Керн - Архимандрит Киприан - Золотой Век Святоотеческой Письменности

Архимандрит Киприан - Керн - Золотой Век Святоотеческой Письменности - Жизнь и учение восточных отцов IV века
Настоящая книга является изданием части лекций, прочитанных покойным профессором Архимандритом Киприаном в течение его двадцатилетнего преподавания Патрологии в Русском Православном Богословском Институте в Париже. Текст лекций об Отцах IV века издается в том виде, в каком он был найден в личной рукописи Архимандрита Киприана, который вряд ли отдал бы этот труд в печать, не расширив содержания, не обработав научный аппарат.
 
Редакционная работа над настоящей книгой заключалась главным образом в подготовке рукописи к печати, в проверке ссылок на святоотеческие и другие труды, в дополнении и уточнении библиографических указаний, данных самим автором. Где было уместно, редактор указал ссылками на другие печатные труды ученого Архимандрита. В одном случае, на стр. 159 дано короткое подстрочное замечание о Мессалианстве ; в другом случае, в конце последней главы, которая не была окончательно проредактирована автором, пришлось несколько сократить последние параграфы, не изменяя их сущности.
 
Можно жалеть, что среди оставленных рукописей лекций ничего не было найдено о жизни и о письменном наследстве Св. Иоанна Златоуста, тогда как довольно обширно было помещено о его учении о человеке в докторской диссертации Архимандрита Киприана об «Антропологии Св. Григория Паламы» (стр. 166-176).
 
Сестра покойного Архимандрита Киприана, Екатерина Эдуардовна Стебут, его друзья и в особенности проф. протопресвитер Николай Афанасьев, сочли целесообразным издавать постепенно и по мере возможности лекции и труды, которые он оставил в рукописях, твердо веря, что они могут принести пользу всем любителям святоотеческой письменности. Редактор выражает им свою искреннюю благодарность за порученную задачу приготовления рукописи к печати.
 
Для редактора явилось большим духовным удовольствием трудиться над рукописями его покойного русского учителя, которого он всегда считал жизненным образцом тех ликов святых и вселенских учителей, которые в старинных церквах написаны во фресках на алтарной стене, за престолом — худые, высокие ростом, благородные, со строгими чертами лица, всегда внушающие уважение и благоговение.
 
Сергиевское Подворье. 1966 г. Андрей К. Фириллас Преподаватель Патрологии в Русском Православном Богословском Институте.
 

Архимандрит Киприан - Керн - Золотой Век Святоотеческой Письменности - Жизнь и учение восточных отцов IV века

YMCA - PRESS 11, rue de la Montagne-Ste-Genevieve - Paris 5
Copyright 1967 by УМСА-PRESS, SARL Paris
180 с.
Tous droits reserves
 

Архимандрит Киприан - Керн - Золотой Век Святоотеческой Письменности - Жизнь и учение восточных отцов IV века - Содержание

Биографическая заметка
Главные Труды
От Редактора
Список Сокращений
Эпоха Тринитарных споров IV века
Гл. I.   Общие понятия
Гл. II.   Св. Афанасий Великий
§ 1. Жизнь
§ 2. Творения
§ 3. Учение о Воплощении Слова
§ 4. Борьба за Единосущие Слова
§ 5. Учение о Св. Духе
§ 6. Праздничные Послания
Гл. III.   Св. Василий Великий
§ 1. Жизнь и значение в Истории
§ 2. Литературные труды
§ 3. Тринитарное учение
§ 4. Космология
Гл. IV.   Св. Григорий Назианзин, Богослов
§ 1. Место в истории Церкви и жизнь его
§ 2. Литературное наследство
§ 3. Учение о Св. Троице
Гл. V.   Св. Григорий Нисский
§ 1. Биография и значение в Истории богословия
§ 2. Литературное наследство
§ 3. Труды экзегетические
§ 4. Учение Тринитарное
Гл. VI.   Дидим Слепец
§ 1. Жизнь и значение в истории богословия
§ 2. Творения
§ 3. Богословское учение
Гл. VII. Св. Кирилл Иерусалимский
§ 1. Жизнь и значение для богословской письменности
§ 2. Творения
§ 3. Общее содержание «Огласительных поучений»
Гл. VIII.    « МACARIANA »
А. Автор - Преп. Макарий Александрийский
Преп. Макарий Египетский
Б. Литературное наследие преп. Макария Египетского
 

Архимандрит Киприан - Керн - Золотой Век Святоотеческой Письменности - Жизнь и учение восточных отцов IV века - Эпоха тринитарных споров четвертого века

 
Четвертое столетие в истории христианской богословской письменности по справедливости носит наименование « золотого века». Это именно столетие прославило святоотеческую письменность именами, равных которым не было еще доселе. Достаточно упомянуть в области чистого богословия таких великих писателей, как : св. Афанасий Александрийский — «Отец Православия», трех великих Каппадокийцев — свв. Василия Великого, Григория Нисского и Григория Назианзи-на, Богослова, славного учителя и проповедника св. Иоанна Златоуста ; несколько меньших учителей в богословии, как : св. Кирилл Иерусалимский, Дидим Слепец Александрийский, Серапион Тмуитский и Амфилохий Иконийский. Не менее прославились : экзегет и переводчик Библии блаж. Иероним Стридонский ; экзегет тоже и проповедник преп. Ефрем Сирин, историк и знаток Писания Евсевий Кесарийский ; ересеолог св. Епифаний Кипрский ; на Западе появляются богословы Иларий, еп. Пиктавийский и св. Амвросий Миланский. Это же столетие дает зарождение монашеско-аскетической литературе, где прежде других должны быть упомянуты : преп. Антоний Великий, преп. Макарий Великий, Евагрий Понтийский, чтобы не говорить о более второстепенных.
 
