Татьяна Волокитина - Галина Мурашко - Альбина Носкова - Москва и Восточная Европа - Власть и церковь в период общественных трансформаций 40-50-х годов XX века - Очерки истории
Татьяна Волокитина - Галина Мурашко - Альбина Носкова - Москва и Восточная Европа - Власть и церковь в период общественных трансформаций 40-50-х годов XX века - Очерки истории - Содержание
Глава I. Советская модель государственно-церковных отношений: формирование и эволюция (20-30-е годы XX в.).
§ 1. Основные векторы развития государственной церковной политики.
§ 2. Отношения церкви и государства: религиозная традиция и реальность.
§ 1. Русская православная церковь в начальный период Великой Отечественной войны. Поворот в церковнойполитике государства (1943 г.).
§ 2. Русская православная церковь в русле «большой политики» Москвы
§ 3. Создание блока православных церквей в Восточной Европе (1948 г.).
§ I. Церковная политика государства: попытки ревизии модели государственно-церковных отношений.
§ 2. Движение сторонников мира и участие в нем Русской православной церкви
§ 3. Советское руководство, РПЦ и экуменическое движение
§ 1. Православные церкви Болгарии, Румынии и Сербии на рубеже войны и мира и новая власть. Первые контакты с Москвой
§ 2. Церковная политика государства в контексте восприятия советской модели государственно-церковных отношений. Конституции стран народнойдемократии о статусе церкви.
§ 3. Функционирование модели государственно-церковных отношений в Болгарии, Румынии и Югославии
§ 1. Православная церковь в Польше и Чехословакии после войны: на пути к автокефалии
§ 2. Попытки консолидации православия в послевоенной Венгрии: политические аспекты проблемы.
§ 3. Автокефальная православная церковь Албаниив сотрудничестве с властью.
Глава I. Москва и разрушение структур греко-католической церкви в ходе подавления украинского национального сепаратистского движения (1944-1947 гг.).
§ 1. Эволюция национально-политических позиций греко-католической церкви на заключительном этапе Второй мировой войны и тактика Москвы
§ 2. Греко-католическая церковь и урегулирование национально-территориальных проблем в совстско-польско-чсхословацком пограничье.
Глава II. Румыния, Чехословакия, Венгрия: национальнополитические особенности решения униатского вопроса. Роль «советского фактора» (вторая половина 40 — начало 50-х годов).
§ 1. Греко-католическая церковь в Румынии и проблема национально-политической консолидации
§ 2. Чехословакия: формирование курса власти на ликвидацию греко-католической церкви.
§ 3. Разрушение структур греко-католической церкви в Словакии и позиция Москвы
§ 4. Проекты решения униатской проблемы в Венгрии.
Глава 1. Власть и римско-католическая церковь в политических реалиях переходного периода (1944-1948 гг.).
§ 1. Коммунистическая власть и римско-католическая церковь в Югославии
§ 2. Эволюция отношений власти и костела в Польше.
§ 3. Противостояние власти и католического епископата в Венгрии. Первые репрессии
§ 4. Католическая церковь Чехии и Словакии в условиях коалиционной власти
Глава II. Римско-католическая церковь и новая тактика правящих партий (1949-1950 гт.)
§ I. Чехословакия: от маневров епископата и власти вокруг переговоров к церковным законам государства
§ 2. Государственно-церковные отношения в Польше и Венгрии: путь к соглашениям.
Глава III. Присяга духовенства на верность «рабоче-крестьянскс власти» — политическое поражение римско-католической церкви (1950 -1953 гг.)
§ 1. Чехословакия: политика принуждения католического епископата к капитуляции.
§ 2. Развернутое наступление власти на католическую церковь в Венгрии.
§ 3. На пути к изменению модели отношений государства и католической церкви в Польше
§ 4. Польша: принятие присяги на верность режиму
§ 5. Югославский вариант подчинения римско католической церкви государству
Татьяна Волокитина - Москва и Восточная Европа - Власть и церковь в период общественных трансформаций 40-50-х годов XX века - Очерки истории - СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ (20—30-е годы XX в.)
К 1917 г. в Российской империи примерно 70% населения, то есть от 115 до 125 млн человек, относились к православному вероисповеданию. В стране по неполным данным действовали более 43,5 тыс. храмов и около 24 тыс. часовен; почти 95 тыс. монашествующих и послушников проживали в 1025 монастырях. В 57 духовных семинариях и 4 духовных академиях готовились кадры РПЦ. Ее официальный штат был весьма значительным: 130 архиереев, более 112 тыс. священников и других представителей низшего и среднего духовенства. Православная церковь в дореволюционной России являлась многофункциональной организацией, играла заметную роль в политической и культурной жизни страны и вместе с тем имела собственные интересы, отличные от государственных.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: