Ранневизантийская эпоха, охватывающая период с IV по VI в., стала во многом определяющей для становления и первоначального развития отношений Церкви и позднеримского государства. При этом Восточно-Римская империя превращалась в специфическое ранневизантийское государство, отличавшееся во многом от традиционной древнеримской общественной организации. Именно в указанное время формировались и определялись будущие принципы и парадигмы церковно-государственных отношений, которые затем повлияли на становление этих отношений в раннесредневековых варварских королевствах.
Начиная с 313 г., когда был подписан Медиоланский эдикт, а точнее даже раньше, с момента издания Никомедийского эдикта Галерия о веротерпимости, римская императорская власть встала на путь христианизации. Римское общество, постепенно воцерковляясь, вовлекало в этот процесс высшие сословия империи: патрициев, всадников, куриалов. Эти сословия в лице представителей государственной элиты в свою очередь проявляли стремление активно утверждать свой авторитет в вопросах веры, тем самым подчеркивая свой особый статус в религиозной жизни подданных. Со своей стороны и Церковь, перестав быть недозволенной религиозной коллегией (collegium illicitит), постепенно осознавала свою новую историческую роль господствующей религиозной организации и старалась выработать отношений с государством, еще вчера языческим.
Эти принципы были основаны на столпах евангельской истины и церковного предания, которые должны были определять основы кодифицированного церковного, канонического, права. Логика отношений Церкви и государства, проявившаяся в ранневизантийскую эпоху, в определенном смысле повлияла на средневековую правовую теорию.
Андрей Митрофанов - Церковное право и его кодификация в период раннего средневековья (IV-XI в.)
Издательство Крутицкого подворья
Общество любителей церковной истории Москва, 2010 - 426 с.
Серия «Материалы по истории Церкви», Книга 45
ISSN 1728-0168
Андрей Митрофанов - Церковное право и его кодификация в период раннего средневековья (IV-XI в.) - Содержание
От издательства
Предисловие автора
Введение
- Церковно-юридическая (каноническая) литература до «псевдо-исидоровского» периода и динамика ее развития (IV—VIII вв.)
- Научная традиция изучения церковно-юридической литературы раннего Средневековья
- Развитие идеи первенства Римского епископа в ранневизантийскую эпоху и «геласиевская» экклесиология
- Папа Геласий (492-496) и проблема рецепции римского церковного права
- Древнейшие сборники церковного права в ранневизантийскую эпоху и «Квеснеллово собрание»
- Динамика церковно-государственных отношений в IV-V вв. и их значение для «геласиевского возрождения»
- Влияние «геласиевского возрождения» на эволюцию римского церковного права
- Итоги кодификации церковного права в постисидоровский период: « Собрание канонов » Ансельма Луканского
- Римское церковное право и византийский «Номоканон»
- Заключение. Историческое и правовое значение кодификации церковного права в раннее Средневековье
Приложение. «Кодекс канонов вселенской церкви» или Collectio Quesnelliana
Рекомендованная литература
Résumé
Указатель имен
Андрей Митрофанов - Церковное право и его кодификация в период раннего средневековья (IV-XI в.) - Предисловие автора
Церковное право представляется чрезвычайно важной сферой юридического, исторического и богословского знания. Еще св. Феодор Студит приравнивал каноны к догматам, поскольку в идеале предназначение канонов (церковных правил), состоит в выражении догматического содержания веры в практической повседневной жизни христианина. Вместе с тем, христианская Церковь с первых веков своей истории провозглашала устами апостола Павла, что оправдание, т. е. вечное спасение не может быть даровано соблюдением религиозного закона. Легализация христианской Церкви в начале IV в. означала скорую христианизацию древнеримского общества, т. е. всего цивилизованного мира.
