Куманьков - Война - В плену насилия

Куманьков Арсений - Война, или В плену насилия
Азбука понятий
Слово «война» во многих современных европейских языках восходит к словам из древних праязыков, что можно рассматривать как подтверждение тезиса о появлении феномена войны на самых ранних этапах общественной истории человека. И, как правило, во всех языках воспроизводятся общие смыслы, связанные со словом «война», - борьба, конфликт, сражение. Эта традиция была зафиксирована уже в языках, на которых изначально создавалась философия, - греческом и латинском. Греческий термин polemos происходит от poleo, то есть «приступать, преследовать». В «Илиаде» Гомер в паре с polemos использует также слово mache, проводя смысловое различение между ними.
 
Рolemos обозначает темную сторону войны, ужасы и несчастия, с ней связанные, - война называется злосчастной, погибельной, многослезной0. Mache используется, когда Гомер хочет подчеркнуть, что война дает и блага, например славу и доблестное поведение. В русском переводе гомеровских текстов это различие, как правило, не передается, однако оно со временем перестало иметь значение и для древнегреческого языка, в котором polemos стал обозначать войну, a mache - битву, то есть отдельный ее акт. Производные от греческого polemos можно встретить во многих языках, в том числе и в русском - мы говорим о полемике и полемизируем, а социологическую дисциплину, которая занимается исследованием войны, называем полемологией. 
 

Куманьков Арсений - Война, или В плену насилия

СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. 164 с.: ил.
Серия "Азбука понятий"; вып. 9
ISBN 978-5-94380-290-4 
 

Куманьков Арсений - Война, или В плену насилия - Содержание

ВВЕДЕНИЕ 
  • 1. Что такое война? 
  • 2. Нормативные теории войны 
I. ОТ ПОЛЕМОСА К БОЖЬЕМУ МИРУ 
  • 1. Война в Древней Греции и Древнем Риме
    • Эллада: война есть отец всего 
    • Воины Рима 
  • 2. Античная этика войны
    • Платон и Аристотель: от распри к войне 
    • Цицерон: начинать войны, чтобы жить в мире 
  • 3. Война в Средние века
    • Феодалы, набеги и добыча 
    • Рыцарство 
  • 4. Становление христианской доктрины справедливой войны
    • Отцы Церкви о войне 
    • Августин Аврелий: война как наказание
  • 5. Понятие справедливой войны в схоластике 
  • 6. Священная война и Божий мир 
II. ВОЙНА В НОВОЕ ВРЕМЯ 
  • 1. Война национальных государств
    • Вестфальская система: кто воюет 
    • Вестфальская система: кто занят на войне 
    • Вестфальская система: имена войны 
  • 2. Секуляризация этики войны в XVII веке: Гуго Гроций 
  • 3. Регулярная война: Самуэль фон Пуфендорф и Эмер де Ваттель 
  • 4. XVIII век: в ожидании вечного мира
    • Жан-Жак Руссо: вечный мир в Европейской республике
    • Иммануил Кант: мир во всем мире 
  • 5. Карл фон Клаузевиц: абсолютная война 
III. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВОЙНЫ И НОВЫЕ ВОЙНЫ 
  • 1. Тотальная война 
  • 2. На пути к новым войнам 
  • 3. Новые угрозы и новые войны 
  • 4. Современные теории войны
    • Классический политический реализм 
    • Неореализм 
    • Теория справедливой войны 
    • Пацифизм 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РОБОТИЗАЦИЯ ВОЙНЫ: АПОКАЛИПСИС ИЛИ ПУТЬ К ВЕЧНОМУ МИРУ? 
Благодарности 
Что читать по теме? 
Summary 
 

Куманьков Арсений - Война, или В плену насилия - Введение

 
Война сопровождает человечество на протяжении почти всей его социальной истории. За это время накопился огромный опыт ведения боевых действий и способов осмысления вооруженных конфликтов. «Первыми историями были истории войн», - пишет Иван Курилла, и можно добавить, что до сих пор это один из основных модусов рассмотрения человеком своего прошлого и настоящего. Поразительным образом война, издревле порицаемая и проклинаемая, чрезвычайно живуча. Она буквально держит людей в плену и заставляет искать все новые способы ее обоснования даже в тех случаях, когда применение военного насилия кажется абсолютно бессмысленным или аморальным. Консенсус относительно неприятия кровавой сущности войны сталкивается с тем, что она закрепляется в общественном сознании в качестве наиболее важного элемента истории, который обеспечивает национальную идентификацию и преемственность поколений.
 
Война и ее участники прославляются, героизм и жертвенность превращаются в ценностный ориентир, и потому сама война оказывается политически востребованной. В этой книге нас будет интересовать социально-политическое значение войны в различные периоды истории западного общества и способы осмысления войны от Античности до наших дней. Мы постараемся разобраться в способах рефлексии о войне, отвечая на вопросы: Что такое война? Как со временем менялись представления о смысле войны? Какие возмож- ности она давала ее участникам? Может ли война быть справедливой и несправедливой? Что люди думали о допустимом и неприемлемом на поле боя? Наконец, необходимо будет определить, что происходит с войной в начале третьего тысячелетия. 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat Andron