Пастуро - Символическая история европейского средневековья

Мишель Пастуро - Символическая история европейского средневековья
Символ как способ мышления и восприятия настолько привычен для средневековых авторов, что они практически не ощущают необходимости предупреждать читателей о своих семантических и дидактических намерениях или в обязательном порядке объяснять употребляемые слова. При этом латинская лексика, определяющая понятие символа, весьма богата и необычайно точна; и это характерно как для сочинений святого Августина, отца всей средневековой символики, так и для сочинений менее значительных авторов, например, энциклопедистов XIII века или составителей сборников exempla, адресованных проповедникам.
 
Именно с лексикой связаны первые трудности, которые встают перед историком при изучении средневекового символа. Современные европейские языки — в том числе немецкий, самый продуктивный в плане словообразования, — не располагают терминологическим инструментарием, способным с точностью передать все разнообразие и все тонкости средневековой латинской лексики, определяющей или актуализирующей символ. Когда латинский автор поочередно использует в одном и том же тексте слова Signum, figura, exemplum, memoria, similitudo — которые на современный французский можно перевести как symbole («символ») — то он делает это не случайно, напротив, он тщательно подбирает слово: ведь у каждого есть свой отличительный оттенок. Это устойчивые термины, обладающие широким и усложненным семантическим полем и потому не поддающиеся точному переводу; при этом они ни в коей мере не являются взаимозаменяемыми. Сходным образом латинские глаголы denotare, depingere, figurare, monstrare, repraesentare, significare с общим смысловым полем «означать» не являются ни эквивалентами, ни синонимами; напротив, предпочтение того или иного глагола говорит о продуманном и сознательном выборе, наиболее точно выражающем мысль автора. Если, подчеркивая символическое значение того или иного животного или растения, автор говорит quod significat, то это не будет эквивалентно qiod représentât, a последнее не будет являться точным синонимом quod figurât.
 
Такое языковое и лексическое разнообразие уже само по себе исторически значимо. Оно говорит о том, что символ в средневековой культуре является частью базового ментального инструментария: он имеет разнообразные формы выражения, охватывает различные смысловые уровни и проникает во все сферы интеллектуальной, общественной и религиозной жизни, включая этические представления. Вместе с тем это разнообразие объясняет, почему понятие символа не поддается никаким обобщениям, никаким упрощениям, и даже анализу. Символ всегда двойственен, поливалентен, изменчив; он не ограничен в своих проявлениях. К тому же он может быть выражен не только в словах и текстах, но также в изображениях, предметах, 
жестах, ритуалах, верованиях, поступках. Изучение символа тем более затруднительно, что далеко не все сферы его функционирования, не вся многообразность и многосторонность модусов смыслопорождения стали предметом осмысления для самих средневековых авторов, включая самых выдающихся. Кроме того, мы имеем дело с историческим объектом, при изучении которого историка, работающего то с одним, то с другим источником, на каждом шагу подстерегает опасность анахронизма. Наконец, сама попытка предпринять подобное исследование зачастую означает, что символ рискует в значительной степени утратить свое аффективное, эстетическое, поэтическое или онирическое наполнение, за счет которого он главным образом и способен реализоваться и эффективно функционировать. 
 

