Усков - Христианство и монашество в западной Европе

Усков - Христианство и монашество в западной Европе
В отечественной историографии практически полностью неизученной остается история средневекового западноевропейского монашества и Церкви — тематика, которая на протяжении десятилетий находилась на периферии исторического знания в нашей стране, что не только обедняло и искажало картину средневековой истории Западной Европы, но и предопределило весьма скромный уровень общих знаний по истории католической Церкви.
 
Состояние отечественной науки контрастирует с усилившимся в XX в. интересом зарубежной историографии к средневековому монашеству, все более глубоким осознанием той существенной роли в религиозной, церковной, социальной, экономической и политической истории, в истории культуры, которую играло монашество, являясь в целом одним из системообразующих факторов средневековой европейской цивилизации.
 
Однако чем отчетливее вырисовывалось многообразие влияний монашества на «мир», тем с большим трудом исследователям удавалось примирить историческое значение монашества с его аскетическими истоками — изначальной враждебностью обществу и культуре, стремлением монахов к стяжанию прежде всего личного спасения. 
 

Николай Усков -  Христианство  и  монашество  в  Западной  Европе  раннего  Средневековья - Германские  земли  II/III  - середины  XI  века

 
СПб.: Алетейя,  2001.  —  506  с.
ISBN  5-89329-409-2
 

Николай Усков -  Христианство  и  монашество  в  Западной  Европе  раннего  Средневековья - Германские  земли  II/III  - середины  XI  века - Содержание

 
Предисловие
Введение    
 1.     Проблема  метода     
 1.1.     Цель  исследования     
 2.     Географические  и  хронологические  рамки     
 3.     Историография     
 3.1.     Отечественная  историография     
 3.2.     Зарубежная  историография     
 4.     Проблемы,  задачи,  структура  исследования     
 5.     Источники     

 Часть  I.  Распространение  христианства  и  монашества  в Германии  (Il/lII—VIII  вв.)     

 Глава  1.  Монашество  на  рубеже  поздней  античности и  раннего  средневековья     
 1.     Переход  от  раннехристианской  аскезы  к  монашеству     
 2.     Древнегалльское  монашество     
 3.     Христианство  и  монашество  в  римской  Германии     
 Глава  2.  Монахи  или  каноники?     
 1.     «Симбиоз  монашества  и  клира»     
 2.     «Монастыри»  в  Германии  в  V  -  первой  половине  VIII  в     
 Глава  3.  Ирландские  «странники»     
 1.     Значение  деятельности  св.  Колумбана     
 2.     Влияние  ирландских  монахов  в  Австразии     
 3.     Ирландцы  в  Алеманнии     
 4.     Ирландцы  в  Баварии     
 5.     Ирландцы  во  Франконии,  Гессене  и  Тюрингии     
 6.     Проблема  св.  Пирмина     
 Глава  4.  Англосаксонские  монахи-миссионеры     
 1.     Миссионерство,  peregrinatio,  паломничество     
 2.     Устав  св.  Бенедикта  в  Англии     
 3.     Типология  англосаксонских  монастырей  в  Германии     
 3.1.     Монастыри  нортумбрийцев     
 3.2.     «Труд  слова»  и  «общинная  жизнь»     
 3.3.     Монастыри  Виллибальда  и  Виннебальда     
 3.4.     Проблема  основания  Фульды     
 3.5.     Монастыри  Лула     
 3.6.     Казус  Зольнхофена     
 3.7.     Женские  монастыри     

 Часть  II.  Монастыри,  монахи  и  реформы (IX  —  первая  половина  XI  в.)     

 Глава  1.  Самосознание  имперского  аббатства Санкт-Галлен     
 1.     К  постановке  проблемы     
 2.     Санкт-галленская  мифология  «святого  места»     
 2.1.     Монастырский  патриотизм     
 2.2.     Выбор  места  для  основания  монастыря     
 2.3.     Святые  и  монахи     
 3.     Монастырь  и  реформы     
 3.1.     «Школа  человеческих  добродетелей»     
 3.2.     «Обычай  места»  и  правовой  статус  монастыря: постановка  проблемы     
 3.3.     Попытки  реформ  Санкт-Галлена     
 4.     «Свобода»  и  служение  империи     
 Глава  2.  Жизнь  в  монастыре:  модели  и реальности  поведения     
 1.     Обоснование  методики  работы  с  источником    
 2.     Смерть  монаха  Воло  в  876  г     
 3.     «Великая  смута»  в  Санкт-Галлене  937-954/958  гг     
 Выводы     

