Брайдотти - Постчеловек

Рози Брайдотти - Постчеловек
Не все среди нас могут с определенной уверенностью сказать, что мы всегда были людьми или что мы только лишь люди. Некоторые из нас даже сейчас не считаются полноценными людьми, не говоря о других периодах социальной, политической и научной истории Запада — уж точно, если под «человеком» мы подразумеваем то существо, знакомое нам благодаря наследию эпохи Просвещения: «картезианский субъект cogito, кантианское „сообщество всех разумных существ“ или, говоря более социологическим языком, субъект как гражданин, носитель прав, обладатель имущества, и так далее» [Wolfe, 2010a]. И все же вокруг этого термина царит широкий консенсус, и он кажется нам настолько привычным понятием, насколько мы уверены в том, что оно сформулировано исходя из здравого смысла. Мы утверждаем нашу принадлежность к своему виду как будто бы она была фактом, данностью — настолько, что именно для Человека было создано фундаментальное понятие Прав. Но так ли это?
 
Тогда как консервативные и религиозные силы в обществе сегодня зачастую хотят заново вписать человека в парадигму естественного права, само понятие человека разрушилось в результате двойного удара со стороны достижений современной науки и глобальных экономических вопросов. Вслед за постмодерным, посткоммунистическим и даже более спорным постфеминистским состоянием мы, по-видимому, теперь оказались в состоянии постчеловеческом. Постчеловеческое состояние вовсе не является энной вариацией в ряду приставок, которое может показаться как бесконечным, так и в некотором роде произвольным. Оно производит качественный сдвиг в нашем мышлении о том, что именно является базовой единицей в отношении нашего вида, нашего государственного устройства и нашего отношения к другим обитателям этой планеты. Это состояние поднимает серьезные вопросы касательно самой структуры нашей общей идентичности как людей среди сложных переплетений современной науки, политики и международных отношений. Дискурсы и репрезентации нечеловеческого, античеловеческого, бесчеловечного и постчеловеческого множатся и пересекаются в современном глобализованном и высокотехнологичном обществе.
 
Дискуссии в мире культуры охватывают все: от конкретных разговоров в деловых кругах о робототехнике, технологиях протезирования, нейронауке и биогенетическом капитале до обсуждения расплывчатых нью-эйдж образов трансгуманизма и техно-трансценденции. Проблема улучшения природы человека находится в самом центре этих дискуссий. В мире науки, с другой стороны, постчеловеческое либо активно преподносят как следующий рубеж критической и культурной теории, либо его избегают как последнее в серии надоевших «пост»-поветрий. Постчеловеческое вызывает оптимизм, но также и опасения [Habermas, 2003; Хабермас, 2002] относительно высокого риска смещения Человека, некогда меры всех вещей, с центральных позиций. Также широко распространено беспокойство, вызванное утратой значения и господства со стороны доминирующего представления о человеческом субъекте и сосредоточенной на нем сферы исследований — гуманитарных науках.
 

Рози Брайдотти - Постчеловек

Москва : Издательство Института Гайдара, 2021. — 408 с. — (Библиотека журнала «Логос»). 
ISBN 978-5-93255-619-1

 

Рози Брайдотти - Постчеловек - Содержание
Введение 
Глава 1. Постгуманизм: Жизнь по ту сторону Я 
  • Антигуманизм 
  • Смерть мужчины, деконструкция женщины 
  • Постсекулярный поворот 
  • Постгуманистический вызов 
  • Критический постгуманизм 
  • Заключение 
Глава 2. Постантропоцентризм: жизнь по ту сторону биологического вида 
  • Глобальные риски 
  • Постчеловеческое как становление-животным
  • Компенсаторный гуманизм 
  • Постчеловеческое как становление-землей 
  • Постчеловеческое как становление-машиной 
  • Различие как принцип Не-Единого 
  • Заключение 
Глава 3. Бесчеловечное.
  • Жизнь по ту сторону смерти 
  • Способы умирания 
  • По ту сторону биополитики 
  • Патологоанатомическая социальная теория
  • Постгуманистическая теория смерти 
  • Смерть субъекта 
  • Становление-неощутимым 
  • Заключение. О постгуманистической этике 
Глава 4. Постчеловеческие гуманитарные науки.
  • Жизнь по ту сторону теории 
  • Институционализированные паттерны диссонанса 
  • Гуманитарные науки в XXI веке 
  • Постгуманистическая критическая теория 
  • «Истинный» субъект гуманитарных наук — не «Человек» 
  • Глобальный «мульти»-верситет 333
Заключение 
  • Постчеловеческая субъективность 
  • Постчеловеческая этика
  • Утверждающая политика 
  • Постчеловеческое, слишком человеческое
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя brat Aleksey