Ариадна - Научные исследования эзотеризма и мистицизма - АИЭМ

Халтурин Ю. Л., Кучурин В. В., Родиченков Ю. Ф. - «Небесная наука»: европейская алхимия и российское розенкрейцерство в XVII–XIX вв.
Книжная серия «Ариадна», которую издаёт Ассоциация исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ).
Среди членов Ассоциации ученые самых разных специальностей – философы, историки, филологи, востоковеды, психологи, представители других отраслей науки. Всех их объединяет одно – изучение различных аспектов эзотеризма и мистицизма с позиций академической науки. Они отражают результаты исследовательской работы, ведущейся членами Ассоциации и, как мы надеемся, будут интересны нашим потенциальным читателям. Строившийся веками лабиринт мира магии, алхимии, астрологии, каббалы скрывает множество секретов. С нашей стороны, наверное, было бы слишком смелым надеяться на то, что книги серии «Ариадна» будут той путеводной нитью, которая приведет к познанию всех тайн мироздания, но то, что работы исследователей эзотеризма и мистицизма помогут читателю по-новому, непредвзято взглянуть на сферу, которую многие считают недостойной научного исследования, не вызывает сомнений.

Российское розенкрейцерство XVIII–XIX вв. сыграло в русской культуре особую роль: оно стало хранителем и проводником западной эзотерической традиции. «Братья» масонской системы Злато-розового креста (ордена Золотого и розового креста) осваивали и развивали различные идеи и практики, связанные с магией, каббалой, астрологией, алхимией, герметизмом, теософией. Пришедшие с Запада эзотерические учения они пытались соединить с традицией христианской мистики, в том числе православной, создавая необычные и интересные формы мировоззрения. Через творчество русских розенкрейцеров, например, М. М. Хераскова и Ф. П. Ключарева, а также находившихся под их влиянием поэтов В. И. Майкова и С. С. Боброва (формально относившихся, по-видимому, к другим направлениям масонства) эзотерические идеи проникли в литературу. Отголоски этих идей встречаются в произведениях русских романтиков, а также А. А. Григорьева, Л. Н. Толстого, А. Ф. Писемского.
 
Издаваемые розенкрейцерами религиозно-мистические журналы и эзотерические книги европейских авторов оказали значительное воздействие на развитие русской философской мысли. Следы этого воздействия можно увидеть в сочинениях таких разных мыслителей, как П. Я. Чаадаев, И. В. Киреевский, А. И. Герцен и В. С. Соловьев. Эзотерические идеи российских розенкрейцеров оказали влияние и на архитектуру, например, на проект храма Христа-Спасителя А. Л. Витберга.
 
К сожалению, нам довольно мало известно о содержании эзотерических доктрин российских розенкрейцеров. Хотя сочинения и письма самых известных из них – И. В. Лопухина, И. Г. Шварца, Н. И. Новикова, С. И. Гамалеи – неоднократно издавались, тайное учение, которое преподавалось в розенкрейцерских ложах и нашло отражение в текстах указанных авторов, до сих пор детально не изучалось. Тем самым складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, внешняя сторона деятельности розенкрейцеров, история их организации, устава, ритуалов, изучена достаточно хорошо как в трудах историков-классиков, так и в работах современных исследователей. С другой стороны, внутренняя, духовная составляющая их деятельности, которая была для розенкрейцеров основной, изучена фрагментарно, особенно этокасается ее эзотерических аспектов. Таким образом, мировоззрение, философия, и особенно эзотерические аспекты учения розенкрейцеров остаются открытыми для исследований.
 

Халтурин Ю. Л., Кучурин В. В., Родиченков Ю. Ф. - «Небесная наука»: европейская алхимия и российское розенкрейцерство в XVII–XIX вв.

