Алексеев Алексей - Религиозные движения на Руси - Под знаком конца времен - Сочинения Иосифа Волоцкого

Алексеев - Религиозные движения на Руси
Ереси появились почти одновременно с христианством. Согласно церковной традиции первым еретиком был Симон Волхв, который всего лишь притворялся христианином (Деян. 8:18-21). Первые ереси — гностические — появились за пределами христианского вероучения, они представляли собой сложные религиозно-философские системы, включающие элементы многих религиозных учений и философских направлений. Их приверженцы стремились использовать в своих целях и даже узурпировать растущее влияние христианства.
 
При этом основное размежевание между противниками и апологетами христианства произошло в ходе споров относительно границ соотносимости разума и веры. Большую часть противников ортодоксального христианства в первые века составляли последователи многочисленных гностических сект, в учении которых «особую роль играл гносис — тайное знание о Боге, мире и подлинной духовной природе человека, открытое Спасителем (или спасителями) и сохраняемое эзотерической традицией. Обладание подобным знанием (удостоиться которого могли лишь избранные) само по себе приводило к спасению».

В период Вселенских Соборов, на которых были сформулированы основные догматы христианства, появляются ереси, каждая из которых «искажала какой-либо определенный догмат или одну вероучительную доктрину».  Ереси рождались в среде интеллектуальной элиты Византии, сохранившей римскую цивилизацию в период варварских нашествий. Ересиархами в эту эпоху становились крупные мыслители, первоначально руководствовавшиеся благочестивыми намерениями защитить веру от тех или иных казавшихся им опасными догматических заблуждений. Таковы были Арий, Аполлинарий, Диодор Тарсийский, Федор Мопсуестийский, Несторий и др.

В эпоху Средневековья еретические движения появляются не на основе отрицания догматов, но под лозунгом возврата церковных институтов к евангельским идеалам.
Догматические споры, которые велись между образованными богословами, сменились требованиями необразованных народных масс к клирикам соблюдать предписанные нормы поведения. Это обстоятельство следует объяснять, в первую очередь, успехами христианизации. «Народные» ереси, как правило, были порождены конфликтом между провозглашенной церковными институтами нормой и отклонениями от нее, которые имели место на практике.  Главный водораздел происходил между готовностью признать предписываемые легитимирующей институцией формальные правила и нежеланием сделать это, апеллируя к попранным евангельским идеалам.

Как заметил Жак Ле Гофф: «Следует быть чрезвычайно осторожным, чтобы правильно выделить те ереси, которые в первую очередь были направлены против официальной Церкви, ее ощущавшегося морального разложения и неоправданной монополии на таинства. Подобные ереси проповедывали возврат к тому, что считалось изначальной бедностью, чистотой и братством раннего христианства. Таким образом, эти движения выражали мятежный клич, направленный против богатства и мирского приземления, которые становились все более заметными на Западе со времени великого экономического подъема в XI в.».

В своем диссертационном исследовании, посвященном раннехристианским ересям Александр Зорич предложил термин «девиантное мышление». Согласно данному им определению, «Под девиантным мышлением понимаются такие типы интерпретации социокультурной действительности и духовного опыта, которые приводят индивидуума (или группу его последователей-единомышленников) к созданию «конфликтных» артефактов культуры, последующая инкультурация которых имеет долговременные последствия; под конфликтными артефактами понимаются такие учения, доктрины, теории, тексты и другие знаково нагруженные объекты, которые диссонируют с ценностями, моральными и этическими нормами или картиной мира данной культуры».
 
Девиантное мышление и поведение определяются только через их отношение к институтам легитимации, которые формируют представление о норме. Имеет смысл привести еще одну цитату из А. Зорича, согласно которому «легитимация как нечто длящееся — тоже процесс мышления, которое, в отличие от девиантного, стремится полностью вписаться в традицию, наилучшим образом ответить ценностным установкам, господствующим в данной культуре». 
 

