Изучение общества и культуры в ХХ в. постепенно трансформировалось из академического познания в необходимую компоненту практической деятельности. В настоящее время во всех развитых странах социальные и культурные переменные включаются в структуру выработки и реализации решений, касающихся почти любого из значимых секторов общественной жизни. Современная экономическая политика строится с учетом социокультурного расслоения и групп интересов. В системах производства принимаются во внимание особенности поведения людей, а также влияние межличностных связей на формально-ролевые. В структурах локального управления применяются социальные технологии, связанные с активизацией участия граждан в выработке и реализации решений, имеющих отношение к территории их проживания.
Но не только это. Сегодня в развитых странах любой профессиональный политик или крупный менеджер обязательно изучает в достаточном объеме курс социально-научных дисциплин. Социология, социально-культурная антропология и их производные — урбанистическая социология и антропология, психологическая, политическая антропология и т. п. — все эти науки помогают будущим руководителям понять, в каком обществе, в каком мире они живут, каковы их возможности в отношениях с окружением. Разработка международной политики также базируется сегодня на знаниях об обществах и культурах других стран, о культурных различиях этнических групп в своей стране. Практика показала, что знание культурных различий и умелое использование этих знаний при построении внешней политики повышают эффективность действий более осведомленной стороны.
Такое положение дел вполне естественно. Люди всегда стремятся иметь представление о том, что их окружает, и строить свое поведение в соответствии с этим знанием. Вопрос заключается в том, каково его качество. Большинство людей в этом отношении привыкли руководствоваться личным опытом, включая устный обмен информацией с ближайшим окружением и отрывочные сведения, передаваемые средствами массовых коммуникаций. В развитых и ряде развивающихся стран на уровне государственной образовательной политики считается, что этого не достаточно, и социальные науки включены в программы обязательного массового обучения. В менее развитых странах и в России социальные науки только начинают всерьез осваиваться на уровне профессионалов. Пока даже у них представления об обществе и культуре нечеткие, собственная теоретическая база слабая; терминология только зарождается; данные эмпирических исследований недостоверны. В России доминирует ценность так называемого гуманитарного знания. По сути дела речь идет об описании событий и явлений без их объяснения; об отсутствии ясно сформулированных критериев социальной значимости отбираемых событий; о движении тематики описаний вслед за идеологической конъюнктурой и т. п. Работы такого рода, будучи обращенными в историю, носят характер преданий и мифов, а по отношению к настоящему предстают в форме журнализма. В любом случае они ориентированы на развлечение аудитории и никак не предназначены для обеспечения ее прагматическими, адаптационно целесообразными знаниями.
Орлова Э.А. - Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов
М.: Академический Проект, 2020.— 480 с.— («Gaudeamus»).
ISBN 978-5-8291-3262-0
Орлова Э.А. - Культурная (социальная) антропология – Содержание
Предисловие
ЧАСТЬ I. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ: АНТРОПОЛ1ГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- ГЛАВА 2. СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
ЧАСТЬ II. ОСННВАННЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ФЕНОМЕНОВ
- ГЛАВА 3. ПОРОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ. СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД
ЧАСТЬ III. ДИНАМИЧЕСК0Е КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЛЕ КУЛЬТУРЫ
- ГЛАВА 5. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
- ГЛАВА 6. ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
ЧАСТЬ IV. ИДЕИ ВЕОБРАТПМВСТИ В ОБРАТИМОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
- ГЛАВА 7. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ. ИДЕИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
- ГЛАВА 8. ВОЛНООБРАЗНЫЕ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ
ЧАСТЬ V. СОВРЕМЕННЫЕ ПР0БЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Глава 9. ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ. ПОСТМОДЕРН
- Глава 10. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРНЫХ ЕДИНИЦ
Заключение
Глоссарий
Литература
Моторина Л.Е. - Философская антропология - Учебник для вузов
2е изд. — М.: Академический Проект, 2020. — 270 с. — (Gaudeamus).
ISBN 978-5-8291-3260-6
Моторина Л.Е. - Философская антропология – Содержание
Предисловие
Глава 1. Эволюция философскоантропологической мысли
- § 1. Идея человека в западной традиции
- § 2. Открытие субъективности как метафизическаяпредпосылка антропологий всех видов
- § 3. Антропологическая тема в русской философии
Глава 2. Философская антропология: предметное определение и функции
- § 1. Философская антропология как самостоятельная область знания
- § 2. Философская антропология как мировоззрение
- § 3. Философская антропология как методология
Глава 3. Антропологическая целостность: структура и методы изучения
- § 1. Фундаментальные антропологические константы как регулятивные идеи
- § 2. Системный подход
- § 3. Герменевтика как искусство понимания цельного жизненного опыта человека
Глава 4. Человек в мире
- § 1. Аналитика человеческого бытия в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера
- § 2. Отношение человека к вещам. Предметное бытие
- § 3. Отношение человека к другому человеку.
- § 4. Отношение человека к Абсолюту
Глава 5. Мир человека
- § 1. Индивидуальность как особая форма бытия личности
- § 2. Феномен сознания и его модели
- § 3. «ОбразЯ» и проблема идентичности
- § 4. Человек в поисках смысла. Теория логотерапии
Заключение
Глоссарий
Программа курса «Философская антропология»
Темы контрольных работ и рефератов
Лурье С.В. - Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы - Учебное пособие для вузов
М.: Академический Проект, 2020. — 624 с. —(«Gaudeamus»).
