Пастуро Мишель – Желтый - Синий - Белый - Красный - История цветов

Мишель Пастуро – Желтый - История цвета
Дать определение феномену цвета – дело нелегкое. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в словарь: авторы всегда испытывают большие трудности, пытаясь предложить ясное, четкое, вразумительное определение, уложившись при этом в приемлемое количество строк. Часто определение бывает длинным и витиеватым, но при этом неполным. Порой оно содержит ошибки или просто непонятно для большинства читателей. Редко когда словарю удается успешно выполнить свою функцию, если нужно раскрыть значение слова «цвет». Это относится не только к толковому словарю французского языка, но и к аналогичным словарям других европейских языков, а также, по всей видимости, и всех языков нашей планеты.
 
У этих трудностей есть несколько причин. Понятно, что в течение веков определения цвета существенно различались в зависимости от исторического периода и от конкретного социума; однако даже в рамках современной эпохи на разных континентах цвет не понимается одинаково. Каждая культура осмысляет и определяет его в соответствии с окружающей средой, своей историей, своим научным знанием, своими традициями. И в этом аспекте знания жителей Западной Европы и Америки вовсе не являются образцами, на которые следует равняться, ни тем более «истинами», но всего лишь некоей совокупностью знаний среди других таких же. Кроме того, даже внутри этой совокупности знаний мнения одних специалистов не согласуются с мнениями других. Мне регулярно приходится участвовать в междисциплинарных коллоквиумах, посвященных цвету: там собираются представители самых разных областей науки – социологи, физики, лингвисты, этнологи, живописцы, химики, историки, антропологи, музыканты. Все мы очень рады возможности поговорить на жизненно важную для нас тему. Но уже через несколько минут мы замечаем, что говорим не об одном и том же: каждый специалист рассуждает о цвете, опираясь на свои собственные определения, классификации, убеждения, впечатления. Побудить остальных разделить его точку зрения – задача нелегкая, а иногда просто невыполнимая.
 
За минувшие века цвет определяли сначала как особое вещество, затем как разновидность света, а позднее рассматривали как ощущение: ощущение, которое вызывается светом, падающим на определенный объект, воспринимается глазом и передается в мозг. Во многих языках этимология слова, обозначающего цвет, основана на первом из этих определений: в начале времен цвет осмысляется (и воспринимается) как вещество, нечто вроде пленки, которая покрывает живые существа и неодушевленные предметы. Так обстоит дело, в частности, в индоевропейских языках. Например, латинское слово color, от которого произошли обозначения цвета в итальянском, французском, испанском, португальском, английском и так далее, принадлежит к тому же многочисленному семейству слов, что и глагол celare, то есть «облекать», «маскировать»: цвет – это нечто скрывающее, маскирующее. Это нечто материальное, вторая кожа или оболочка, скрывающая тело. Такой же ход мысли мы замечаем уже у древних греков: греческое khrôma происходит от krôs, слова, обозначающего кожу и вообще все, покрывающее тело. То же самое происходит в большинстве германских языков, например в немецком: слово Farbe происходит от общегерманского farwa, которое обозначает кожу, пленку, оболочку. Схожая мысль выражена и в других языках, причем не только индоевропейских: цвет – это вещество, это покров поверх другого покрова.
 
Но лексика – это одно, а научные теории – совсем другое. Очень рано цвет перестали осмыслять исключительно как вещество: он стал также – и прежде всего – разновидностью света, точнее, результатом преломления света. Аристотель одним из первых начал рассматривать цвет как ослабление солнечного света, возникающее при контакте последнего с предметами, и создал самую древнюю из известных хроматическую шкалу, на которой тона идут от светлых к темным: белый, желтый, красный, зеленый, фиолетовый, черный. В Западной Европе эта шкала оставалась основной научной классификацией цветов вплоть до конца XVII века. А если точнее, до 1666 года, когда Исаак Ньютон осуществил опыты с призмой и сумел разложить белый солнечный свет на несколько лучей разных цветов. И в результате предложил миру науки новую хроматическую шкалу – спектр; на этой новой шкале не было места ни черному, ни белому, а последовательность цветов не имела никакого отношения к аристотелевской классификации, которой до этих пор пользовались ученые. В течение XVIII столетия шкала Ньютона – фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный – постепенно утвердилась как основная классификация цветов во всех областях знания, первым делом в физике, затем в химии2. Она занимает это положение и по сей день.
 

Мишель Пастуро – Желтый - История цвета

М. Пастуро —  «НЛО»,   — (Библиотека журнала «Теория моды»)
ISBN 978-5-44-481656-1
 

Мишель Пастуро - Желтый. История цвета - Содержание

Предисловие
Благодетельный цвет
  • Охра эпохи палеолита
  • Желтый металл
  • Золото в мифах
  • Солярные культы
  • Окрашивать в желтое
  • Одеваться в желтое
  • Дело Клодия
  • О чем рассказывает лексика
  • Цвет, о котором молчат Библия и Отцы Церкви
Неоднозначный цвет
  • Желтому не место в христианской литургии
  • Желтый цвет в геральдике
  • Двусмысленная символика
  • Очарование белокурых волос
  • Желчь и моча
  • Зависть, ложь, измена
  • Одеяние Иуды и балахон Яна Гуса
  • Откуда взялась желтая звезда?
Нелюбимый цвет
  • Желтый цвет художников
  • Желтый цвет ученых
  • Желтый в повседневной жизни
  • Словари и энциклопедии
  • Мода: курс на Восток
  • Неприметность, изгойство, модернизм
  • На границах желтого: оранжевый
  • В мире спорта
  • Желтый цвет в наши дни
Библиография
Благодарности

Мишель Пастуро – Синий - История цветаМишель Пастуро – Синий - История цвета

М. Пастуро —  «НЛО», 2006 — (Библиотека журнала «Теория моды»)
ISBN 978-5-4448-0801-6
 

Мишель Пастуро – Синий - История цвета – Содержание

Введение
Глава I
  • От начала начал до XII века
  • Белый и два его антагониста
  • Бытовые красители: вайда и индиго
  • Краски для живописи: лазурит и медная лазурь
  • Видели ли синий цвет древние греки и римляне?
  • Правда ли, что в радуге отсутствует синий цвет?
  • Раннее Средневековье: о синем цвете – или очень мало, или ничего
  • Рождение богослужебных цветов
  • Прелаты-хромофилы и прелаты-хромофобы
Глава II
  • XI–XIV века
  • Роль Пресвятой Девы
  • О чем говорят гербы
  • От короля Франции до короля Артура: рождение «королевского синего»
  • Вайда, «синее золото»
  • Окрашивание в красное и окрашивание в синее
  • Запреты на смешивание и протравливание
  • Книги рецептов
  • Новый цветовой порядок
Глава III
  • XV–XVII века
  • Законы против роскоши и предписания об одежде
  • Цвета предписанные и цвета запретные
  • От модного черного до высокоморального синего
  • Реформация и цвет: богослужение
  • Реформация и цвет: искусство
  • Реформация и цвет: одежда
  • Палитра художников
  • Новые задачи и новые классификации цвета
Глава IV
  • XVIII – ХХ века
  • Синее против синего: война вайды и индиго
  • Новый пигмент: берлинская лазурь
  • Романтическая синева: от фрака Вертера до блюзовых ритмов
  • Французский синий: от герба до кокарды
  • Французский синий: от кокарды до флага
  • Красный флаг
  • Белый флаг
  • О том, как синий цвет стал играть важнейшую роль в политике и на войне
  • Самый распространенный цвет: от военной формы до джинсов
  • Любимый цвет
Заключение
Литература

Мишель Пастуро – Белый - История цветаМишель Пастуро – Белый - История цвета

М. Пастуро —  «НЛО», 2022 — (Библиотека журнала «Теория моды»)
ISBN 978-5-44-482336-0
 

Мишель Пастуро – Белый - История цвета – Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1
  • От природы к культуре
  • Луна и религиозные культы
  • Неверный образ: белоснежная Греция
  • Шерсть и лен: одеваться в белое
  • О чем рассказывает лексика
  • Белый против черного
ГЛАВА 2
  • Белый цвет в Библии
  • Христианский цвет
  • Белый против красного
  • Вокруг лилии: белый цветник
  • Агнец, лебедь, голубка: белый бестиарий
  • Женский цвет
ГЛАВА 3
  • Рождение новой символики
  • Белый, первый из цветов
  • Родиться и умереть в белом
  • Цвет знати
  • Цвет королей
  • Черная краска, белая бумага
ГЛАВА 4
  • Белый и черный больше не цвета
  • Белый цвет художников
  • Чистота – залог здоровья
  • Одеваться в белое
  • Лексика и символика
Благодарности
Библиография

Мишель  Пастуро – Красный - История ЦветаМишель Пастуро – Красный - История Цвета

М. Пастуро —  «НЛО»,  — (Библиотека журнала «Теория моды»)
ISBN 978-5-4448-1060-6
 

Мишель Пастуро – Красный - История Цвета – Содержание

  • Предисловие
  • Первый цвет
  • Любимый цвет
  • Неоднозначный цвет
  • Опасный цвет?
  • Библиография
  • Благодарности
 
 
 
 
 
 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Vadim