Этот процесс означал превращение Церкви в активную социальную силу. Последнее обстоятельство стимулировало адаптацию институтов классического римского права церковной организацией. Именно каноническое право стало в итоге мощным цивилизаторским фактором в Средние века, при помощи которого на просторах Европы и Ближнего Востока распространялось Евангелие, христианские общины и принципы общественной жизни, унаследованные от античной цивилизации. Наряду с этим, культурное и этническое размежевание греков, составлявших большинство населения Восточной Римской империи, и романского населения бывшей ее западной части отразилось на отношениях поместных церквей, на их правовой эволюции и, увы, даже на развитии богословской мысли.
Настоящий труд представляет собой попытку обзора и исследования основных этапов кодификации церковного права в период IV-XI вв. Разумеется, изучению раннесредневекового церковного права можно посвятить всю жизнь. Поэтому в настоящей работе мы останавливались прежде всего на самых главных канонических сборниках, наиболее ярко отражающих эволюцию церковной организации на латинском Западе и византийском Востоке. Главной темой настоящей книги можно считать изучение формирования Корпуса канонического права Римской церкви и достаточно общее сравнение его методологических принципов с аналогичными принципами византийского Номоканона. С целью адекватного раскрытия настоящей темы, мы предлагаем читателю анализ рукописной традиции и критическое издание документальной базы кодекса канонов Римской церкви конца V в., впервые открытого священником-ораторианцем Паскалем Квеснеллом в 1675 г. Исследовав списки указанного кодекса, мы остановились на критическом издании его титулов, а также тех его документов, которые формировали ядро архива Римской церкви в конце IV в.
Решение подобной задачи представляется особенно значимым в силу определенного обстоятельства. «Квеснеллово собрание», появившееся почти за век до первого дошедшего до нас византийского «Номоканона L титулов», было последний раз издано полностью по крайне ограниченному числу рукописей в середине XVIII в. При этом современные методы текстологических исследований и сравнений списков памятника применялись учеными лишь при издании отдельных его фрагментов, как правило в составе других более крупных источников (издания К.Х. Турнера, Ш. Мунье). В настоящей работе мы останавливаемся на проблеме влияния «Квеснеллова собрания» на последующую традицию церковного права Римской церкви вплоть до «Собрания канонов» Ансельма Луканского (XI в.). Особое внимание в работе уделено принципам формирования основных латинских канонических сборников VII-XIbb., главным образом «Испанского Собрания» и «Собрания канонов» Ансельма. Смеем надеяться, что настоящий труд поможет благорасположенному читателю разобраться в принципах кодификации церковного права в раннее Средневековье и хотя бы отчасти приблизиться к разгадке подлинных причин Великой схизмы 1054 г.
Лувен, 12 августа 2010 г., День Святого Иоанна Воина
История канонического права и его развитие в средневековую эпоху, вне всякого сомнения, представляет интерес не только с историко-правовой, но, прежде всего, с культурно-исторической и религиозной точек зрения. Сопоставление церковных канонов, вырабатывавшихся в различные периоды истории христианской Церкви — прежде всего на переломных этапах ее истории, — во многом позволяет приблизиться к пониманию внутреннего содержания канонического права и его духовно-религиозного предназначения.
В эпоху иконоборчества некоторые православные писатели размышляли о том, что каноны Кафолической Церкви обладают той же ценностью для христиан, что и догматы, принятые на Вселенских Соборах. Эта мысль находила свое обоснование в том, что предназначение канонов — воплощать догматическое содержание православной веры в практической повседневной жизни каждого христианина. Подобная точка зрения на природу канонов, при том значительном влиянии, которое оказала на православное богословие римская юридическая традиция в эпоху императора Юстиниана, скорее всего, уходила своими корнями в эпоху эллинизма. Несмотря на скудость наших знаний о юридическом строе греческих монархий в эпоху эллинизма, существует вероятность того, что правовая система некоторых из этих монархий, например, религиозно-правовая система державы Селевкидов или Греко-Бактрийского царства, испытала известное влияние иранской религии. Примером подобного влияния может быть традиция обожествления царей в государстве Селевкидов. Зороастрийские храмы соседствовали там с греко-македонскими святилищами Зевса Боттея. Антиох I Великий отдавал приказы своей армии справлять «персидские праздники»[1]. В зороастризме откровения пророка Заратуштры, изложенные в Гатах — специальных гимнах в честь Ахурама-зды, - в недрах авестийского канона приобретали характер практического императива, воплотившегося в кодексе ритуальных предписаний Видевдате. И хотя канон Авесты в том виде, в котором он дошел до наших дней, сформировался сравнительно поздно - в эпоху парфянского царя Вологеза (I в. по P. X.)[2], по самым ранним датировкам, — влияние иранских религиозных воззрений на греческую религиозную мысль, причем не только на языческую, но также и на христианскую, представляется доказанным фактом[3]. Однако юридизм религиозной мысли, предполагавший сакрализацию закона, вступал в очевидное противоречие с богословской системой апостола Павла, учившего о том, что оправдание не может быть достигнуто внешним соблюдением религиозного закона. Подобное противоречие было предметом критических размышлений многочисленных христианских канонистов в эпоху средневековья.
Андрей Юрьевич Митрофанов - Очерки из истории канонического права XI-XII вв. - Ансельм Луккский, Феодор Вальсамон, Нерсес Лампронский : монография
Санкт-Петербургская духовная академия.
СПб. Изд-во СПбПДА, 2018. - 192 с.: ил.
(История Церкви).
ISBN 978-5-906627-46-9
Андрей Юрьевич Митрофанов - Очерки из истории канонического права XI-XII вв. - Ансельм Луккский, Феодор Вальсамон, Нерсес Лампронский : монография - Содержание
Предисловие
- Ансельм Луккский
- Феодор Вальсамон
- Нерсес Лампронский
Заключение
Список литературы
Император Алексей I Комнин (1081-1118) вошел в историю как один из самых знаменитых и ярких византийских императоров во многом благодаря бессмертному сочинению своей дочери принцессы Анны (1083-1154/55). Анна Комнина написала во второй половине 1140-х годов, в возрасте шестидесяти с лишним лет, «Алексиаду», которая стала признанной классикой византийской литературы. Как отмечал Я. Н. Любарский — переводчик и исследователь «Алексиады», в произведении Анны Комниной сочетаются как «либеральные тенденции», характерные для византийской литературы XI века — в частности, для «Хронографии» Михаила Пселла, — так и репрессивный дух своего времени, наиболее соответствующий литературным судьбам героев «Илиады». Карл Крумбахер далеко не случайно признавал «Алексиаду» лучшим историческим повествованием, которое оставило нам Средневековье. Великая эпоха породила великую литературную панораму, в которой отразилось драматическое время императора Алексея и его сподвижников. Алексей Комнин привлекал к себе не только внимание современников, но также вызывал интерес европейских писателей в Новое время, пусть даже интерес этот носил на себе отпечаток негативного отношения к нему, унаследованного от франкских хронистов эпохи Первого Крестового похода, таких как Альберт Ахенский, Эккехард фон Аура и Ордерик Виталий. Достаточно вспомнить о том, что Алексей и его талантливая дочь принцесса Анна стали персонажами романа «Граф Роберт Парижский», написанного сэром Вальтером Скоттом, который, к сожалению, воспринимал византийскую историю сквозь мутное стекло Гиббоновского пасквиля.
Андрей Юрьевич Митрофанов - Император Алексей I Комнин и его стратегия : монография
СПб. : Изд-во СПбПДА, 2020. - 280 с.
ISBN 978-5-906627-76-6
Андрей Юрьевич Митрофанов - Император Алексей I Комнин и его стратегия : монография - Содержание
Введение
Анна Комнина
Происхождение сельджуков
Роман Диоген
Потеря Анатолии
Гражданские войны 1073-1081 гг.
