В 1986 г. Стен Эббесен, тогда еще относительно молодой датский философ-медиевист, опубликовал статью под названием «Дневник Химеры». В этом небольшом сочинении, попирающем все нормы академической серьезности, ведется рассказ от первого лица об истории этого мифического зверя и тех экспериментах, которые проводили над ним философы. «Я испытываю двойственные чувства к философам, — начинает свое повествование Химера. — В течение столетий они использовали меня как подопытное животное, поддерживая во мне лишь проблеск бытия. В некотором смысле я, пожалуй, обязана им своей „жизнью", но их эксперименты до такой степени измучили меня, что конец вот-вот наступит. Если немощь меня доконает, известите, прошу, Кентавра, Козлооленя и Пегаса — моих ближайших родственников. Погубив меня, философы, надеюсь, сохранят жизнь хотя бы моей родне — ради продолжения опытов. Если же нам всем предстоит умереть, мне хотелось бы обеспечить нам место хотя бы в людской памяти. Вот почему я собрала здесь отрывки из моего дневника, вспоминая о страданиях, которым подвергали меня и мое племя».
У горемычной зверушки есть все основания для жалоб. Что с ней только не проделывали! Склеивали из несоединимых частей и вновь рассекали на части, чтобы понять, как возможно объединить несовместимое. Раскладывали на множество единичных химер и снова собирали в одну, дивясь тому, что химер можно считать по головам. Красили в разные цвета, помещали в воображаемое пространство и время и вообще подвергали всему, что только могло прийти в голову философам, исследующим бытие и небытие, сущее и не-сущее, реальность и ментальность. Вот и мы хотим использовать безотказную Химеру в нашем исследовании того, что философы-схоласты называли ens rationis, или ens mentale (сущим разума, сущим в разуме, рациональным сущим, ментальным сущим). Именно здесь, в чаще строгих понятий, тонких дистинкций, филигранных концепций, во многом остающейся для нас темным лесом, Химера полнее всего явила свою жизнеспособность и несомненную пользу для философии.
Ens rationis принадлежит к темам схоластической философии, достигшим полной зрелости лишь в посттридентский период, в конце XVI-XVII вв. В эпоху Средневековья понятие ментального сущего было расплывчатым, а проблематика ens rationis находилась в процессе становления. Хотя еще Фома Аквинский (ок. 1225-1274) разделил ментальное сущее на отрицания, лишенности и ментальные отношения — классическое членение, отчасти удержавшееся вплоть до XVIII в., хотя и далеко не безусловное у схоластов этого периода, — попытки определить общую проблематику ens rationis оставались фрагментарными и служебными по отношению к разного рода проблемам реального сущего и способам его мышления. В последнее время, когда фокус исследовательского интереса в философской медиевистике сместился от вершинных достижений высокой схоластики XIII в. к послетомистской теологии и философии конца XIII — первой половины XIV вв., схоластическая мысль этого ключевого периода изучается с доселе невиданной интенсивностью. Благодаря этому у нас имеется гораздо более отчетливое, нежели полвека назад, представление о том, как происходил процесс кристаллизации проблематики ens rationis.
В «Оксфордском философском словаре» ментальное сущее определяется следующим образом: «Ens rationis (лат. сущее разума): в средневековой мысли — другое обозначение интенционального объекта, или объекта мышления, как противостоящего само-сущим, или независимым, объектам». Такое определение, абсолютно недостаточное применительно к развитым концепциям ментального сущего, приложимо к ранней фазе истории этого термина и понятия.
Термин ens rationis предположительно возник в результате перетолкования тех фрагментов «Метафизики», где Аристотель различает сущее категориальное, акцидентальное и сущее как истинное. «В течение Средних веков, — отмечают современные исследователи, — эти довольно-таки маргинальные заметки послужили основанием для различения между ментальным сущим (ens rationis) и реальным сущим (ens reale): различения, которое впервые было проведено в арабской философии». Вся совокупность сущего оказалась здесь разделенной на сущее в душе и сущее вне души.
Галина Владимировна Вдовина - Химеры в лесах схоластики. Ens rationis и объективное бытие : монография
(Теология: история и современность)
СПб.: Изд-во СПбПДА : Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2021. — 440 с.