Алексеев А.И. - Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI в.: стригольники и жидовствующие

М.: «Индрик», 2012. — 560 с.
ISBN 978-5-91674-239-8


Алексей Алексеев - Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI в. - стригольники и жидовствующие - Содержание

Введение
ЧАСТЬ 1. СТРИГОЛЬНИКИ
Предисловие
Глава 1. Историографический обзор
1.1.    Историография XIX — начала XXI в
1.2.    Историография советского периода
1.3.    Зарубежная историография
1.4.    Историография 1991-2010 гг.
1.5.    Феномен стригольничества в исторических штудиях российских протестантов
Глава 2. Обзор источников
2.1.    Послание константинопольского патриарха Нила
2.2.    Сочинение против стригольников, приписываемое патриарху Антонию или епископу Стефану Пермскому
2.3.    Сборники с антистригольническими посланиями митрополита Фотия
2.4.    Послание митрополита Фотия 1416 г.
2.5.    Послание митрополита Фотия 1422-1425 гг.
2.6.    Послание митрополита Фотия от 22 июня 1427 г
2.7.    Послание митрополита Фотия от 23 сентября 1427 г.
2.8.    Известия летописей
2.9.    Житие новгородского архиепископа Моисея
2.10.    Упоминания о стригольниках в посланиях архиепископа Геннадия Гонзова
2.11.    Известие «Просветителя» Иосифа Волоцкого
Глава 3. Стригольники как феномен в религиозной жизни Новгорода и Пскова
3.1.    Вопрос о генезисе ересеучения: внешние влияния или внутренние причины?
3.1.1.    Вальденсы
3.1.2.    Богомилы и манихеи
3.1.3.    Гейслеры или флагелланты
3.1.4.    Гуситы
3.1.5.    Армяне
3.1.6.    Иудеи
3.1.7.    Стригольники и жидовствующие
3.1.8.    Типологические объясняющие модели
3.1.9.    Протестанты до Реформации
3.1.10.    Гуманисты и рационалисты
3.1.11.    Рецидив язычества
3.1.12.    Выводы
3.2.    Вопрос об этимологии термина «стригольник»
3.3.    Споры о симонии
3.4.    Споры о вдовых священнослужителях
3.5.    Споры о мирской проповеди
3.6.    Существовала ли стригольническая книжность?
3.6.1.    Фроловская Псалтырь
3.6.2.    Трифоновский сборник
3.6.3.    Трактат «Власфимия»
3.6.4.    «Слово о лживыхучителех»
3.6.5.    Измарагд
3.7.    Исповедь земле или публичная исповедь?
3.8.    Протесты против заупокойно-поминального культа
3.9.    Основные выводы

ЧАСТЬ 2. ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ

Глава 1. Историографический обзор
1.1.    Историография XIX — начала XX в
1.2.    Историография советского периода
1.3.    Зарубежная историография
1.4.    Историография 1991-2010 гг
1.5.    Современная историческая публицистика
Глава 2. Обзор источников
2.1.    Послания архиепископа Геннадия Гонзова: проблема достоверности сведений о ереси «жидовьская мудръствующих»
2.1.2.    «Рассказ об инквизиции»
2.2.    Соборный приговор 1490 г
2.3.    «Поучение» митрополита Зосимы
2.4.    Анафематствования жидовствующим
2.5.    «Послание на жиды и на еретикы» инока Саввы
2.6.    «Просветитель» и послания Иосифа Волоцкого
2.6.1.    История изучения «Просветителя» и посланий Иосифа Волоцкого
2.6.2.    Пространная и Краткая редакции «Просветителя»
2.6.3.    Вопрос о первоначальной редакции «Сказания о новоявившейся ереси»
2.6.4.    «Просветитель» и Послание Иосифа Волоцкого архимандриту Вассиану о Св. Троице
2.6.5.    «Слова» об иконах и 5-е, 6-е, 7-е «слова» «Просветителя»
2.6.6.    7-е «слово» «Просветителя» и Монастырский Устав Иосифа Волоцкого
2.6.7.    «Сказание» и «слова» «о скончании седьмой тысящи» и 8-е, 9-е и 10-е «слова» «Просветителя»
2.6.8.    Послание Дмитрия Траханиота и 8-е «слово» «Просветителя»
2.6.9.    «Рассуждение об иноческом жительстве» и 11-е «слово» «Просветителя»
2.6.10.    12-е «слово» «Просветителя» и Послания Иосифа Волоцкого
2.6.11.    «Слово об осуждении еретиков» и 13-е «слово» «Просветителя»
2.6.12.    «Слово о благопремудростных коварствах» и 14-е «слово» «Просветителя»
2.6.13.    «Послание о соблюдении соборного приговора» и 15-е «слово» «Просветителя»
2.6.14.    Послания Иосифа Волоцкого и 16-е «слово» «Просветителя»
2.6.15.    Основные выводы
2.6.16.    Когда был написан «Просветитель»?
2.7.    Летописные известия

Глава 3. Ересь жидовствующих

3.1.    Антииудейская полемика в русской книжности XV в. (к постановке проблемы)
3.2.    Ожидания конца света на Руси в контексте эсхатологии Средневековья
3.2.1.    О средневековой эсхатологии
3.2.2.    Ожидания конца света в Западной Европе около 1000 г.
3.2.3.    Об эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси
3.2.4.    Мнения древнерусских богословов о связи между исходом 7-й тысячи лет от сотворения мира и концом света
3.3.    Ересь жидовствующих в 1470-1490 гг
3.4.    Церковный собор 1490 г.
3.5.    Ересь жидовствующих в 1490-1504 гг
3.6.    О времени вступления Иосифа Волоцкого в борьбу с ересью жидовствующих
3.7.    Учение жидовствующих
3.8.    Митрополит Зосима
3.9.    Иван III — неортодоксальный правитель Святой Руси?
3.10.    Литература жидовствующих и влияние полемики с еретиками на русскую культуру XV — начала XVI в
3.11.    О начале полемики «иосифлян» и «нестяжателей»
3.12.    Основные выводы
Заключение
Приложения
Список сокращений
Список использованных рукописей
Издания сочинений Иосифа Волоцкого
Литература и источники
Указатель имен
Алексеев - Под знаком конца времен
В западноевропейской медиевистике накоплен богатый источниковый материал, разработана методика изучения средневековой ментальности. На основе прекрасно фундированных обобщающих исследований уже созданы специализированные учебные курсы. В отечественной историографии перспективы новых подходов к изучению сферы религиозного сознания были намечены в трудах Л. П. Карсавина едва ли не ранее, чем во Франции и Германии. Но в силу известных причин обращение к этому ценнейшему опыту происходит только сегодня.
 
Время создания обобщающих трудов, посвященных истории русской религиозности, еще не пришло. Несмотря на сравнительную скудость соответствующего материала русских источников сравнительно с западноевропейским, уровень источниковедческой разработки проблем все еще недостаточен. По этой причине форма очерков является единственно возможной, так как предоставляет возможность на ограниченном материале поставить ряд требующих изучения проблем и поделиться полученными при их исследовании результатами.
 

Алексеев Алексей - Под знаком конца времен - Очерки русской религиозности кон­ца XIV — начала XVI вв.

Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. — 352 с.
ISBN 5-89329-506-4
 

Алексеев Алексей - Под знаком конца времен - Очерки русской религиозности кон­ца XIV — начала XVI вв  -  Оглавление

Предисловие
Введение  
Иосифлянство и нестяжательство в историографии
Обзор источников   
           
Глава I Кризис эсхатологических ожиданий в конце XIV — XV в. на Руси
1.      Эсхатология как важнейшая характеристика религиозности эпохи
2.      Кризисы эсхатологических ожиданий в Западной Европе и Византии X-XV вв          
3.      Религиозный оптимизм Киевской Руси   
4.      Ересь стригольников          
5.      Мнение о конце света с исходом седьмой тысячи на Руси       
6.      Эсхатология и «синдром беспокойства» 
7.      «Трифоновский сборник» и другие          
8.      «Слово о исходе души» Кирилла Философа        
9.      Сюжет «змея мытарств» в иконографии «Страшного суда»     
10.  «Земной рай» в контексте эсхатологических представлений   
11.  Практика погребения «заложных» покойников и начало ее воцерковления
12.  Стихийные бедствия как знак приближения конца света         
13.  Религиозность потомков Калиты: вызов эпохе? 
Примечания
 
Глава II Складывание поминальной практики на Руси в конце XIV — начале XVI в 
1.      Представления, легшие в основу заупокойно-поминального культа
2.      Начало практики поминания усопших на Руси
3.      Синодики-помянники в системе заупокойно-поминального культа
4.      Правовые последствия практики подушных вкладов    
5.      Иосифо-Волоколамский монастырь как центр поминания усопших
Примечания
 
Глава III
1.      Нестяжательство как религиозное и социально-политическое явление
2.      Что такое «нестяжание»?   
3.      Книжность «нестяжателей»          
4.      «Наказание к отрекшимся мира» Илариона Великого  
5.      «Нестяжательство» и Кирилло-Белозерский монастырь          
6.      Митрополит Зосима           
Примечания
 
Глава IV
1.      Рост монастырского землевладения и политика правительства Ивана III по его ограничению в последней четверти XV в   
2.      Рост монастырского землевладения в XV в. и вопрос о его размерах
3.      Правовой статус церковных имуществ    
4.      Политика правительства Ивана III по ограничению монастырского
5.      землевладения         
Примечания
 
Глава V
1.      Источники о соборе 1503 г
2.      Соборные приговоры об отмене ставленнических пошлин и о вдовых
3.      священниках
4.      Летописные известия о соборе 1503 г     
5.      «Соборный ответ 1503 г.»  
6.      «Слово иное»           
7.      «Прение с Иосифом»          
8.      «Письмо о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей»
9.      Житие Иосифа Волоцкого, написанное Львом Филологом       
10.  Житие Серапиона, архиепископа Новгородского           
Примечания
 
Глава VI
1.      Церковный собор 1503 г    
2.      Вопрос о времени соборных заседаний 
3.      Состав собора 1503 г          
4.      Вопрос о церковном и монастырском землевладении на соборе 1503 г.
5.      Дисциплинарные вопросы на соборе 1503 г       
Примечания
 
Заключение 
Использованные источники и библиография     
Указатель шифров использованных рукописей  
Опубликованные источники          
Литература   

Алексеев - Сочинения Иосифа Волоцкого
В последней трети XV столетия на северо-востоке Европы, на месте конгломерата соперничавших друг с другом княжеств, внезапно для глаз стороннего наблюдателя возникло громадное государственное образование — Московское великое княжество.
 
Сын московского князя Василия II Темного, который чудом удержал великокняжеский престол в войнах с родным дядей и двоюродными братьями, Иван III с удивительной легкостью подчинил себе соседние русские княжества, присоединил необозримые земли могущественной Новгородской республики, стряхнул ордынское иго,
 
победоносными походами подчинил набиравшее силу Казанское ханство и начал серию военных кампаний с Великим княжеством Литовским за возвращение юго-западных русских земель.
 
Все это свершилось при жизни одного поколения людей, предки которых выросли в страхе перед ордынскими и литовскими набегами, пережили ужасы междоусобных войн, которым, казалось, не будет конца. Символом эпохи в глазах многих поколений историков стал первый государь всея Руси Иван III.
 

 

Алексей Иванович Алексеев  - Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480—1510-х гг.

Российская национальная библиотека
Санкт-Петербург 2010
ISBN 978-5-8192-0407-8
 

Алексей Алексеев  - Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480—1510-х гг. - Содержание

Предисловие

Часть I. Иосиф Волоцкий и его время

1.   Иосиф Волоцкий: очерк деятельности и творчества ... 14 Начало пути (16). Основатель и игумен монастыря на Волоке Дамском (19). В борьбе с ересью жидовствую-щих (28). На Церковном соборе 1503 года (31). Переход Иосифо-Волоколамского монастыря под великокняжеский патронат (33). Полемика с «нестяжателями» (37). Последние годы (41). Богословие Иосифа Волоцкого (42). Учение о церковно-государственных отношениях (44). Учение о почитании св. икон (46). Учение о церковных имуществах (48). Сочинения Иосифа Волоцкого (50). Об автографах Иосифа Волоцкого (63). Церковное почитание (64). Иконография (69)
2.   Ожидания конца света на Руси в контексте эсхатологии раннего Средневековья. Историческая экспликация 1 . . 71 О средневековой эсхатологии (71). Ожидания конца света в Западной Европе около 1000 г. (74). Об эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси (79). Мнения богословов о конце света на Руси в 1492 г. (88)
3.   Ересь жидовствующих. Историческая экспликация 2. . . 92 Ересь жидовствующих в 1470—1490 гт. (94). Церковный собор 1490 г. (101). Ересь жидовствующих в 1490— 1504 гг. (103). Учение жидовствующих (106). Митрополит Зосима (116). Литература жидовствующих и влияние полемики с еретиками на русскую культуру конца XV — начала XVI вв. (128)
4.   Иван III — неортодоксальный правитель Святой Руси? Историческая экспликация 3

Часть II. «Просветитель» и другие сочинения Иосифа Волоцкого

1.    История изучения «Просветителя»
2.    Пространная и Краткая редакции «Просветителя»
3.    Вопрос о первоначальной редакции «Сказания о новоявившейся ереси»
4.  «Просветитель» и Послание архимандриту Вассиану о св. Троице
5.    «Слова» об иконах и 5-е, 6-е и 7-е «слова» «Просветителя».
6.    7-е «слово» «Просветителя» и монастырский устав Иосифа Волоцкого
7.    «Сказание» и «слова» «о скончании седьмой тысячи» и 8-е, 9-е и 10-е «слова» «Просветителя»
8.    «Рассуждение об иноческом жительстве» и 11-е «слово» «Просветителя»
9.    12-е «слово» «Просветителя» и послания Иосифа Волоцкого 
10.   13-е «слово» «Просветителя и «Слово об осуждении еретиков»
11.   14-е «слово» «Просветителя» и «Слово о благопремудростных коварствах»
12.   15-е «слово» «Просветителя» и «Послание о соблюдении соборного приговора»
13.   16-е «слово» «Просветителя» и послания Иосифа Волоцкого
14.   Основные выводы
15.   Когда был написан «Просветитель»?
 
Заключение
Приложение. Из «Диоптры» Филиппа Монотропа
Список сокращений
Список использованных рукописей
Издание сочинений Иосифа Волоцкого
Литература

Алексеев - «Бодроопасный воин Христов». Иосиф Волоцкий и его сочинения
О Волоцком игумене нам известно гораздо больше, чем о биографиях подавляющего большинства людей русского Средневековья, включая и некоторых великих князей. Причин тому несколько.
 
Во-первых, до нас дошел значительный корпус сочинений самого Волоцкого игумена. Значение этих произведений для выяснения роли преподобного Иосифа в церковно-государственной жизни России в конце ХV-начале XVI в. исключительно велико. Для исследователя его жизненного пути не меньшую ценность представляет эпистолярное творчество, которое насчитывает не менее тридцати посланий. Правда, большим недостатком является то, что почти все они могут быть датированы только на основании косвенных признаков и предположительно.
 
Во-вторых, лишь агиографических памятников, полностью или частично посвященных преподобному Иосифу Волоцкому, сохранилось четыре. По-видимому, первым из них стало «Надгробное слово», принадлежащее перу племянника преподобного Иосифа Бассиану Топоркову. Считается, что «Надгробное слово» Бассиан Топорков написал в 1540-х rr., хотя более обоснованным кажется мнение в пользу ранней датировки этого памятника, - 1520-е гг. Тот факт, что «Надгробное слово» вышло из-под пера близкого преподобному Иосифу человека, сообщает ему высокую степень надежности.
 

Алексей Иванович Алексеев - «Бодроопасный воин Христов». Иосиф Волоцкий и его сочинения в свете данных современной науки

М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - 376 с. 
ISBN 978-5-98712-885-5

 

Алексей Иванович Алексеев - «Бодроопасный воин Христов». Иосиф Волоцкий и его сочинения в свете данных современной науки - Содержание

Предисловие
Глава I. «Бодроопасный воин Христов», Иосиф Волоцкий и ero время
  • § 1. Начало пути
  • § 2. Монастырь Пафнутия Боровского
  • § 3. «Свой монастырь на Волоке Ламском»
  • § 4. Ожидания конца света
  • § 5. Церковный собор 1503 г. Иосифляне и нестяжатели: спор о монастырских землях
  • § 6. О времени вступления Иосифа Волоцкого в борьбу с ересью жидовствующих
  • § 7. Борьба с ересью в 1502-1504 гг
  • § 8. Иосифляне и нестяжатели: спор о еретиках
  • § 9. Переход Иосифо-Волоколамского монастыря под патронат великого князя
  • § 10. Конфликт с архиепископом Серапионом
  • § 11. Полемика с Бассианом Патрикеевым
  • § 12. Ученики Иосифа Волоцкого в заволжских скитах
  • § 13. Последние годы
  • § 14. Вопрос о преемнике
  • § 15. «От Господа венец правды восприявый»
  • § 16. «Ближних и дальних россиян просветитель» 
  • § 17. Сочинения Иосифа Волоцкого
  • § 18. Учение о природе, правах и обязанностях царской власти 
  • § 19. Учение о почитании икон
  • § 20. Учение о неотчуждаемости церковных имуществ
Глава II. Ересь жидовствующих
  • § 1. Ересь жидовствующих в России в 1471-1510-х rr
  • § 2. В поисках европейских аналогий
Глава III. Иван III и Церковь. Церковно-rосударственные отношения в эпоху первоrо «государя всея Руси»
  • § 1. Рост монастырского землевладения в XV в. и вопрос о его размерах
  • § 2. Правовой статус церковных имуществ 
  • § 3. Политика правительства Ивана III по ограничению монастырского землевладения 
  • § 4. Иван III как религиозный тип 
Глава IV. «Просветитель», послания и монастырский Устав Иосифа Волоцкоrо
  • § 1. История изучения «Просветителя»
  • § 2. Пространная и Краткая редакции «Просветителя» 
  • § 3. Вопрос о первоначальной редакции «Сказания о новоявившейся ереси»
  • § 4. «Просветитель» и послание архимандриту Бассиану о Святой Троице
  • § 5. «Слова» об иконах и 5-е, 6-е и 7-е «слова» «Просветителя»
  • § 6. 7-е «слово» «Просветителя» и монастырский устав Иосифа Волоцкого 
  • § 7. «Сказание», «слова» «О скончании седьмой тысящи» и 8-е, 9-е и 10-е «слова» «Просветителя»
  • § 8. «Рассуждение об иноческом жительстве» и 11-е «слово» «Просветителя» 
  • § 9. 12-е «слово» «Просветителя» и послания Иосифа Волоцкого
  • § 10. 13-е «слово» «Просветителя и «Слово об осуждении еретиков»
  • § 11. 14-е «слово» «Просветителя» и «Слово о благопремудростных коварствах» 
  • § 12. 15-е «слово» «Просветителя» и «Послание о соблюдении соборного приговора»
  • § 13. 16-е «слово» «Просветителя» и послания Иосифа Волоцкого
  • § 14. Основные выводы 
  • § 15. Когда был написан «Просветитель»? 
  • § 16. «Просветитель» в ряду антииудейских полемических сочинений в России и первой половины XVI в
Заключение
Список сокращений 
Библиография
Указатель имен
Summary 
Contents

