Малков - Древнецерковные толкования трудных мест Евангелия Иоанна - Введение в Литургическое Предание

Малков Пётр Юрьевич - Древнецерковные толкования трудных мест Евангелия от Иоанна
Древнецерковные толкователи настойчиво подчеркивают, что Иоанн проповедует о Боге Слове именно как о сделавшемся Человеком: как о Сыне Божием, пришедшем в мир во плоти , и тем мир спасшем. Причем дело совершённое здесь Сыном Божиим - Его Воплощение и Крестная Смерть - есть дар и подвиг Его общей с Отцом Божественной любви. Святитель Григорий Палама в «Беседе в день памяти святого апостола и евангелиста и весьма возлюбленного Христом Иоанна Богослова» свидетельствует, что Иоанн «возвестил нам Само сшедшее с Неба Слово, ставшее ради нас плотью (ер. : Ин. l: 14), и яснейшим образом изобразил всё Его жительство во плоти на земле: слова, дела, Страсти , Воскресение, совершившееся после Креста, и последовавшее за этим Восшествие на Небеса (ер.: Ин. 20: 1 7), откуда Он и сошел . И это всё, чему он [ Иоанн ] сам бьm очевидец, он описал ради нас, дабы мы спаслись.
 

Малков Пётр Юрьевич - Древнецерковные толкования трудных мест Евангелия от Иоанна - Богословский анализ содержания источников - Три очерка

П. Ю. Малков. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 2023. - 312 с.
ISBN 978-5-7429-1517-1
 

Малков Пётр Юрьевич - Древнецерковные толкования трудных мест Евангелия от Иоанна - Богословский анализ содержания источников - Три очерка - Содержание

  • Введение
  • Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому (Ин. 9:6): чудо исцеления Христом слепорожденного в древнецерковной экзегезе
  • Иисус прослезился (Ин. 1 1 : 35): слезы и скорбь Сына Божия у гробницы праведного Лазаря в древнецерковной экзегезе
  • Не прикасайся ко Мне (Ин. 20: 17) - подай руку твою и вложи в ребра Мои (Ин. 20:27): явление Воскресшего Христа Марии Магдалине и уверение апостола Фомы в древнецерковной экзегезе
  • Благодарности
  • Принятые сокращения наименований библейских переводов и патристических серий
  • Источники и литератур
  • Именной указатель древнехристианских писателей

Преподобный Максим Исповедник в наследии византийских отцов ЦерквиНе подлежит сомнению, что богословское наследие преподобного Максима Исповедника (580-662), являясь неотъемлемой и органичной составляющей единого и внутренне непротиворечивого святоотеческого Предания, в то же время глубоко оригинально и своеобразно. В связи с этим приходится констатировать, что, вследствие такой его оригинальности, яркого своеобразия, ряд современных догматистов, патрологов, историков Церкви порой воспринимает учение Исповедника как некую богословскую «альтернативу», «ответвление» по отношению к основному руслу византийской святоотеческой мысли. Как полагают некоторые исследователи, учение преподобного Максима (прежде всего в области христологии, антропологии и космологии) настолько своеобразно, что многие из его идей вообще не нашли своей рецепции со стороны святоотеческой богословской мысли, не были ею восприняты и усвоены.
 
По их мнению, древние византийские отцы, стремясь к большей, чем преподобный Максим, ясности и простоте христологических и антропологических богословских формулировок, попросту «проигнорировали» многие из догматических идей Исповедника. В частности, с точки зрения ряда исследователей, одной из подобных значимых областей в богословском наследии преподобного Максима, вызывающих сомнение в их рецепции позднейшей святоотеческой мыслью, являются, как это ни прозвучит неожиданно, некоторые важные аспекты учения преподобного Максима о воле. С одной стороны, для всех очевидно, что преподобный Максим стал одним из главных защитников православного учения о двух волях во Христе — Божественной и человеческой. Именно поэтому победу православного учения о двух волях на VI Вселенском Соборе можно считать, в том числе, и личной победой самого преподобного Максима, пусть даже уже и после его кончины. И это несмотря на то что сам преподобный Максим на Соборе по известным политическим причинам — как выступивший при жизни против императора и патриарха — в положительном ключе вообще не упоминался. 
 
