявлениям которой она была необычайно чувствительна. В ее письмах из заграничных поездок довоенной поры никогда не звучат ностальгические нотки.
 
Боль разлуки с родиной впервые в жизни с сокрушительной силой переживается Симоной с первых дней пребывания на американском континенте. Настроение ее хорошо видно из фрагментов разговоров, сохранившихся в памяти близких, и писем.
 

Симона Вейль. Тетради. Том 4: июль 1942 - август 1943

СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2022. - 640 с.
ISBN 978-5-89059-269-9
 

Симона Вейль. Тетради. Том 4: июль 1942 - август 1943 - Содержание

Список используемых сокращений
Условные обозначения
Тетради XIII-XVIII
Тетрадь XIII (К13)
Марсель, апрель 1942, затем Нью-Йорк, вероятно, середина сентября-начало октября 1942 г.
Тетрадь XIV (К14)
Нью-Йорк, начало - середина октября 1942 г.
Тетрадь XV (К15)
Нью-Йорк, середина октября - около 20 октября 1942 г.
Тетрадь XVI (К16)
Нью-Йорк, последняя декада октября 1942 г.
Тетрадь XVII (К17)
Нью-Йорк, конец октября - около 10 ноября 1942 г.
Лондонский блокнот (К18)
Лондон, около 15 декабря 1942 г. - Эшфорд, август 1943 г.
Из последних статей
Лондон, январь - апрель 1943 г.
Сражаемся ли мы за справедливость?
Набросок декларации обязанностей по отношению к человеку
Эта война есть война религий
Размышления о восстании
Заметка о полном упразднении политических партий
Проект отряда медицинских сестер для работы на передовой
Письмо к Морису Шуману
«Последний текст»
Хронология жизни Симоны Вейль
Благодарности
Примечания
Указатель имен
Симона Вейль: усилие воплотиться
Ольга Балла-Гертман говорит с переводчиком Петром Епифановым

Вейль - Формы неявной любви к Богу - QUADRIVIUM
Авторы книжных аннотаций называют Симону Вейль «одной из ведущих интеллектуальных и духовных фигур XX столетия)).
Папа Павел VI упомянул ее в числе духовных писателей, оказавших на него наибольшее влияние, наравне с Паскалем и Жоржем Вернаносом.
В словах папы можно, при желании, увидеть дипломатический прием: в шестидесятые, при начале его понтификата, имя Симоны было в апогее славы среди европейских интеллектуалов и студенчества.
 
Зато Альбер Камю, написав о ней в частном письме: «единственная великая душа нашего временио, был, конечно, далек от намерения сказать что-то на публику.
Но именно по его инициативе вскоре после войны за публикацию сочинений Симоны Вейль, до тех пор никому не известных, взялось крупнейшее французское издательство «Галлимар».
Отношение Камю к Симоне, которую он узнал лишь после ее смерти, было любовью-преклонением рыцаря к Прекрасной Даме; этой любви он не изменил до собственного конца.
 

Симона Вейль - Формы неявной любви к Богу

Пер. с франц. яз., статья и комментарии П. Епифанова
Санкт-Петербург: Издательский проект "Квадривиум", 2017. — 512 с, илл.
ISBN 978-5-7164-0737-4
 

Симона Вейль - Формы неявной любви к Богу - Содержание

П. Епифанов. Хронология жизни Симоны Вейль
П. Епифанов. Невозможность жизни

С.Вейль. Сочинения

Пролог
Из «Тетрадей»
«Илиада», или поэма о силе.
Формы неявной любви к Богу
  • Любовь к ближнему
  • Любовь к красоте мира
  • Любовь к религиозным практикам
  • Дружба
  • Любовь неявная и любовь явная
Любовь к Богу и несчастье
Размышления об использовании учебных занятий в воспитании любви и Богу
Из трактата «Укоренение»<Труд>

Письма

Письмо Жоржу Бернанос
Письма Жану Постернаку
Письма и Антонио Атаресу
Письма к о. Жозефу-Мари Перрену
Письмо к о. Мари-Алену Кутюрье
 