 Глава  3.  Обращение  в  монашество  Отлоха  Санкт- Эммерамского:  монах  за  работой  над  воспоминаниями

 1.     Обращение  в  монашество   
 2.     Автобиографические  сочинения  Отлоха     
 3.     Эволюция  взглядов  Отлоха  на  обращение  в  монашество    
 Выводы    
 Заключение     
 Список  сокращений     
 Источники    
 Рукописи    
 Опубликованные  источники   
 Переводы     
 Литература    
 Resumee
 

Николай Усков -  Христианство  и  монашество  в  Западной  Европе  раннего  Средневековья - Германские  земли  II/III  - середины  XI  века - Введение

 
Что такое монашество и как писать его историю — вопросы, которые при всей банальности напрашивающихся поначалу ответов приобрели особую актуальность именно на нынешнем этапе исторического исследования. «Истоки христианского монашества уходят в христианскую аскезу», — эту фразу францисканца Карла Зузо Франка, создателя одного из самых популярных компендиумов по истории западноевропейского монашества, кажется, трудно оспорить. В той или иной формулировке этот тезис высказывался и ранее; фактически он лег в основу расхожего определения монашества. Лев Платонович Карсавин, автор единственного на русском языке пособия по истории западноевропейского монашества в средние века, утверждал: «Монашество — историческая форма осуществления аскетического идеала». Дальнейшее изложение как в работе Л. П. Карсавина, так и во многих других аналогичных сочинениях, сводится mutatis mutandis к характеристике аскетической идеи и описанию ее позднейшей профанации: «Мир знает только средний идеал, и история жестоко смеется над энтузиазмом идеи», — заключает Л. П. Карсавин.
 
Через 68 лет после выхода в свет книги Л. П. Карсавина тот же К. 3. Франк характеризовал метаморфозы монашества в средние века с некоторым оттенком морализаторства, невольно вторя известной античной периодизации истории: монастырь, так сказать, золотого века являлся «школой служения Господу», на втором этапе, в свой серебряный век, — он служил Церкви, а на третьем, в железный век монашества, — оказался в услужении у светских властителей. Уже известный протестантский богослов и историк Адольф Харнак, также возводивший монашество к христианской аскезе, задавался вопросом: «Не является ли бегство от мира одновременно и отказом от всякого развития, всякой истории?» И если монашество все же имело историю и «делало» историю, то эта история, по мнению А. Харна- ка, была постоянным самоотрицанием, возвращением в мир, отказом от своих первоначальных идеалов.
 
Историки-бенедиктинцы, возражая против «десакрализации» средневекового монашества и в то же время настаивая на его аскетических истоках, нередко обвиняли светских исследователей в абсолютизации так называемой «внешней» истории, понимая под последней изучение места и функций монастыря в обществе и государстве. Этому «внешнему» ракурсу, якобы деформирующему предмет изучения, они противопоставляют «внутренний», нацеленный на исследование монашества, исходя из «имманентно» присущих ему устремлений. Восходящие к христианской аскезе индивидуальные взаимоотношения монаха с Богом, молитва и созерцание, подчинение своей жизни обретению святости и стяжанию личного спасения составляли — по мысли бенедиктинцев — суть монашеского призвания. И то, что «внешняя» сторона существования монастырей более доступна взгляду историка, объясняется лишь требованиями смирения и своеобразным «эгоизмом» монахов, незаинтересованных в каком-либо общественном звучании их интимных отношений с Богом.
 
Бенедиктинцы, быть может, не до конца осознанно экстраполировали современное понимание монашеского служения на своих средневековых предшественников. Абсолютизация же значимости истоков монашества лишь служила опорой критики «внешнего» ракурса. В новое и новейшее время монашество лишилось политических, соци- ально-каритативных и культурно-образовательных функций, рассталось с крупными земельными владениями и прибыльными коммерческими предприятиями, наконец, потеряло социальную притягательность для элитных общественных групп. Еще Г. Гегель, анализируя эволюцию монашества, полагал, что существование его в современном обществе лишено какого-либо смысла. Монашество стремится сегодня, обращаясь к истории, напротив, обосновать свою социальную значимость. Аскетический образ жизни призван «зримо напомнить о том, что быть христианином означает следовать Христу». 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя Loboda Pavel