Быстров - архиепископ Феофан - Тетраграмма

Быстров - архиепископ Феофан - Тетраграмма
Предмет настоящего исследования составляет ветхозаветное божественное имя יהוה, или, по принятой в науке терминологии, тетраграмма. Такого рода исследование может иметь свое положительное значение, помимо апологических целей. Уже по одному тому, что тетраграмма есть собственное имя Божие, интересно в самом деле знать, какое в этом имени выражается ветхозаветное представление о Боге.

 Но сверх того, по непосредственной связи вопроса о тетраграмме с другими вопросами библейской науки, настоящее исследование может иметь и более общее значение. Как собственное имя Божие, тетраграмма должна выражать одну из наиболее существенных черт ветхозаветного представления о Боге. А раз это бесспорно, неизбежно от такого или иного решения частного вопроса о ней зависит в известной мере решение и такого капитального вопроса, как вопрос о происхождении и характере всей ветхозаветной религии. В чисто литературном отношении, наконец, особенности библейского употребления тетраграммы, в связи с употреблением другого божественного имени אלחים, для критики до сих пор служат одним из оснований в пользу отрицательного критического взгляда на происхождение библейских книг.
 
 В настоящем исследовании доказывается возможность выяснения особенностей этого употребления в строго положительном смысле. И чрез это вносится своя лепта в обоснование чисто положительного взгляда на происхождение священных ветхозаветных книг.
 

Архиепископ Феофан (Быстров) - Тетраграмма, или Божественное ветхозаветное имя YHWH

Киев, «Пролог», 2004. —  360 с.
ISBN 966-8538-15-3
 

Архиепископ Феофан (Быстров) - Тетраграмма, или Божественное ветхозаветное имя YHWH - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
  •  -  Произношение тетра-граммы.
  •  -  Неподлинность чтения Jehovah.
  •  - Истинный смысл этого чтения.
  •  - Непроизносимость подлинной тетраграммы в эпоху позднейшего иудейства.
  •  - Причина происхождения этого обычая.
  •  - Вероятное подлинное чтение тетраграммы Jahveh.
  •  - Исторические свидетельства в пользу этого чтения
ГЛАВА ВТОРАЯ
  •  -  Значение тетраграммы. Библейское объяснение этого имени в Исх. 3:14.
  •  - Подлинное значение материальной основы тетраграммы
  •  ־ Определение формальной ее стороны.
  •  - Субстанциальное понимание ее как вероятнейшее.
  •  - Отношение тетраграммы к именам El, Elohim и El Schaddaj
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
  •  - Происхождение тетраграммы. Положительное решение вопроса на основании библейских данных.
  •  - Отрицательно-критические решения его.
  •  - Гипотезы египтологические.
  •  - Опыты выведения тетраграммы из Ассиро-Вавилонии и из языков сиро-арабо-финикийского района.
  •  - Теория синологическая.
  •  - Гипотеза Бринтона
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
  •  - Древность тетрагра־мы. Гипотезы Редслоба и Болена.
  •  - Доказательства того, что тетраграмма была известна до Моисея.
  •  - Значение Быт. 4:1 и Быт. 4:26 для решения вопроса о древности тетраграммы.
  •  - Общее заключительное замечание о возможной древности тетраграммы
ГЛАВА ПЯТАЯ
  •  -  Употребление тетраграммы в библейских ветхозаветных книгах. Связь вопроса об употреблении имен божественных с вопросом о происхождении ветхозаветных книг.
  •  - Отрицательное решение его в западной критической литературе.
  •  - Положительное объяснение особенностей употребления божественных имен в ветхозаветной литературе на основании установленного значения имен и действительного их употребления в известные исторические эпохи
ПРИЛОЖЕНИЯ
 

Архиепископ Феофан (Быстров) - Тетраграмма, или Божественное ветхозаветное имя YHWH - Произношение тетраграммы


Как это ни странно, но при положительном разъяснении тетраграммы приходится начинать с вопроса о правильном ее произношении. По удивительному сцеплению исторических обстоятельств подлинное произношение тетраграммы затерялось, так что для новейшего научного сознания оно является величиной в собственном смысле слова искомой. Между тем, знать это произношение необходимо, так как без него не может быть точно установлено и значение имени. В масоретском тексте тетраграмма имеет начертание, которое без всяких затруднений можно прочитать как Jehovah; так это имя обычно и читается. Но что такое чтение имени неподлинно, это можно доказать соображениями и историческими, и грамматическими. С исторической точки зрения произношение Jehovah — далеко не древнее. Его совсем не знает древность ни иудейская, ни христианская.
 
Впервые встречается оно в литературе средневековой. Первое документальное засвидетельствование этого чтения, до сих пор находили у современника реформации, духовника папы Льва X, францисканца Галатина. Основанием служило то обстоятельство, что у Галатина в сочинении: “De arcanis catholicae veritatis” чтение это, действительно, защищается как против чтения Jova, так и против обычая заменять его в произношении именем Adonaj. В настоящее время можно, однако, положительно утверждать, что форма Jehovah была известна и прежде Галатина. Следы этого чтения открываются в XV, а некоторыми даже в XIV и XIII веках. Можно потому сказать только, что со времен Галатина чтение это приобретает более широкую известность. Как и следовало ожидать, не обходилось дело и без протестов против установившейся практики. Из числа ученых гебраистов XVI и XVII столетий против принятого чтения возражали Буксторфий, Друзий, Амама, Капелл и Альтингий. Но не оставались в долгу со своей стороны и защитники этого чтения. Особенно ревностно его защищали Занхий, Фуллер, Гатакер, Лейсден.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя aleksandroid