Мишель Пастуро - Символическая история европейского средневековья 

СПб.: «Александрия», 2012. — 448 с, илл. 
ISBN 978-5-903445-21-9 
 

Мишель Пастуро - Символическая история европейского средневековья - Содержание

Глава 1. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ СИМВОЛ
  • Воображаемое как часть реальности 
  • Конструирование истории 
  • Этимология 
  • Аналогия 
  • Отклонение, часть и целое  
  • Модусы смыслопорождения  
Глава 2. ЖИВОТНОЕ 
  • Судебные процессы над животными 
  • Образцовое правосудие? 
  • Отношение к животным в христианском Средневековье 
  • Фалезская свинья 
  • Историография, не оправдавшая ожиданий 
  • Типология процессов 
  • Почему так часто судят свиней?
  • Душа животного 
  • Справедливое правосудие 
  • Коронование льва 
  • Как в средневековом бестиарии появился царь зверей 
  • Лев вездесущий  
  • Геральдическая фауна 
  • Тройное наследство
  • Рождение леопарда
  • Ноев ковчег 
  • Свержение медведя 
  • Охота на кабана 
  • Как королевская дичь стала нечистым животным: история переоценки 
  • Римская охота 
  • Книги о псовой охоте 
  • От кинегетических сочиненийк архивным документам 
  • Кабан, дьявольский зверь 
  • Олень, животное Христа 
  • Охота и церковь 
Глава 3. РАСТЕНИЕ 
  • Свойства дерева 
  • К символической истории материалов  
  • Живой материал 
  • Материя par excellence 
  • Лесоруб и угольщик 
  • Топор и пила 
  • Благотворные деревья  
  • Пагубные деревья 
  • Цветок для короля 
  • Вехи средневековой истории геральдической лилии ... 
  • Цветок Богородицы 
  • Королевский цветок 
  • Космический узор  
  • Цветок для всех  
  • Растительная монархия 
Глава 4. ЦВЕТ 
  • Увидеть цвета Средневековья 
  • Возможна ли история цвета? 
  • Источниковедческие трудности 
  • Методологические трудности 
  • Эпистемологические трудности  
  • Работа историка 
  • Научные спекуляции 
  • Социальные практики  
  • Цвета повседневной жизни 
  • Рождение черно-белого мира  
  • Церковь и цвет: от истоков до Реформации 
  • Свет или материя? 
  • Средневековая церковь, храм цвета 
  • Литургия цвета 
  • Одежда: от символа к эмблеме  
  • Добропорядочный цвет: черный 
  • «Цветоборчество» Реформации 
  • Средневековые красильщики  
  • Социальная история нечестивого ремесла  
  • Разобщенные и неуживчивые ремесленники 
  • Запрет на смешивание красок 
  • Рецептурные сборники 
  • Трудности красильного ремесла 
  • Желтый 
  • Недостойное ремесло  
  • Свидетельства лексики 
  • Иисус в мастерской красильщика  
  • Рыжий 
  • Средневековая иконография Иуды 
  • Иуда и другие 
  • Цвет инаковости 
  • Красный, желтый и пятнистый 
  • Все левши — рыжие 
Глава 5. ГЕРАЛЬДИКА 
  • Рождение гербов 
  • От идентичности индивидуальной к идентичности семейной 
  • Проблема происхождения 
  • Проблема датировки 
  • Выражение идентичности
  • Распространение в обществе 
  • Фигуры и цвета 
  • Бризуры и говорящие гербы  
  • Язык геральдики
  • От щита к нашлемнику 
  • Мифология родства
  • От герба к флагу  
  • Средневековое происхождение национальных эмблем. . 
  • Недоизученный объект истории 
  • От объекта к изображению 
  • Долгая история 
  • Бретонский пример
  • Когда эмблема формирует нацию 
  • Европейский код планетарного масштаба 
  • Как рождаются флаги 
  • Государство или нация? 
Глава 6. ИГРА 
  • Появление шахматв Западной Европе 
  • История непростой аккультурации 
  • Игра, пришедшая с Востока  
  • Шахматы и церковь 
  • Благородная кость, живой материал 
  • Переосмысление фигур и шахматной партии. . . . 
  • От красного к черному 
  • Бесконечная структура 
  • Игра воображения 
  • Играя в короля Артура 
  • Литературная антропонимика и рыцарская идеология. . 
  • Литература воинских ценностей 
  • От литературных имен к именам реальным .... 
  • Артуровские ритуалы 
  • Тристан, любимый герой 
  • Идеология имени 
Глава 7. ЭХО ТРАДИЦИИ 
  • Бестиарий Лафонтена 
  • Гербовник поэта XVII века 
  • Знакомый бестиарий 
  • Литературный гербовник 
  • Эмблематические животные 
  • Геральдика басни 
  • Черное солнце меланхолии  
  • Средневековая иконография глазами Нерваля 
  • Прославленная рукопись 
  • Черное солнце 
  • Брожение поэтической мысли
  • Открытое произведение 
  • El Desdichado 
  • Средневековье «Айвенго» 
  • Бестселлер эпохи романтизма 
  • Невероятный успех на книжном рынке 
  • От истории к роману и обратно 
  • Образцовое Средневековье
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Aleksey