ISBN 978-5-906627-87-2
ISBN 978-5-8064-2952-1
Галина Владимировна Вдовина - Химеры в лесах схоластики. Ens rationis и объективное бытие : монография - Содержание
Введение
Глава 1. Некоторые авторские концепции ментального сущего
- § 1. Томас Комптон Карлтон
- § 2. Дионисио Бласко
- § 3. Джон Панч и Себастьян Искьердо
- § 4. Пьетро Конти и Стефано Спинола
Глава 2. Объективное бытие и онтология не-сущего
- § 1. Отталкиваясь от Суареса
- § 2. Ментальные фикции и ничто
- § 3. Бытие химер: сведение к реальному?
- § 4. Бытие химер: дискуссия Гаэтано Феличе Верани и Стефано Спинолы
- § 5. Идея без ideatum
- § 6. «Третий вид бытия» и внебытийность
- § 7. Спор о возможностном статусе вещей
- § 8. Ментальные сущие в дискурсе о возможном: Гаспар де Рибаденейра
Глава 3. Ментальное сущее и познаваемость
- § 1. Внутренняя и внешняя познаваемость: Томас Комптон Карлтон
- § 2. Божественный интеллект — условие познаваемости творений: Тирсо Гонсалес де Санталья
- § 3. Абсолютная познаваемость ментального сущего: Себастьян Искьердо и Людвиг Бабенштубер
- § 4. Невозможность постигать невозможное, или Как не огорчить Бога: Пьетро Сфорца Паллавичино и Пьетро Конти
- § 5. Не дано, однако познаваемо: Стефано Спинола
Глава 4. Отрицания и лишенности (carentiae)
- § 1. Суарес: точка отсчета
- § 2. Изменение конфигурации
- § 3. Carentiae: спор о негативном бытии
- § 4. Verificativum негативных актов и негативное бытие
- § 5. Carentiae вне субъекта: воображаемое пространство и время
Глава 5. Химеры под взглядом Бога
- § 1. Позиция первая: Габриэль Васкес и Антонио Бернальдо де Кирос
- § 2. Позиция вторая: Игнасио Франсиско Пейнадо
- § 3. Промежуточные варианты: Дионисио Бласко, Хуан Хуанис де Эчалас и Луис де Лосада, Педро де Аррубаль
- § 4. Вне классификаций: Себастьян Искьердо
Заключение
Приложение
- Франсиско Суарес: Метафизические рассуждения
- Томас Комптон Карлтон: Всеобщая философия
Список литературы
Именной указатель
Предметный указатель
Главная цель и задача этой книги состоит в том, чтобы представить философскую психологию схоластики XVII в. - более конкретно, ее когнитивные концепции - в одном точно определенном ракурсе. Этот ракурс задан самими текстами трактатов «О душе» и той трансформацией scientia deanima, которая происходит на последнем этапе существования непрерывной схоластической традиции. Я имею в виду соединение понятия интенциональности с новой интерпретацией понятия жизни и рождение концепции интенциональной жизни в трактатах философов-иезуитов. Жизнь интенциональная и жизнь физическая, ей противостоящая, но от нее неотъемлемая, образуют отныне тот понятийный каркас, вокруг которого реорганизуются и выстраиваются схоластические когнитивные концепции. Соответственно, главный вопрос, ответить на который пытается эта книга, можно сформулировать так: что представляет собой человеческая когнитивность с точки зрения этого фундаментального различения двух модусов жизни?
Вдовина Галина Владимировна - Интенциональность и жизнь. Философская психология постсредневековой схоластики
— М; СПб.: Центр гуманитарных инициатив. — 2019. — 592 с. Серия «Humanitas»
Вдовина Галина Владимировна - Интенциональность и жизнь. Философская психология постсредневековой схоластики - Содержание
Введение
Гл. I. Основания философской психологии: интенциональное и физическое, живое и мертвое
§ 1. Постановка задачи
§ 2. Нижняя граница жизни
§ 3. Витальные операции и критерии жизни
§ 4. Два модуса жизни
§ 5. Живое и мертвое
§ 6. Краткие итоги
Гл. II. Типы и функции напечатленных интенциональных форм. Species impressa в чувстве
§ 1. Принцип Августина
§ 2. Общая характеристика species impressa
§ 3. Семиотическая функция species
§ 4. Species impressae в чувстве
Гл. III. Species impressa в интеллекте
§ 1. Физическая и интенциональная причинность
§ 2. Существование и порождение умопостигаемых species impressae
§ 3. Species impressa в контексте проблемы универсалий
§ 4. Интеллектуальная память
§ 5. Species intelligibilis и познание нечувственных объектов
Гл. IV. Хабитус
§ 1. Хабитус как разновидность качества
§ 2. Сравнение хабитуса и species impressa
§ 3. Онтологическая характеристика хабитуса
§ 4. Функция хабитуса
§ 5. Хабитус в науке о душе после Суареса
Гл. V. Species expressa. Структура интенционального акта
§ 1. К общей характеристике species expressa
§ 2. Структура интенционального акта: постановка проблемы и основные позиции
Избранная литература
Существует глубокая взаимосвязь между универсальностью рабочей функции знака в схоластике XVII в. и тем фактом, что само понятие знака становится объектом всестороннего исследования и глубокой теоретической рефлексии. Учения о знаках представляют собой цельную, детально разработанную и отчетливо структурированную область философского дискурса, в рамках которого фактически происходит становление новой философской дисциплины. Это становление не было завершено. Мощный поток, каковым была католическая схоластика еще во второй половине XVII в., постепенно скудел и уходил в песок.
Тому были внешние причины: в первую очередь, угасание могущества державы испанских королей, этого главного оплота схоластической мысли в постсредневековый период, и постепенное превращение Иберийского полуострова в глубокую провинцию Европы, безнадежно отставшую от динамичного и предприимчивого Севера. Но были и причины внутренние, главная из которых заключалась в том, что магистральное развитие философии пошло в XVII в. по другому руслу, проложенному экспериментально-математическим естествознанием и связанной с ним научной рациональностью. Лишь в первые десятилетия XX в. возрождается интерес исследователей к этой забытой эпохе в истории европейской философии, и понадобилось еще почти столетие, чтобы осознать, что это необходимо прежде всего нам самим.
Вдовина Галина - Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII в.
М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. 648 с.
ISBN 978-5-94242-049-9
Вдовина Галина - Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII в. - Содержание
Введение
ЧАСТЬ I ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ЗНАКАХ
Глава первая. Сущность знака и природа означивания
- § 1. Св. Августин о знаках: основания общей семиотики
- § 2. Определение знака
- § 3. Формальная сущность знака
- § 4. Знаковая репрезентация
Глава вторая. Классификации знаков
- § 1. Прежние классификации
- § 2. Базовые членения и таксономическое древо
- § 3. Спорные моменты базовой классификации знаков
Глава третья. Проблемы общей семиотики
- § 1. Институция знаков
- § 2. Причины и следствия с семиотической точки зрения
- § 3. Signum sui ipsius: о возможности самоозначивания
- § 4. Проблемы иконизма
ЧАСТЬ II ГОРИЗОНТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СЕМИОТИКИ
Глава первая. Terminus, vox, signum
- § 1. Определение термина
- § 2. Классификация терминов. Ментальные термины
- § 3. Устные термины
Глава вторая. Естественные и исторические аспекты языка
- § 1. Два вида устных знаков
- § 2. Многоликость естественного означивания
- § 3. Речь человека и voces brutorum
- § 4. Индивидуальное овладение устной речью
- § 5. Происхождение языка
Глава третья. Язык как моральное бытие
- § 1. Природа esse morale
- § 2. Учреждение и отмена ens morale.«Автор языка» и «речевое обязательство»
- § 3. Формальная сущность значений слов как esse morale
Глава четвертая. Семантические и прагматические аспекты языка
- § 1. Проблема первичного значения слов
- § 2. Другие семантические проблемы
- § 3. Письменные знаки
- § 4. Речевой акт как единица коммуникации
ЧАСТЬ III ИСТИНА КАК СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Глава первая. Истина в структуре ментального знака
- § 1. Средневековые истоки и новые подходы
- § 2. Ratio veritatis
- § 3. «Вещь» как термин сообразности в истине
- § 4. Онтологическая природа истины
Глава вторая. Истина интенционального образа
- § 1. Образ в простом схватывании и в суждении
- § 2. Истинный образ химеры
Глава третья. Истина в ментальном языке
- § 1. Вопрос об истине ментального термина. Смиглецкий против теории виртуальных суждений
- § 2. Двойственная природа ментальных предложений
- § 3. Условия истинности ментальных предложений. Проблема mutatio
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Педро Уртадо де Мендоса (S.J.) Всеобщая философия
- Франсиско де Овьедо (S.J.) О знаке
Указатель имен
Библиография
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: