Алфеев - Иларион - Четвероевангелие - Том 1

Митрополит Волоколамский Иларион - Алфеев - Четвероевангелие - Том 1 - учебник бакалавра теологии
Современные библеистика и богословие
Вашему вниманию предлагается первый том учебного пособия по Четвероевангелию для бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви. Хотел бы предварить этот том некоторыми вступительными замечаниями и размышлениями.
Что может быть важнее для христианина, а особенно для будущего священнослужителя, чем знать как можно больше о жизни и учении Господа Иисуса Христа? А ведь именно четыре Евангелия представляют собой основной источник наших сведений о том. Кем был наш Господь и Спаситель, чему учил, как умер и воскрес. Евангелисты доносят до нас голос Иисуса, Его живой образ. Нет и не может быть для христианина более важной книги, чем Евангелие.
 
Многие благочестивые христиане читают Евангелие ежедневно. Но для учащегося духовной школы недостаточно просто знать и любить Евангелие, читать его дома или в классе. Нужно знать о том, как оно было составлено, как дошло до нас, как его комментировали отцы Церкви древних веков, как оно изучается современной наукой. Евангелие Господа Иисуса Христа существует в четырех разных версиях: как эти версии появились? почему недостаточно было одной из них? что между ними общего, а в чем разница? На эти вопросы призван ответить курс Четвероевангелия в рамках изучения Нового Завета в духовной школе.
 
Существующая на русском языке литература, посвященная Новому Завету, может быть разделена на две категории. В первую входят «церковные» комментарии к Евангелию, принадлежащие отцам и учителям древности, авторам XIX столетия, современным священнослужителям и богословам. Во вторую — научная литература (как правило, переводимая с иностранных языков), созданная вне Православной Церкви. В прежние времена учебники составлялись исключительно в русле «церковного» подхода к евангельскому тексту, практически без учета данных современной новозаветной науки.
 
Между тем в наше время уже невозможно эти данные игнорировать. Когда профессор А. П. Лопухин в 1904 году начал издавать свою «Толковую Библию», в примечаниях к библейскому тексту он достаточно широко использовал не только святоотеческие комментарии, но и научную литературу того времени. Этот же подход был продолжен другими учеными, работавшими над продолжением «Толковой Библии» после смерти Лопухина.
С тех пор, как вышел в свет последний том этого издания, прошло более ста лет. За эти годы новозаветная наука сделала огромный рывок вперед: были открыты не известные ранее рукописи, уточнены многие сведения, касающиеся евангельского текста, пересмотрены старые подходы, выдвинуто множество новых гипотез. Весь этот обширный материал следует учитывать при изучении Евангелий.
 
Однако подходить к нему нужно критически. Внецерковная новозаветная наука наряду с важными открытиями сделала и много ошибок. О некоторых из них будет сказано во вводном разделе настоящего тома. Более подробное изучение подходов современных ученых к евангельскому тексту предполагается в специальном курсе «Введение в библеистику». Для этого курса будет написан отдельный учебник из двух частей, посвященных соответственно Ветхому и Новому Заветам.
 
Настоящий учебник — первый в новом поколении учебных пособий, которые будут написаны компетентными специалистами в различных областях церковной науки. Программа подготовки и издания таких учебников реализуется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под наблюдением Высшего церковного совета. В перспективе нам предстоит обновить весь корпус учебной литературы для бакалавриата духовных школ. Задача эта — не из легких, но от ее решения никуда не уйти.
Желаю всем учащимся духовных школ интересного чтения и успехов в учебе. Пусть Евангелие будет не только вашей настольной книгой, но и постоянным стимулом для духовного и интеллектуального развития. Вчитывайтесь в евангельский текст, сравнивайте рассказы четырех Евангелистов, вслушивайтесь в живое слово Господа Иисуса, вглядывайтесь в черты Его божественного лика.
 
+Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, профессор Московской духовной академии
 
Рецензенты:
  • Иеромонах Николай (Сахаров), доктор богословия, профессор МДА 
  • Протоиерей Димитрий Юревич, кандидат богословия, заведующий кафедрой библеистики СПбДА 
  • Архимандрит Сергий (Акимов), доктор богословия, ректор МинДА, заведующий кафедрой библеистики ОЦАД 
  • Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, профессор 
  • Протоиерей Алексей Емельянов, заведующий кафедрой библеистики ПСТГУ 
  • А. С Небольсин, доктор богословия, профессор кафедры библеистики ПСТГУ 
  • М. А. Скобелев, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики ПСТГУ 
  • Н. С. Серебряков, старший преподаватель кафедры библеистики, доцент кафедры теологии ПСТГУ 
  • М. Г. Селезнев, кандидат филологических наук, доцент кафедры библеистики ОЦАД

Митрополит Волоколамский Иларион - Алфеев - Четвероевангелие - Том 1 - учебник бакалавра теологии