Публикации сочинений Симоны Вейль на русском языке

Вейль - Тяжесть и благодать
Гюстав Тибон (1903-2001) — французский философ-самоучка, сын крестьянина; в юности любитель риска и приключений, на поиски которых он отправляется сначала в Лондон, затем в Италию, страстный почитатель Ницше. После прохождения военной службы в Северной Африке в возрасте двадцати трех лет навсегда возвращается в свою родную деревню Сен-Мишель д’Ардеш, к отцу. Сменив жажду приключений на жажду знаний, он принимается за изучение языков, математики, занимается философией и крестьянским трудом. Встреча с Симоной Вейль, неповторимая гениальность ее мысли стали для него подлинным событием. В 1941 его друг, доминиканский монах отец Перрен, обратился к нему с необычной просьбой. Вот как вспоминает об этом Тибон: «В июне 1941-го я получил от друга-доминиканца, отца Перрена, жившего тогда в Марселе, письмо, которое не сохранилось, но в нем было примерно следующее: “Я познакомился здесь с одной еврейской девушкой, преподавательницей философии, крайне левой активисткой, которую исключили из университета за расовую принадлежность и которая хотела бы какое-то время поработать в деревне сельскохозяйственным рабочим. Такой эксперимент, на мой взгляд, нуждается в контроле, и я был бы счастлив, если бы Вы смогли принять эту девушку у себя”. Мой первый импульс был скорее отрицательный. Затем желание принять предложение друга и не отринуть душу, которую судьба поставила на моем пути, ореол симпатии, окружавший в те дни евреев — из-за тех гонений, мишенью которых они уже начали быть, — и, от этого, некоторая доля любопытства заставили меня пересмотреть это первичное движение»1. Так Симона Вейль появилась на ферме у Гюстава Тибона.
 
Волнения отца Перрена были не напрасны: намечавшийся эксперимент был не первым экспериментом в жизни Симоны Вейль. В 1934, сделав перерыв в своей академической карьере, Симона поступила простой рабочей на завод. Полученное там «клеймо рабства» многому ее научило и стало шагом к христианству. Теперь она решает снова испробовать труд на пределе возможного, проверить себя и почувствовать землю и ищет для этого рабочее место на одной из ферм. Перед отъездом в Сен-Мишель д’Ардеш в одном из писем она так объясняет мотивы сво е го ре ше ния:
 

Симона Вейль - Тяжесть и благодать

М.: Русский путь, 2008. — 266 с.: ил.
ISBN 978-5-85887-271-9
 

Симона Вейль - Тяжесть и благодать - Содержание

  • Н.В. Ликвинцева - «Тяжесть и благодать»: История книги 
  • А.И. Шмаина-Великанова - Воздвижение Креста: Несколько слов о Симоне Вейль
ТЯЖЕСТЬ И БЛАГОДАТЬ
  • Тяжесть и благодать
  • Пустота и компенсация 
  • Приятие пустоты 
  • Отрешенность
  • Воображение, заполняющее пустоту 
  • Отрешение от времени
  • Безобъектное желание 
  • «Я» 
  • Рас-сотворение 
  • Исчезновение 
  • Необходимость и послушание 
  • Иллюзии
  • Идолопоклонство
  • Любовь 
  • Зло 
  • Несчастье 
  • Насилие
  • Крест 
  • Весы и рычаг
  • Невозможное
  • Противоречие 
  • Расстояние между необходимым и благим 
  • Случай
  • Отсутствие того, кого нужно любить
  • Очистительный атеизм 
  • Внимание и воля
  • Дрессировка
  • Разум и благодать
  • Прочтения
  • Перстень Гигеса 
  • Смысл Вселенной
  • Μεταξύ 
  • Красота
  • Алгебра 
  • Социальная азбука
  • Огромный зверь
  • Израиль
  • Социальная гармония
  • Мистика труда
КОММЕНТАРИИ
  • Хроника жизни
  • Указатель имен 

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat Vital