Однако, с другой стороны (и это следует признать), те догматические формулировки, которые принял VI Вселенский Собор в своих определениях, заметным образом отличаются от изложения учения о двух волях во Христе, принадлежащего преподобному Максиму. И в этом смысле, как справедливо отмечает протоиерей Валентин Асмус, «достаточно простое определение» VI Вселенского Собора о двух волях во Христе «совершенно избегает сложных построений преподобного Максима, где четко различались воля естественная и гномическая». 
 

Малков Петр - Преподобный Максим Исповедник в наследии византийских отцов Церкви: рецепция учения о гномической воле

Анализ богословского содержания источников
М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. 128 с. 
ISBN 978-5-7429-1373-3 
 

Малков Петр - Преподобный Максим Исповедник в наследии византийских отцов Церкви: рецепция учения о гномической воле - Содержание

Преамбула 
  • Учение о гномической воле преподобного Максима Исповедника (краткий обзор)
  • Природная и гномическая воля по преподобному Анастасию Синаиту 
  • Понятие «гномическая воля» во флорилегии «Doctrina patrum» («Учение отцов о Воплощении Бога Слова») 
  • Учение о природной и гномической волях в творениях преподобного Иоанна Дамаскина 
  • Учение о воле преподобного Феодора Студита 
  • Учение о природной и гномической волях святителя Фотия, патриарха Константинопольского
  • Понятие «гномическая воля» в богословском наследии Михаила Пселла 
  • Понятие «гномическая воля» в «Лексиконе Зонары» 
  • Христологическое измерение понятия «гномическая воля» в связи с понятием «природная воля» в богословии Никифора Влеммида 
  • Понятие «гномическая воля» в богословском наследии Феофана, митрополита Никейского 
  • Общие выводы 
Благодарности 
Использованные источники и литература

Пётр Юрьевич Малков - Возлюбивший Христа - Святоотеческие толкования на книгу ИоваКнига, которую ныне держит в руках читатель, — результат целого ряда безуспешных попыток ее автора обнаружить в современной христианской литературе ясные и развернутые ответы на те вопросы, что неизбежно возникают при вдумчивом обращении к одному из самых загадочных библейских текстов — книге Иова.
 
Следует честно признать: весьма не простая для истолкования, книга Иова чаще всего вынуждает ее современных исследователей ограничиваться рассмотрением лишь тех или иных частных богословских вопросов, связанных с историей ветхозаветного страдальца; при этом такие ученые, как правило, вообще стремятся избегать каких бы то ни было четких смысловых обобщений, связанных с глубинной сутью истории Иова.
 
Современные авторы активно занимаются исследованием жанровых особенностей библейского текста, выявляют его очевидные литературные параллели в древневосточной литературе. Касаются они в своих научных работах и вопроса о времени создания памятника, проблемы его авторства. Также они концентрируют внимание и на различных, отраженных в библейском тексте исторических и бытовых реалиях эпохи жизни Иова. Главные же вопросы: ради чего Бог попускает Иову его страдания? и: какие духовные дары ветхозаветный праведник получает в результате своих несчастий? — остаются здесь почти без ответа; эти вопросы, как правило, рассматриваются современными авторами лишь вскользь.
 
Конечно же я не стану утверждать, что в Новое время (в том числе и в нашей отечественной библеистике XIX-XXI столетий) о книге Иова не было написано никаких работ, успешно раскрывающих ее духовный смысл; разумеется, это не так. Существуют очень хорошие книги, целиком или частично посвященные богословскому и нравственному содержанию книги Иова и при этом весьма точно затрагивающие ее важнейшие смысловые узлы.
 