Серия «Ариадна» (Научные исследования эзотеризма имистицизма. Вып. 1). – Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2015. – 380 с.
ISBN 978-5-88812-704-9
 

Халтурин Ю. Л., Кучурин В. В., Родиченков Ю. Ф. - «Небесная наука»: европейская алхимия и российское розенкрейцерство в XVII–XIX вв. - Содержание

Часть I. Поздняя алхимия в Западной Европе 
  • Глава первая. Специфика поздней алхимии и алхимическая космогония 
  • Глава вторая. Ртуть – соль – сера: первооснова вещественного мира в алхимической философии 
  • Глава третья. Представления о философском камне в поздней алхимии 
Часть II. Розенкрейцерство и алхимическая традиция в России в XVI–первой трети XIX в.:исторический очерк 
  • Глава первая. Формирование алхимической традиции в России в XVI–XVII вв 
  • Глава вторая. Масонство и развитие алхимической традиции в России в первой половине XVIII в 
  • Глава третья. Розенкрейцерство в истории алхимической традиции в России в последней трети XVIII–первой трети XIX в . 
Часть III. Алхимическое учение российских розенкрейцеров 
  • Глава первая. Место алхимии в российском розенкрейцерстве
    • Алхимия и «иоанновское» масонство 
    • Алхимия и степень шотландского мастера 
    • Алхимия и теоретический градус 
    • Алхимия во внутреннем ордене 
  • Глава вторая. Лабораторная и духовная алхимия российских розенкрейцеров
    • Лабораторная алхимия 
    • Духовная алхимия 
  • Глава третья. Алхимическая натурфилософия российских розенкрейцеров 
Послесловие 
Приложение 1. Начала алхимической премудрости розенкрейцеров: «Теоретический градус соломоновых наук» 
  • Предисловие 
  • Теоретический градус соломоновых наук 
Приложение 2. Алхимические тексты российских розенкрейцеров 
  • Предисловие 
  • Выбор из бесед Т[еоретического] Г[радуса] С[вободных] К[аменщиков]
    • О Натуре 
    • О хаосе (I) 
    • О хаосе (II) 
    • О стихиях 
    • О семени 
  • Беседы теоретической степени
    • О стихиях вообще 
    • Об огне 
    • О воздухе 
    • О воде 
    • О земле 
    • О телесных вещах и об их началах 
    • О всеобщем семени 
  • [Розенкрейцерская речь без названия] 
  • Краткое толкование ученического ковра 
  • Инструкция о семи планетах, также о семи металлах и их характерах 
  • [Без названия] («Записки Титова») 
Приложение 3. Список алхимиков 
Приложение 4. Алхимические произведения в розенкрейцерских рукописных фондах 
Приложение 5. Список алхимических и масонских символов
Библиография

Личный дневник доктора Джона ДиКнига «Личный дневник доктора Джона Ди» достойна самого пристального внимания всех тех, кто работает в сфере истории и философии науки, истории идей, культурологии, а также истории и теории эзотеризма. Центральным материалом книги являются личные записи известного британского математика, астролога, алхимика и философа Джона Ди (1527-1609), в сфере научных интересов которого был широчайший спектр самых разных отраслей знания. Текст на русском языке публикуется впервые. 
 
Джон Ди писал эти дневники не только для себя. Сам стиль текста и специфика обращения с материалом — например, записывание значимых вещей по-латински (или в особенных случаях по-английски, но греческими буквами), — свидетельствует о том, что текст мог прочитать кто-то посторонний, и лишнего в нем быть не могло, особенно при той славе мага и чернокнижника, что окружала Ди.
 
Но это же шифрование значимых мест говорит и о том, что Ди сохранял важные моменты своей жизни, фиксируя их в дневнике, видимо, чтобы вернуться к ним, когда это потребуется. Это подтверждает то, что наряду с особенностями алхимических поисков дневники безыскусно сообщают нам, когда и сколько денег было заплачено тому или иному слуге, сколько и каких продуктов было куплено, как и когда родились дети Ди и т. п. Стало быть, дневники передают историю жизни Ди такой, как он хотел и мог сохранить ее.
 

Личный дневник доктора Джона Ди

 Пер. Ю. Ф. Родиченкова. — СПб.: Издательство РХГА, 2020. — 256 с. 
(Серия «Ариадна». Научные исследования эзотеризма и мистицизма. Вып. 4).
ISBN 978-5-9906888-9-6
 

Личный дневник доктора Джона Ди - Содержание

Носачев П. Г. Неизвестный Джон Ди. Предисловие
  • Личный дневник доктора Джона Ди
  • Предисловие
Личный дневник доктора Джона Ди
Приложение
  • Жизнь доктора Джона Ди
  • Брэйли Э. Топографическая история Суррея. Мортлейк (фрагмент). Заметки о докторе Ди
  • Лилли У. История жизни и времен Уильяма Лилли с 1602 по 1681, написанная им самим на шестьдесят шестом году жизни для его достойного друга Элиаса Эшмола, эсквайра. Опубликована с оригинальной рукописи в Лондоне в 1715 году (отрывок)
  • Хеппел Дж. Знаменитые математики: Джон Ди
  • Стокер Б. Знаменитые обманщики (отрывки)
Родиченков Ю. Ф. Кто вы, Доктор Ди?
  • Scientia vs magia: в начале пути
  • Via scientiarum: на пути к триумфу
  • Monas Hieroglyphica: генезис философского символизма
  • Mathematicus Reginae: слава Мерлина и размышления о математике
  • Stallea, Mare et Terra: Астрономия, навигация и политика
  • Opus Magnum: алхимия Джона Ди
Родиченков Ю. Ф. Краткая хронология основных событий биографии Джона Ди
Шахматова Е. В. Джон Ди и «Золотой век» елизаветинской Англии. Послесловие
Библиография
  • А. Сочинения Джона Ди
  • Б. Источники и литература
Именной указатель

Дмитрий Гальцин - Лики Протея: история современного язычества как религиозной идентичностиВ этой книге под «современным язычеством» будет пониматься комплекс религиозных и духовных идентичностей и практик Нового и новейшего времени. В русскоязычном публичном пространстве этот феномен чаще всего определяется термином «неоязычество», который (совершенно справедливо) подчеркивает современный, новаторский и революционный характер подобных практик и идентичностей, одновременно дистанцируя «современное культурное явление» от того (якобы «настоящего») язычества, под которым понимаются либо уже не существующие религиозности (античная, древнегерманская, древнеславянская и проч.), либо чужие практики и воззрения. Русскоязычному читателю лучше всего известно современное славянское язычество (иногда под именем «родноверие»), притом зачастую благодаря освещению этого феномена средствами массовой информации в скандально-сенсационном ключе, нередко согласно определенной политико-религиозной повестке дня. В настоящей книге предпринимается попытка взглянуть на современное язычество, существующее сегодня по всей Земле, как на единую современную религиозность, обладающую своей спецификой и своей непростой и долгой историей. 
 

Дмитрий Гальцин - Лики Протея: история современного язычества как религиозной идентичности

под общ. ред. Д. М. Ильиной. — СПб.: Издательство РХГА, 2020. — 296 с. 
Серия «Ариадна». Научные исследования эзотеризма и мистицизма. Вып. 5. 
ISBN 978-5-907309-10-4 
 

Дмитрий Гальцин - Лики Протея: история современного язычества как религиозной идентичности - Содержание

1.  Вместо введения: рождение язычества
2.  Современное язычество как религиозная идентичность и поле академического изучения
3.  Синкретическое язычество
  • Синкретическое язычество от поздней античности до XVIII в
  • Друидизм ХѴІІІ-ХХІ вв
  • Англо-американское синкретическое язычество 1960-х — 1970-х гг. и складывание языческой идентичности
  • Языческая идентичность (1990-е — 2000-е гг.) и межконфессиональная активность язычников
4.  Реконструкционистское язычество
  • Становление германского язычества. Фёлькиш
  • Послевоенное германское язычество. Асатру
  • Реконструкционизм и его границы. Культурная апроприация
5.  Мистические и протестные течения в современном язычестве XXI в
  • Религиозный политеизм
  • Языческая апокалиптика
  • Личное служение богам
  • Полемика о гендере в западном язычестве
Послесловие: комментарий к эпиграфу
Список источников и литературы
Именной указатель
Summary
Содержание

 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя esxatos