Роберт Гвискар и Византия
Армии немецких рыцарей и французских норманнов
Византийская армия
Варяжская гвардия
Харальд Гардрада
Боевой путь варяжской гвардии после Харальда
Прочие подразделения византийской армии
Война с норманнами
Сельджукская армия
Печенежские дружины
Война с сельджуками
Война с печенегами
Сербы, Лже-Диоген и война с половцами
Алексей и крестоносцы
Война с Боэмундом
Был ли Алексей Комнин униатом?
Анна Комнина и Иоанн I Цимисхий
Кончина Алексея Комнина
Заключение
Источники и библиография
Изучение церковно-исторической традиции неизбежно призывает любого исследователя искать взаимосвязь между различными событиями или явлениями церковной истории, с одной стороны, и вехами исторического развития христианского общества с другой.
В связи с этим чрезвычайно важным представляется выявление того, каким образом происходило видимое выражение церковной жизни для внешнего общества, как Церковь воздействовала на внешний мир? Этот вопрос стал в свое время сложной богословской проблемой, которую в полной мере разрешил выдающийся православный богослов XX в. протопресвитер Николай Афанасьев, утверждавший: «Церковное собрание было самым значительным и необходимым выражением церковной жизни древнего христианства».
Андрей Юрьевич Митрофанов - История церковных соборов в Италии - IV-V века
Крутицкое Патриаршее подворье Общество любителей церковной истории Москва 2006
ISSN 1728-0168
Андрей Юрьевич Митрофанов - История церковных соборов в Италии - IV-V века - Содержание
Предисловие
Введение
- Италийские соборы IV—Vbb. и церковно-историческая традиция
- Понятие «Соборность» и италийские соборы IV—V вв
- «Силлабус» и хронология италийских соборов IV-V вв
- Основные этапы соборного движения в Италии IV-V вв
- Италийские соборы IV—Vвв., и их характеристика
- Основные этапы становления историографии италийских соборов IV—V вв
Глава I. Италийские соборы периода борьбы св. Афанасия Александрийского против арианства
- Римский собор 340 г
- Документы Медиоланских соборов 22 июня 346 г. и 17 июня 348 г
- О деяниях Медиоланских соборов 345/346 и 347/348 гг
- Документы Медиоланского собора, лето 355 г
- О деяниях Медиоланского собора 355 г
- Документы Ариминского собора, июль 359 — начало 360 г
- О деяниях Ариминского собора
- Итоги италийских соборов 340—359 гг
Глава II. Италийские соборы в эпохуmсв. Амвросия Медиоланского
- Римские соборы папы Дамаса 366—376 гг
- Медиоланский собор, около 380 г
- О деяниях Медиоланского собора 380 г.
- Деяния Аквилейского собора 3 сентября 381 г
- О деяниях Аквилейского собора
- Капуанский синод, первые месяцы 392 г.
- О деяниях Капуанского синода
- Медиоланский собор, начало 393 г
- О деяниях Медиоланского собора 393 г
- Тавринский собор 22 сентября 398 г
- О деяниях Тавринского собора
- Итоги италийских соборов 366—398 гг
Глава III. Италийские соборы в эпоху возвышения Римских епископов
- Италийские соборы в период упадка соборного движения (406—449)
- Медиоланский собор 451 г
- О деяниях Медиоланского собора 451 г
- Римский собор 17 ноября 465 г
- О деяниях Римского собора 465 г
- Римские соборы в период усиления папской администрации (483—495)
- Римский синод 1 марта 499 г
- О деяниях Римских синодов в период лаврентиевской смуты (499—502)
- Итоги италийских соборов V в
Заключение. Церковно-историческое значение италийских соборов IV—V вв
- Приложение I Каталоги епископов важнейших городов. Императоры и преемственность власти в IV—V вв
- Приложение II Государственные чиновники, упомянутые в деяниях италийских соборов IV—V вв
- Приложение III Соотношение чинов и титулов по закону императора Валентиниана I от 5 июля 372 г
Сокращения
Источники
Историография
Указатель русских имен
Указатель латинских имей
Summarium
От автора
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: