Говение – это момент, когда с обновленной силой и снова, по-новому мы должны задумываться над жизнью и над собой. Над жизнью – какой ее Господь задумал для нас, и над собой – какой мы эту жизнь сделали. В том и заключается покаяние, чтобы как бы измерить расстояние между тем, что задумал Господь, и тем, что мы осуществили; между тем, что нам было дано и что мы использовали или нет, исполнили либо не исполнили. Это надо делать – и не раз в жизни. Мы часто оставляем эту задачу до нашего предсмертного часа, до последней нашей болезни, до момента, когда вдруг обнаружим, что неисцельно больны или что находимся в смертельной опасности. И тогда, перед лицом страха, перед лицом смерти, перед опасностью мы вдруг делаемся по отношению к себе, к жизни, к людям, к Богу – серьезными. Мы перестаем играть в жизнь. Мы перестаем жить так, будто пишем только черновик, который когдато позже – о, много позже! потому что кажется, что времени-то столько впереди – будет превращен во что-то окончательное. И никогда этого не бывает, потому что старость, одряхление тела, ослабление ума, внезапная смерть, обстоятельства застают нас врасплох и уже не дают времени. И очень страшно думать, что может настать момент, когда окажется поздно.
Достоевский в «Братьях Карамазовых» маленькую главу посвятил аду; для него ад – это момент или состояние, когда человек скажет себе: «Поздно! Я прошел мимо всего…; единственное, что было на потребу, единственное, для чего стоило жить, чем стоило жить, я уже больше исполнить не могу; я никому больше не нужен. Было время, когда я мог любить умно, сердечно, творчески; теперь я этого больше сделать не могу; я вошел в вечность, в которой любовь изливается от Бога; моя любовь никому больше не нужна. На земле – да, она была нужна очень многим; очень многим нужно было, чтобы я на них обратил внимание, чтобы я их заметил, чтобы я умел их увидеть глубоким, проницающим взором; чтобы я умел прислушиваться к ним и слышать не только пустые звуки, слова, а то, что за словами кроется: крик, плач, радость или страх живой души перед своей жизнью…» Картина, которую дает Достоевский и которую я сейчас развил – реальна: будет момент, когда пройдет время; будет момент, когда жалеть, творить, активно любить будет уже поздно… Наша любовь, наше творчество, наши мысли и слова уже никому не будут нужны, потому что все мы будем стоять перед Божией любовью, Божией мудростью, и Божией правдой, и Божиим судом.
Вот почему из года в год мы собираемся здесь на однодневное, очень короткое говение, на короткий период, когда всё нам говорит: «Опомнись! Опомнись, пока не поздно; начни жить, пока еще можно жить, пока не остановилось время, пока еще можно творить!» Спаситель нам говорит: Ходите, пока есть свет; когда настанет тьма, уже будет поздно ходить, и некуда, и не будет ни пути, ни дороги… У нас еще есть время, а сколько его – мы не знаем. Сейчас сидим здесь, полные жизни, пусть даже на склоне лет, но живые; одно мгновение – и кто-либо из нас может, внезапно застигнутый смертью, предстать перед Богом. В этом смысле смерть нам напоминает о том, что надо спешить жить со всей глубиной, на которую мы способны.
Митрополит Антоний Сурожский - Радость покаяния
Киев, «Мультимедийное издательство Стрельбицкого»
Митрополит Антоний Сурожский - Радость покаяния - Содержание
- Радость покаяния
- О покаянии
- Об исповеди
- О причащении
- О посте и причащении
- Фрагмент общей исповеди
Митрополит Антоний Сурожский - Может ли еще молиться современный человек?
Киев, «Мультимедийное издательство Стрельбицкого»
Митрополит Антоний Сурожский - Может ли еще молиться современный человек? - Содержание
ЖИЗНЬ И МОЛИТВА – ОДНО
МУЖЕСТВО МОЛИТЬСЯ
БЕСЕДЫ
- О МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ
- ВСЕ ДЕЛО В ВЕРНОСТИ
- ПОПРОБУЕМ МОЛИТЬСЯ БОГУ ИСТИНОЙ
- МОЛИТВА – ВСТРЕЧА
- МОЛИТВА И ВРЕМЯ
- КАК БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ ВДАЛИ ОТ ХРАМА
- МОЖЕТ ЛИ ЕЩЕ МОЛИТЬСЯ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
- РАЗГОВОP О МОЛИТВЕ
- ХРИСТИАНСКАЯ МОЛИТВА СЕГОДНЯ
ПРОПОВЕДИ О МОЛИТВЕ
- ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО
- НАЧАЛО ЛИТУРГИИ
- О НЕУМЕНИИ МОЛИТЬСЯ
- О МОЛИТВЕ
- НЕДЕЛЯ О САМАРЯНКЕ
- ДЕСЯТЬ ПРОКАЖЕННЫХ
- МОЛИТВЕННОЕ МОЛЧАНИЕ
- ИСЦЕЛЕНИЕ СЛУГИ СОТНИКА
- НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА
- В НЕДЕЛЮ О САМАРЯНКЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
- «Как молиться?»