Назову здесь, например, труд A.M. (архимандрита Феодора) Бухарева «Святой Иов Многострадальный: обозрение его времени и искушения, по его книге»[1], а также очень интересную и яркую современную брошюру Ф. Н. Козырева «Искушение и победа святого Иова»[2]. Отдельные аспекты нравственного учения книги удачно раскрыты в «Комментарии» В. Романенко[3]. Как мне представляется, вполне верно расставлены смысловые акценты — в отношении духовного содержания книги Иова — и в общем учебном курсе протоиерея Геннадия Егорова «Священное Писание Ветхого Завета»[4].
 
Вместе с тем абсолютное большинство авторов Нового времени, пишущих о книге Иова, к сожалению, почти никак не использует тот важнейший вероучительный и нравственно-богословский материал, что предлагает нам — в связи с книгой Иова — святоотеческая экзегетическая традиция. Но ведь именно в святоотеческом наследии мы, по моему убеждению, как раз и можем обнаружить все нужные ответы на те важнейшие вопросы, что возникают у современного читателя книги Иова.
 
Такие древние церковные писатели, как святитель Иоанн Златоуст, святитель Григорий Великий, преподобный Исихий Иерусалимский, Олимпиодор, Дидим Слепец и некоторые другие, в основном уже разрешили — причем много столетий назад — все те недоумения, что сопровождают наше сегодняшнее обращение к тексту книги Иова. И потому-то, чтобы приблизиться к пониманию подлинного духовного смысла подвига Иова, нам конечно же необходимо обратиться и к их творениям.
 

[1] См.: БухаревA.M. Святой Иов Многострадальный: Обозрение его времени и искушения, по его книге. М., 1864.
[2] См.: Козырев Ф. Н. Искушение и победа святого Иова. СПб., 1997.
[3] См.: Романенко В. Комментарии // Иов. Киев, 2013.
[4] См.: Священник Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. М., 2011.
 

Пётр Юрьевич Малков - Возлюбивший Христа - Святоотеческие толкования на книгу Иова

М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 880 с.
ISBN 978-5-7533-0914-3
 

Пётр Малков - Возлюбивший Христа - Святоотеческие толкования на книгу Иова - Содержание

От автора
I. Введение в святоотеческие толкования на книгу Иова
  • Книга Иова: недоумения и вопросы
  • Авторство книги Иова, происхождение Иова, место его жительства: обзор святоотеческих мнений
  • Древние библейские переводы и их влияние на содержание святоотеческих комментариев на книгу Иова
  • К вопросу о так называемом «библейском богословии»
  • Основные святоотеческие принципы и методы библейской экзегезы
  • Комментарии древних церковных писателей на книгу Иова: обзор источников
II. Был человек в земле Уц... Иов: от земного благополучия к страданию (1, 1-2, 13)
  • Личность Иова (1, 1-5)
  • Бог и сатана: первый диалог (1,6-12)
  • Первые несчастья Иова: утрата имуществаи детей (1, 13-22)
  • Бог и сатана: второй диалог (2, 1-6)
  • Новые несчастья Иова: болезни и искушения(2, 7-13)
III. Открыл Иов уста свои... Речи Иова и его друзей (3,1-31,40)
  • Первый монолог Иова (3, 1-26), дальнейшийспор Иова с друзьями (4, 1-27, 23) и завершающие монологи Иова (28, 1-28; 29, 1-31, 40): особенности святоотеческой интерпретации
  • Первый монолог Иова (3, 1-26). Погибни день, в который я родился
  • Библейские образы друзей Иова: святоотеческая интерпретация
  • И вот, ко мне тайно принеслось слово... Первая речь Елифаза (Иов 4, 1-5, 27)
  • ...Стрелы Вседержителя во мне. Первый ответ Иова Елифазу (6, 1-7, 21)
  • Богословские позиции Елифаза, Вилдада и Софара: единство или своеобразие?
  • ...Спроси у прежних родов. Первая речь Вилдада (8, 1-22)
  • Нет между нами посредника... Первый ответ Иова Вилдаду (9, 1-10, 22)
  • Пустословие твое заставит ли молчать мужей...
  • Первая речь Софара (11, 1-20)
  • Вот, я завел судебное дело... Первый ответ Иова Софару (12, 1-14,22)
  • Он зачал зло и родил ложь... Вторая речь Елифаза (15, 1-35)
  • И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! Второй ответ Иова Елифазу (16, 1-17, 19)
  • ...Свет у беззаконного потухнет. Вторая речь Вилдада (18, 1-21)
  • А я знаю, Искупитель мой жив... Второй ответ Иова Вилдаду (19, 1-29)
  • Он пошлет на него ярость гнева Своего... Вторая речь Софара (20, 1-29)
  • Часто ли угасает светильник у беззаконных?..
  • Второй ответ Иова Софару (21, 1-34)
  • Разве может человек доставлять пользу Богу?
  • Третья речь Елифаза (22, 1-30)
  • О, если бы я знал, где найти Его... Третий ответ Иова Елифазу (23, 1-24, 25)
  • Держава и страх у Него... Третья речь Вилдада (25, 1-6)
  • ...Доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Третий ответ Иова Вилдаду (26, 1-27, 23)
  • Но где премудрость обретается? Речь Иова о Премудрости (28, 1-28)
  • Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне... Монолог Иова, завершающий его спор с друзьями (29, 1-31,40)
IV. ...Тогда... воспылал гнев его. Речь Елиуя (32, 1-37, 24)
  • Личность Елиуя: святоотеческая интерпретация
  • ...Пред тобою — совершенный в познаниях. Речь Елиуя (32, 1-37, 24)
V. И отвечал Господь Иову из бури... Бог и Иов: диалог (38, 1-42, 6)
  • Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне... Первая речь Бога (38, 1-39, 32). Вот, я ничтожеП; что буду я отвечать Тебе? Первый ответ Иова Богу (39, 33-35)
  • Не искажай определения Моего... Вторая речь Бога (40, 1-41, 26)
  • Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя... Второй ответ Иова Богу (42, 1-6)
VI.  ...Раб Мой Иов: окончание страданий Иова (42, 7-17)
  • Покаяние друзей Иова, прекращение страданий праведника и итог библейской книги (42, 7-18): святоотеческая интерпретация
VII.  Прообразовательный и духовный смысл святоотеческих толкований на книгу Иова: основные итоги
  • Справочный аппарат
  • Библиографический указатель основныхисточников
  • Принятые сокращения наименованийпатристических серий
  • Именной указатель древних христианскихписателей

Петр Юрьевич Малков - По образу Слова: СтатьиЕсли христианских толкователей при их обращении к Священной библейской истории в первую очередь привлекал именно сюжет сотворения человека, то — уже в рамках этого повествования — экзегетов прежде всего занимали приведенные здесь слова Создателя о том особом способе, которым должен был быть сотворен человек; Господь говорит здесь о Своем намерении создать человека по Собственному образу и подобию. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1. 26—27).
Что же такое этот образ Божий, по которому создается Адам? Возможно ли дать ему некое более или менее исчерпывающее определение?
 
Прежде чем попытаться дать ответ на этот вопрос, отметим, что в православной антропологии было издревле принято различать сам заложенный в нас Божественный образ и черты этого образа — проявляющиеся в отдельных сторонах нашей природы и наших людских способностях. При этом под чертами образа Божия в человеке, как правило, понимают отраженные в нем различные Божественные совершенства: разумность, свободную волю, бессмертность, господственное положение в мироздание, святость (вернее, способность к нравственному совершенству), дар творчества, а также отображаемые в людях свойства внутритроичной жизни Божества. Однако, говоря о подобных человеческих богообразных свойствах, Святые Отцы всегда избегают каких-либо «самодостаточных» и формальных определений понятия «образ Божий». Как учит святитель Епифаний Кипрский, «совершенно не должно определять или усиливаться открыть, в какой части заключается образ Божий, но надобно признать, что образ Божий находится вообще в человеке... Надобно верить, что образ Божий находится в человеке, и притом во всем человеке. А где находится и где заключается образ Божий, это ведомо Самому единому Богу, по благодати Своей даровашему Свой образ человеку» . Создание такого полного определения о заключенном в нас Божественном образе представляется Святым Отцам попросту невозможным, как невозможно исчерпать словесными определениями понятие о Самом Первообразе — Боге.
 