Алексеев - Духовная культура средневековой Руси
В «Повести временных лет» под 1044 годом (далее – ПВЛ) читается эпизод о перезахоронении останков сыновей Святослава – князей Ярополка и Олега, погибших в междоусобной борьбе 972–980 гг. Эта летописная статья давно обратила на себя внимание исследователей, и ее соотнесение с текстом статьи под 972 годом послужило основанием для предположения о том, что древнейшей части ПВЛ предшествовал начальный свод, который следует датировать временем ранее 1044 г. Но нас будет интересовать исключительно религиозный смысл этой заметки.
 
Как явствует из летописи, киевский князь Ярослав перезахоронил и крестил останки своих дядьев, умерших язычниками, до официального принятия крещения. Комментаторами ПВЛ эпизод о крещении костей с религиозной точки зрения был обойден. С точки зрения канонического права это деяние рассматривается как недопустимое. 26-е правило Карфагенского собора (397 г.) специально запрещает крещение покойника. «Положено да не дается евхаристия телам скончавшихся. Ибо писано есть: приимите, ядите (Мф 26: 26), но тела мертвых ни приять, ни ясть не могут. Такожде да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся уже». Епископ Никодим отмечал в комментарии к данному правилу: «Этот обычай также был введен по религиозным побуждениям и вере, что крещение перерождает человеческое тело». В силу такой веры упомянутый обычай был очень распространенным в первые века христианства и практиковался монтанистами.
 

Алексей Иванович Алексеев - Духовная культура средневековой Руси

Москва: Индрик, 2016 г. – 272 с.
ISBN 978-5-91674-406-4

 

Алексей Иванович Алексеев - Духовная культура средневековой Руси – Содержание

Вместо предисловия
  • Крещение костей (к интерпретации статьи «Повести временных лет» под 1044 годом) 
  • Власть и общество Древней Руси в отношении к колдовству и ереси в XI–XV вв. (казни посредством сожжения)
  • Образ «земного рая» в системе средневекового богословия 
  • Эсхатологические переживания в Западной Европе и на Руси в IX–XV вв. Синхронно протекавшие процессы или типологическое сходство?
  • Сюжет «змея мытарств» в композиции русских икон «Страшного суда» 
  • «Слово о исходе души» Кирилла Философа
  • Доктрина неотчуждаемости церковных имуществ в системе канонического права Руси конца XIV – первой половины XVI в.
  • Поминальная практика в Московской Руси и в Великом княжестве Литовском (опыт сравнительной характеристики)
  • О симонии, Псковских спорах XV в. и Трифоновском сборнике 
  • Установление «общей памяти» при митрополите Макарии. Исторический экскурс: церковное поминовение умерших «напрасною» смертью 
  • Об источниках для изучения поминальной практики в средневековой России (опыт размышления) 
  •  «Наказание к отрекшимся мира» Илариона Великого в контексте полемики о монастырском «стяжании» XVI в.
  • О времени вступления Иосифа Волоцкого в борьбу с ересью жидовствующих 
  • Когда началась полемика иосифлян и нестяжателей?
  • Когда Иосиф Волоцкий написал свое Послание о преемнике? 
  • Историография религиозных движений русского Средневековья конца XIV – XVI в. Идеология против источниковедения
  • «Спиридон рекомый, Савва глаголемый» (заметки о сочинениях Киевского митрополита Спиридона)
  • «Сказание о трясении Цареградском» как памятник русской книжности 
  • Поминание Григория Отрепьева в синодике-помяннике Макариево-Унженского монастыря 
Список сокращений

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (10 votes)
Аватар пользователя brat Vital