Такой расцвет богословской письменности в значительной степени объясняется тем, что церковь со времени Миланского эдикта становится признанным государством учреждением и может, без опасения внешних преследований, отдаться созидательной работе в области мысли, толкования Писаний, углубления во внутреннюю духовную жизнь и т. п. Но с другой стороны, этому же цветению богословской письменности способствуют внутренние потрясения в жизни самой церкви. Существовавшие и прежде богословские разномыслия имели характер скорее случайный и во всяком случае местный. Четвертое же столетие увидало лицом к лицу первую крупнейшую богословскую ересь, значения и масштаба, так сказать, вселенского. Арианство и последовавшие за ним споры о Св. Духе взволновали не одну только провинцию александрийскую или какую иную ; они, угрожая чистоте веры всей Церкви, представили собою опасность для всего христианского мира. В вопросе, кому достанется победа — Православию или Арианству, лежал существенно важный вопрос о самом бытии Христовой веры. Основной догмат Православия, учение о Св. Троице, был поставлен под удар возникновением того лжеучения, которое вошло в историю с именем александрийского пресвитера Ария, но получило свою дальнейшую идеологическую разработку от Аэция, Евномия и других, если и не разделивших всецело лжеучение, только что упомянутое, то во всяком случае враждебных православному исповеданию. Ни-кейским вероисповеданием 325 г. вопрос еще далеко не был решен. Официальная победа Православия на первом вселенском соборе означала, в сущности, только начало ожесточенной борьбы со всеми теми, кто не прияли этого исповедания. На эту борьбу ушло почти три четверти века, и победа смогла быть застрахована только благодаря очень глубокому, систематическому и продуманному обоснованию Никейской веры.
 
Из предыдущего изложения следовало, что вопросы внутренней жизни Божества, или, что то же, тема тринитарная не была вовсе чужда писателям П и Ш вв., как православным, так и еретикам. Но мысль писателей той эпохи не была еще достаточно подготовлена, чтобы уловить все оттенки и осознать всесторонне все входящие в нее вопросы. Не зрелая сама по себе, эта мысль не породила еще ничего подобного по своему значению и силе тому лжеучению, которое вошло в историю с именем Ария, равно как и тому православному ее опровержению, которое связано с именами свв. Афанасия и великих Каппадокийцев.
 

Архимандрит Киприан - Керн - Биографическая заметка

 
Архимандрит Киприан - КернАрхимандрит Киприан, в мире Константин Эдуардович Керн, родился 11 мая 1899 года в городе Туле. Вскоре его отец был назначен профессором и директором Императорского Лесного Института в Санкт-Петербурге. Здесь молодой Константин Эдуардович прошел курс сред него образования (гимназические классы) в Императорском Александровском Лицее. После закрытия Лицея Временным правительством, К. Э. поступает на Юридический факультет Московского университета, но оканчивает свои занятия по юридической науке уже за границей в Белградском университете в 1921 году.
 
В 1925 году К. Э. оканчивает и Богословский факультет того же Белградского университета и определяется преподавателем в Семинарию в г. Битоле. Здесь ему поручено преподавание Литургики, Апологетики и греческого языка, совместно с должностью помощника инспектора.
 
20 апреля 1927 года К. Э. был пострижен в монашество с именем Киприана. Вскоре в том же году он был рукоположен в сан диакона и пресвитера. В 1928 году, по возведении в сан архимандрита, он назначается Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Но в 1931 г. он возвращается в Сербию к своей деятельности в Битольской Семинарии.
 
В 1936 году архимандрит Киприан избран преподавателем Русского Православного Богословского Института в Париже на кафедру Пастырского Богословия и греческого языка. С 1937 года ему поручено преподавание и Литургики. В 1942 году он был избран на кафедру Патрологии, которую занимал до конца своей жизни. С 1944 по 1947 год он исполняет обязаность Инспектора Института. В 1945 году ему присуждена степень Доктора Церковных Наук после защиты диссертации на тему «Антропология св. Григория Паламы». По его инициативе и под его руководством учреждены были с 1953 года «Литургические Съезды» при Богословском Институте.
 
С 1940 года до самой своей кончины архимандрит Киприан был настоятелем храма свв. равноапостольных царей Константина и Елены в Кламаре, около Парижа.
Скончался архимандрит Киприан после кратковременной болезни 11 февраля 1960 года и погребен, согласно его желанию, на Кламарском кладбище.
 

ГЛАВНЫЕ ТРУДЫ АРХИМ. КИПРИАНА

  1. «Крины Молитвенные». Сборник статей по литургическому богословию. Белград, 1928. Стр. VH-208.
  2. «О. Антонин Капустин, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Белград, 1934. Стр. 209.
  3. «Евхаристия». YMCA-PRESS. Париж. 1947. Стр. 350.
  4. « Антропология Св. Григория Паламы ». YMCA-PRESS. Париж, 1950. Стр. 450.
  5. «Православное Пастырское Служение». Изд. журнала «Вечное». Париж,  1957. Стр.  253.
  6. «Les Traductions Russes des Textes Patristiques. Guide Bibliogra-phique». Editions de Chevetogne. Chevetogne, 1957. Pp. 76.
  7. «Из неизданных писем Константина Леонтьева». Париж,  1959. Стр. 31.
  8. «Литургика. Гимнография и Эортология». Изд. «Вода Живая». Париж, 1964. Стр. 156.  (Посмертное издание на ротаторе).
Перечень  статей  арх.  Киприана  по  Патрологии,   Литургике  и Пастырскому Богословию можно найти в списке трудов профессоров  Православного  Богословского  Института. «List of Writings».   Вып. за 1925-1954 гг. стр. 40-43 и Вып. за 1955-1965 гг. стр. 13 и 14.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя professor Dmitry