Петр Юрьевич Малков - По образу Слова: Статьи

М.: Издательство ПСТГУ, 2007. - 227 с.
ISBN 978-5-7429-0278-5
 

Петр Юрьевич Малков - По образу Слова: Статьи - Содержание

  • От автора
  • Ипостась: личность или индивидуум? (к вопросу о присутствии в святоотеческом наследии смысловых аналогий понятия «личность»)
  • Святоотеческое учение об образе присутствия Христа в Евхаристии
  • О Воплощении без Искупления
  • По образу Слова
  • «Знамение Ионы». Святоотеческое истолкование срока пребывания Спасителя во гробе (догматические аспекты вопроса)
  • Сотериологический аспект православного учения об Имени Божием
  • Имя Божие и православная икона в контексте святоотеческого богословия
  • Дух Божий и дух человеческий (к одной из проблем православной антропологии)
  • Образ воскресения человеческих тел по учению Святых Отцов древней Церкви
  • Антропологические предпосылки учения об апокатастасисе у восточных Отцов Церкви
  • Бах и Гендель: два религиозных мировоззрения в музыке
Указатель цитат Священного Писания
Именной указатель

 Малков - Введение в Литургическое ПреданиеПубликуемый лекционный курс носит обзорный характер. Это связано со спецификой преподавания изучаемой дисциплины слушателям, нуждающимся не столько в углубленном обзоре истории развития чинопоследований Православных Таинств, сколько в ознакомлении с важнейшими основами богословия Таинств, а также с существующим ныне в Русской Православной Церкви порядком совершения богослужения.
Список рекомендуемой литературы» курса сознательно ограничен современными русскоязычными изданиями.
 

Петр Юрьевич Малков - Введение в Литургическое Предание - Таинства Православной Церкви

М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2008.-320 с.
ISBN 978-5-7429-0302-4
 

Петр Малков - Введение в Литургическое Предание - Таинства Православной Церкви - Содержание

Предисловие
Глава 1. Предварительные понятия курса
  • § 1. Литургическое богословие
  • § 2. Церковь Христова
  • § 3. Понятие «Литургическое Предание»
  • § 4. Православные Таинства. Понятия «языческого магизма» и «христианского символа»
  • § 5. Таинство и обряд
  • § 6. О совершителях Таинств
  • § 7. Особенности православного и западного понимания Таинств. Тайносовершительная формула. Действительность и действенность Таинств. Вера и Таинства
Глава 2. Таинства Крещения и Миропомазания
  • § 1. Духовный смысл Таинства Крещения
  • § 2. Проблема Крещения младенцев
  • § 3. История и чинопоследование оглашения и Таинства Крещения
  • § 4. Духовный смысл Таинства Миропомазания
  • § 5. История и чинопоследование Миропомазания, обрядов Восьмого дня и Воцерковления
Глава 3. Таинство Покаяния
  • § 1. Духовный смысл Таинства Покаяния
  • § 2. История и чинопоследование Таинства Покаяния
Глава 4. Таинство Брака
  • § 1. Духовный смысл Таинства Брака
  • § 2. История и чинопоследование Таинства Брака
Глава 5. Таинство Елеосвящения (Соборования)
  • § 1. Духовный смысл Таинства Елеосвящения
  • § 2. История и чинопоследование Таинства Елеосвящения
Глава 6. Таинство Священства
  • § 1. Духовный смысл и история Таинства Священства
  • § 2. Чинопоследование Таинства Священства
Глава 7. Таинство Евхаристии
  • § 1. Духовный смысл Таинства Евхаристии
  • § 2. История чинопоследования Таинства Евхаристии
  • § 3. Порядок совершения Литургии святого Иоанна Златоуста. Духовный смысл и историческое происхождение некоторых ее священнодействий
Приложение. Схемы чинопоследований Таинств
Список рекомендуемой литературы
Указатель цитат из Священного Писания
Указатель имен

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (8 votes)
Аватар пользователя otec Vyacheslav