- «Мне мешают молитвенные слова…»
- «Иногда одно слово в молитве поpажает до слез…»
- «Как соотносить Иисусову молитву с молитвенным правилом? Как вообще быть с правилом?»
- «Что пpедставляет собой тайная молитва?..»
- «Как человек убеждается, что он соединен с Богом?..»
- «Для опpеделенного pода мистики хаpактеpна душевная экзальтация. Можно ли усмотpеть в ней «пpелесть» в пpавославном понимании слова?»
- Богооставленность и смерть. Значение богооставленности
- «Впpаве ли человек без конца пpосить помощи у Бога?»
- «Говоpят, что нельзя пpосить Бога беспpеpывно о том же самом…»
- «Как сочетать молитвенную жизнь и деятельность в миру..?»
- «Какова должна быть позиция хpистианина в совpеменном миpе..?»
- Молитва подвижника и молитва общины
- «Бывает, что чисто физически нет возможности молиться дома, негде…»
- Семейная молитва
- «Что вы скажете о совместной молитве в свободной фоpме и обучении молитве в такой фоpме?»
- «Не может ли быть, что у каждого человека <…> есть и свой уникальный путь молиться»
- «Если люди не получают ответа, они пеpестают молиться. Значит, буддисты, магометане получат ответ?..»
- «Может ли молиться неверующий?»
- «Я не понимаю, как молиться за больных…»
- Молитва за усопших
ВЕЧЕРНЯЯ МОЛИТВА
Как пережить смерть близкого и родного человека? Как утешить того, кто остался один? Думая и говоря о смерти, мы приближаемся к самой великой и к самой страшной тайне – тайне конца жизни видимой. Мы знаем, что уход – неизбежен. Что неизбежны утраты. Что в этой жизни мы будем терять. Самых родных и самых близких. И сами уйдем. Мы верим, что кончается лишь жизнь видимая и что у Бога нет мертвых, верим, что наши усопшие – «в месте тихом», и в ясные минуты молитвы чувствуем нездешнюю радость: конца, ухода, смерти – нет; есть иная жизнь, «жизнь бесконечная».
И по нашей неопытности нам порой кажется, что раз мы – православные христиане, и мы верим, что есть иной мир, иная жизнь, то все, что испытывают «обычные» люди, «невоцерковившиеся» – это не совсем «правильно»… Страх, слезы, рыдания? Мы же знаем, что смерть – лишь переход, что там – свет и ликование. И вот мы уже начинаем рассуждать и учить, и удивляться чьему-то безутешному земному горю… Мы делаем все правильно. «Плакать много нельзя – усопшему там будет плохо», – мудро говорим мы. И не плачем. На могилки ходим по «положенным» Родительским субботам – а не когда сердце защемит. А вдруг оно больше и не защемит? Вдруг мы не заметим, как станем не православными, а – правильными? Ведь правильно славить Господа – это значит жить так, как жил Господь и исполнять заповеди Его.
Митрополит Антоний Сурожский - Что делать у постели умирающего - Канон молебный
Православное издательство "Сатисъ", 2005
ISBN 5-7868-0019-9
Митрополит Антоний Сурожский - Что делать у постели умирающего - Канон молебный - Содержание
- Что делать у постели умирающего?
- Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице, Матери Господни, при разлучении души от тела всякого правоверного
- Канон молебный от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати, глас 6-й
Митрополит Антоний Сурожский - Жизнь. Болезнь. Смерть
Киев, «Мультимедийное издательство Стрельбицкого»
Митрополит Антоний Сурожский - Жизнь. Болезнь. Смерть - Содержание
Об авторе
- Пастырь у постели больного
- Смерть
- Память смертная
- Ценность времени
- Личные воспоминания: смерть матери
- Слишком поздно?
- Смерть – отделенность от Бога
- Двойственное отношение
- Еще личные воспоминания
- Смерть отца
- Соприсутствие с умирающим
- Старение
- Жизнь вечная
- Восприятие смерти в детстве
- Насильственная смерть
- Потеря близких
- Собственная осиротелость
- Жизнь усопшего как пример
- Свидетельство нашей жизни
- Путь примирения
- Душа и тело
- Тление
- Целостный человек
- Победа Воскресения
- Отпевание
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: