Дмитрий Никулин - Метафизика и этика - Сравнительно-критический анализ основоположений теоретической и практической философии античности и Нового времени
Дмитрий Никулин - Метафизика и этика - Сравнительно-критический анализ основоположений теоретической и практической философии античности и Нового времени - Содержание
- Введение
-
МЕТАФИЗИКА
- Бытие и Благо
- Основные категории
- Созерцание и конструирование. Принцип verum factum
- Число и величина
- Разум. Структура познавательных способностей
- Природа и искусство. Иерархия наук
- Космос и вселенная
-
ЭТИКА
- Теоретический и практический разум
- Принцип verum factum и моральный закон
- Телеологическая и деонтологическая этика
- Благо и долг
- Добродетель и счастье
- Зло и смерть
- Свобода
- П. П. Гайденко. Метафизика бытия и метафизика свободы
Дмитрий Никулин - Метафизика и этика - Сравнительно-критический анализ основоположений теоретической и практической философии античности и Нового времени - Введение
При сравнительном анализе, к сожалению, никогда не удается избежать упрощения и некоторой схематизации, поскольку эмпирическая действительность многообразна, а стоящее за ней просто и может быть выражено в нескольких основоположениях: надо знать не многое и сложное, но главное и простое. Разумеется, в пределах каждого периода мы сталкиваемся с крайним многообразием и пестротой мнений и взглядов, зачастую противоречащих друг другу. И тем не менее я полагаю возможным говорить об исторически оформленном типе миросозерцания как едином, чьи основоположения так или иначе всегда различимы в полифоническом звучании современных ему философских и научных учений, в произведениях искусства, в любом артефакте.
Между тем подобное исследование имеет и историческую размерность. История предполагает телеологический процесс развертывания разума. Историцизм же всегда идет рука об руку с релятивизмом, ибо что значит, что у разума есть история? Последовательное прохождение разумом ряда исторических воплощений или превращений — или же смену рациональных парадигм, вполне самостоятельных и взаимно независимых? И кроме того, постоянно является соблазн все обнаруживаемые основоположения и закономерности объявлять только исторически оправдываемыми и лишь таким образом отбираемыми. Между тем, на историю можно смотреть и как на процесс воплощения самостоятельных идеальных телосов-целей. Именно поэтому я старался больше внимания уделять не самой стихии исторического, но держащим его как целое внеисторическим основаниям исторического типа миросозерцания.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Большое спасибо!!!
спасибо