ISBN 978-5-8291-3258-3
Лурье С.В. - Психологическая антропология – Содержание
Введение. Что изучает психологическая антропология?
Раздел 1. История антропологии (1910-1980)
- В поисках «национального характера»
- Франц Боас: начало научного исследования психологических особенностей различных народностей
- Кларк Висслер: попытка противопоставления психологии и этнологии. Понятие врожденной «культурной экипировки»
- Американская историческая школа
- Рут Бенедикт: учение об этосе культуры
- Эдвард Сепир и его последователи: конфигурационизм и лингвистика
- Маргарет Мид: создание эталона полевого исследования
- Бронислав Малиновский: функционализм
- Радклифф-Браун: структурный функционализм
- Теория моделей культуры Альфреда Крёбера
- Культурология Уайта
- Влияние психоанализа на этнологические исследования
- Геза Рохейм: психоаналитик, ставший антропологом
- Первая психоаналитическая концепция в этнологии. А. Кардинер: концепция основной личностной структуры
- Кора Дюбуа и Энтони Уоллес: понятие «модальной личности» и общество как негомогенная структура. (Первый шаг к распределительной модели культуры)
- Кросс-культурная антропология
- Исследования национального характера
- Культуро-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Изучение культуры «на расстоянии»
- Психоанализ и исследования национального характера
- Милфорд Спиро в защиту психоанализа и против культурного детерминизма
- Уэстон Ла Барр: попытка вернуться к конфигурационизму и личностный подход
- Формирование ценностного подхода
- Джон Уайтинг и Ирвин Чайлд: Гипотеза о личностной интеграции культуры
- Девид Макглелланд: мотивационный подход
- Возникновение концепции «картины мира»
- Кризис психологического подхода в этнологии
- Френсис Хсю: подведение итогов. Задачи психологической антропологии
- Джон Хонигман о понятии «культура»: подведение итогов
- Роберт ЛеВин о соотношении культуры и личности: подведение итогов
- Виктор Барнау о понятии «личность»: подведение итогов
- Возникновение когнитивной антропологии
- Зарождение символической антропологии и интерпретационного подхода
- Постмодернистская критика
- Назад к Боасу?
Раздел 2. Современная психологическая и когнитивная антропология и культурная психология (1980-2000)
- Судьба психологической антропологии в наше время
- Психологическая антропология в новом научном контексте
- Что такое культурная психология?
- Российская культурно-историческая школа как основание культурной психологии
- Российская теория деятельности как основание культурной психологии
- Что такое когнитивная антропология?
- Джеффри Уайт: дискурс-центрированный подход
- Теодор Шварц: опытно-процессуальная (дистрибутивная) модель культуры
- Милфорд Спиро: взаимовлияние культуры и психологии
- Роберт ЛеВин: эксплицитная и имплицитная культура
- Джон Ингхейм и антропология личности
- Майкл Коул: культурно-историческая психология
- Ричард Шведер: Интенциональные миры
- Рой Д’Андрад: культурные значимые системы
- Джером Брунер: процессы смыслообразования
- Джеймс Верч: социокультурный подход как вариант культурной психологии
- Б. Рогофф: понятие межсубъективности
- Энн Смолка: конструирование субъекта
- Эдвин Хатчинс: связь между когницией и социокультурным окружением
- Эрнст Бош: культура как поле действия
- Теория схем в когнитивной психологии
- Рональд Кессон: основные понятия современной когнитивной антропологии
- Дороти Рамельхарт о теории схем
- Теория схемы у Джанет Келлер
- Теория схемы у Дороти Холленд
- Представление и когнитивная структура действия
- От теории «схемы» к теории «сценария»
- Когнитивное развитие
- Концепция когнитивной деятельности Джерри Фодора
- Уильям Гадиланст и социальная когниция
- Бредд Шоур: культурное познание. Пример нового антропологического синтеза
- Психоаналитическая антропология
- Антропология эмоций
- Антропология self
- Эволюционистский подход в психологической антропологии
Заключение. Психологическая антропология как наука о культурной самоорганизации. От психологической антропологии к исторической этнологии
Барулин, В.С. - Социально-философская антропология - Человеки общественный мир
М.: Академический Проект, 2020. — 600 с. — (Gaudeamus).
ISBN 978-5-8291-3248-4
Барулин, В.С. - Социально-философская антропология – Содержание
Введение
- ГЛАВА 1. Человек и общественный мир в различных течениях мировой духовной философской культуры
- ГЛАВА 2. Человек и общественный мир: от «горизонтально-плоскостной» к «вертикально-уровневой» методологии
- ГЛАВА 3. Абстрактно-субстанциальный человек и социум. Первая сопряженность человека и общественного мира
- ГЛАВА 4. Социолого-функциональный человек и системно-целостный универсум. Вторая сопряженность человека и общественного мира
- ГЛАВА 5. Экзистенциально-индивидуальный человек и социомикромиры повседнеоности. Третья сопряженность человека и общественного мира
- ГЛАВА 6. Человек как целостность и ее грани
- ГЛАВА 7. Человек и общественный мир как система
Заключение. Законы социально-философской антропологии
Приложения
Избранная библиография трудов П.С. Барулина
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Оу, учебники высшей школы -