М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия,
Издательский дом «Познание», 2017.— 632 с.
ISBN 978-5-9908681-3-7
 

Митрополит Волоколамский Иларион - Алфеев - Четвероевангелие - Том 1 - учебник бакалавра теологии - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ИСАГОГИКА ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЯ
  • Глава 1. НОВЫЙ ЗАВЕТ И ЕВАНГЕЛИЕ
    • 1. 1. Новый Завет как Священное Писание
    • 1. 2. Евангелие: происхождение и история понятия
    • 1. 3. Иисус Христос как историческая личность
    • 1. 4. Евангелия как свидетельства очевидцев
    • 1. 5. Религиозно-культурный контекст евангельской истории
    • 1. 6. Язык Иисуса Христа и апостолов
  • Глава 2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ТОЛКОВАНИЯ ЕВАНГЕЛИЯ
    • 2. 1. Изучение и толкование Евангелия в период с I по XVIII век
    • 2. 2. Зарождение и развитие библейской критики
  • Глава 3. ФЕНОМЕН ЧЕТЫРЕХ ЕВАНГЕЛИЙ
    • 3. 1. Текст Евангелий в рукописной традиции
    • 3. 2. Канон четырех Евангелий
  • Глава 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЙ И СИНОПТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 4. 1. Происхождение Евангелий согласно церковному Преданию
    • 4. 2. Библейская критика о происхождении синоптических Евангелий
    • 4. 3. Время написания Евангелий
  • Глава 5. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И БОГОСЛОВСКИЕ ИДЕИ ЧЕТЫРЕХ ЕВАНГЕЛИЙ
    • 5. 1. Евангелие от Матфея
    • 5. 2. Евангелие от Марка
    • 5. 3. Евангелие от Луки
    • 5. 4. Евангелие от Иоанна
  • Дополнительная литература к введению
Часть I. НАЧАЛО ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ
  • Глава 6. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
    • 6. 1. События, предшествовавшие рождению Спасителя (по Евангелию от Луки) 
    • 6. 2. Дата рождения Иисуса Христа
    • 6. 3. Проблема двух родословных
    • 6. 4. Рождение от Девы. Наречение имени
    • 6. 5. Обстоятельства рождения
    • 6. 6. Место рождения
    • 6. 7. «Родители», «братья и сестры»
    • 6. 8. Детство и отрочество. Воспитание и образование
    • 6. 9. Два источника предания о рождении Иисуса
    • 6. 10. Внешний облик и черты характера Иисуса
  • Глава 7. СЫН БОЖИЙ
    • 7. 1. «В начале было Слово»
    • 7. 2. Крещение Иисуса
    • 7. 3. Искушение от диавола
    • 7. 4. Иисус и Иоанн Креститель
    • 7. 5. «Галилея языческая»
    • 7. 6. Иисус и Его родственники
    • 7. 7. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
  • Глава 8. ПРОРОК ИЗ НАЗАРЕТА ГАЛИЛЕЙСКОГО
    • 8. 1. Ветхозаветные пророки
    • 8. 2. «Пророк, сильный в деле и слове»
  • Глава 9. ИИСУС И УЧЕНИКИ
    • 9. 1. Призвание первых учеников
    • 9. 2. Избрание двенадцати
    • 9. 3. Непонимание 9. 4. Иисус и Петр
    • 9. 5. Другие ученики из числа двенадцати
    • 9. 6. Наставление двенадцати
    • 9. 7. Ученики не из числа двенадцати
  • Глава 10. ИИСУС И ЕГО ПРОТИВНИКИ: НАЧАЛО КОНФЛИКТА
    • 10. 1. Противники Иисуса
    • 10. 2. Начало полемики с книжниками и фарисеями
  • Дополнительная литература к части I
Часть II. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
  • Глава 11. ОБЩИЙ КОНТЕКСТ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ
    • 11. 1. Нагорная проповедь и Проповедь на равнине
    • 11. 2. «...взошел на гору»
    • 11. 3. Кому адресована Нагорная проповедь
    • 11. 4. Толкование Нагорной проповеди
  • Глава 12. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
    • 12. 1. Общий обзор заповедей Блаженства
    • 12. 2. «Блаженны нищие духом»
    • 12. 3. «Блаженны плачущие»
    • 12. 4. «Блаженны кроткие»
    • 12. 5. «Блаженны алчущие и жаждущие правды»
    • 12. 6. «Блаженны милостивые»
    • 12. 7. «Блаженны чистые сердцем»
    • 12. 8. «Блаженны миротворцы»
    • 12. 9. О гонениях на христиан
  • Глава 13. «СОЛЬ ЗЕМЛИ» И «СВЕТ МИРА»
  • Глава 14. «ЗАКОН И ПРОРОКИ»
    • 14. 1. Иисус и Закон Моисеев
    • 14. 2. «Вы слышали, что сказано древним...»
    • 14. 3. Гнев и оскорбление
    • 14. 4. Вожделение, прелюбодеяние, развод
    • 14. 5. Клятва и ложь
    • 14. 6. Непротивление злу
    • 14. 7. Любовь к врагам
    • 14. 8. Христианское совершенство
  • Глава 15. МИЛОСТЫНЯ И МОЛИТВА
    • 15. 1. Праведность истинная и ложная
    • 15. 2. Милостыня
    • 15. 3. Молитва
  • Глава 16. «ОТЧЕ НАШ»
    • 16. 1. Молитва «Отче наш» в евангельской традиции
    • 16. 2. «Отче наш, сущий на небесах»
    • 16. 3. «Да святится имя Твое»
    • 16. 4. «Да приидет Царствие Твое»
    • 16. 5. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе»
    • 16. 6. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»
    • 16. 7. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»
    • 16. 8. «И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого»
    • 16. 9. Заключительное славословие
  • Глава 17. ПОСТ
  • Глава 18. БОГАТСТВО ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ
    • 18. 1. Иисус и богатство
    • 18. 2. Сокровища на земле и на небе
    • 18. 3. Светильник для тела
    • 18. 4. Бог и маммона
    • 18. 5. Забота о завтрашнем дне
  • Глава 19. СУД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И СУД БОЖИЙ
  • Глава 20. «НЕ ДАВАЙТЕ СВЯТЫНИ ПСАМ...»
  • Глава 21. «ПРОСИТЕ, И ДАНО БУДЕТ ВАМ...»
  • Глава 22. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО»
  • Глава 23. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ
    • 23. 1. Основная тема заключительных разделов Нагорной проповеди
    • 23. 2. Два пути
    • 23. 3. Лжепророки
    • 23. 4. Дом на камне и дом на песке
    • 23. 5. «Он учил их, как власть имеющий...»
  • Дополнительная литература к части II
Рекомендуемая литература
Именной указатель
Указатель ссылок на Священное Писание
 

Митрополит Волоколамский Иларион - Алфеев - Четвероевангелие - Том 1 - учебник бакалавра теологии - Новый Завет как Священное Писание

 
Новый Завет — название второй части Священного Писания Церкви. Согласно христианскому вероучению, книги Священного Писания «богодухновенны», то есть написаны пророками и апостолами под действием Святого Духа. Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея: «Ты знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2ТимЗ. 15-17).
Схожим по смыслу является 2 Петр 1. 20-21: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым». Здесь также говорится о богодухновенности как о воздействии Святого Духа на избранника при получении Откровения.
 
Богодухновенность можно рассматривать как дар Святого Духа автору библейской книги и как особое состояние, в котором он находится при написании этой книги. При таком воздействии Духа силы и способности автора полностью сохраняются, включая способность к собственному осмыслению богооткровенных истин. Книги Священного Писания представляют собой плод со-работничества Бога и человека.
Выражение «новый завет» впервые в Священном Писании встречается у пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет...» (Иер 31. 31). Само это понятие, таким образом, связано с представлением об осуществлении ветхозаветных обетовании о новом, вечном Завете Бога с людьми (см. также: Иез 16. 60; 36. 26).
 
Если Иеремия понимал «новый завет» как обновление Договора Бога с Его народом, то раннехристианские авторы отнесли это пророческое обетование к плодам искупительного подвига Господа Иисуса Христа. Евангелисты свидетельствуют, что Сам Спаситель употребил это выражение на Тайной вечере: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26. 28; см. также: Мк 14. 24; Лк 22. 20; 1 Кор 11. 25).
Еще ап. Павел противопоставлял Ветхий Завет, знаком которого были высеченные на камне буквы Закона Моисея, и Новый, установленный благодаря спасению человечества во Христе (2 Кор 3. 6-15). В конце II века выражение «Новый Завет» стало использоваться в качестве наименования второй части христианской Библии, тогда как первую часть стали называть Ветхим Заветом.
 
Новый Завет представляет собой собрание из 27 произведений различного характера, написанных в первые десятилетия после смерти и Воскресения Иисуса Христа. В состав этого канонического сборника вошли четыре Евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна (Мф, Мк, Л к, Ин); Деяния святых апостолов (Деян); семь Соборных посланий: Иакова (Иак), два Петра (1 Петр и 2 Петр), три Иоанна (1 Ин, 2 Ин, 3 Ин), Иуды (Иуд); Послания апостола Павла: к Римлянам (Рим), два к Коринфянам (1 Кор и 2 Кор), к Галатам (Гал), к Ефесянам (Еф), к Филиппий-цам (Флп), к Колоссянам (Кол), два к Фессалоникийцам (1 Фес и 2 Фес), два к Тимофею (1 Тим и 2 Тим), к Титу (Тит), к Филимону (Флм), к Евреям (Евр); Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова (Откр).
 
 
 
 

Категории: 

Поблагодарите: первое сердечко - 1 балл, последнее - 10 баллов: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.7 (3 votes)
Аватар пользователя ushpizin